Татьяна Рязанова
Конспект организации непосредственно-образовательной деятельности детей. Тема «Путешествие в подводный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетная образовательная область:
познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
Основной вид деятельности :
экспериментально-исследовательская.
Место проведения:
групповая комната с использованием материалов
экспериментально-исследовательской лаборатории «Любознайка»
Возрастная категория:
подготовительная группа (6-7 лет)
Количество детей : 6 человек
Публикация «Конспект организации непосредственно-образовательной деятельности детей, Тема „Путешествие в подводный мир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Темочки
Конспект НОД составлен в соответствии с рабочей программой экспериментально-исследовательской деятельности «Юные исследователи», реализуемой, в рамках вариативной части ООП детского сада «Теремок», участниками образовательных отношений. Рабочая программа «Юные исследователи» разработана с опорой на парциальную модульную программу дошкольного образования «STEM-образование детей дошкольного и младшего дошкольного возраста» / Т. В. Волосовец, В. А. Маркова, С. А. Аверин и реализует образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой». Занятия по экспериментально-исследовательской деятельности проходят 1 раз в неделю во второй половине дня продолжительностью 30 минут.
Предметно-пространственная развивающая среда:
4 стола, 14 стульев, проектор, ноутбук, экран, аппаратура для музыкального сопровождения; макет вулкана, подносы с песком, сода, красители, моющее средство, лимонная кислота, воронки, стаканы, фильтры, карточка-схема «Фильтруем воду», картинки подводные рифы и мидии, колокольчики.
Инновационные технологии: здоровье-сберегающая, игровая, личностно-ориентированная, коммуникативная, развивающего и проблемного обучения, информационно-коммуникативная, исследовательская, модульная.
Методы, приё мы и формы работы: организационный и сюрпризный моменты; игровая мотивация; смена динамических поз и мизансцен; работа в группе, парами и индивидуально; использование художественного слова; обращение к опыту детей; беседа и рассказ воспитателя, специальное моделирование ситуации общения; словарная работа; использование мультимедийной презентации и музыкального сопровождения; опытно-экспериментальная деятельность и самостоятельное экспериментирование по алгоритму; рефлексия и релаксация; дыхательная и пальчиковая гимнастика; решение проблемных ситуаций; художественное творчество; интеграция образовательных областей и форм работы.
Цель: Систематизация знаний детей об особенностях подводного мира посредством экспериментально-исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Актуализировать знания детей о рыбах и с причиной погружения их на морское дно и всплытия на поверхность, а также познакомить с морскими обитателями, очищающими воду;
2. Расширять знания детей о строении вулкана, причине его извержения и о свойствах сухого песка;
3. Расширять словарный запас детей по темам : «Море и морские обитатели», «Строение вулкана», «Песок и его свойства»;
4. Формировать элементарные математические представления : состав числа 10;
5. Стимулировать желание детей к самостоятельному экспериментированию и поисково-познавательной деятельности в процессе фильтрации воды, экспериментирования с песком и проведения опыта по извержению вулкана;
6. Формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов; проводить опыт, пользуясь карточкой – схемой;
7. Воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемый результат:
• Дети вспомнят внешнее строение рыб и узнают причину погружения на морское дно и всплытия их на поверхность водоёма, закрепят свои знания о свойствах сухого песка;
• Дети познакомятся с мидиями и их способностью очищать морскую воду и научатся самостоятельно очищать воду посредством фильтрации, пользуясь карточкой-схемой опыта.
• Расширятся знания детей о строении и причинах извержении вулкана, и они научатся проводить опыт по его извержению.
• Расширится словарный запас детей по темам : «Море и морские обитатели», «Строение вулкана», «Песок и его свойства».
• Дети повторят состав числа 10.
• У детей активизируется желание к самостоятельному экспериментированию и поисково-познавательной деятельности в дальнейшем;
• У детей формируется умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов, бережное отношение к природе.
Содержание непосредственно образовательной деятельности :
1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Дети заходят в группу (слайд 1)
Воспитатель: В круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья!
В центр круга соберемся
И на место все вернемся.
Мы можем начинать,
Но прежде надо дружно:
Всем здравствуйте сказать. (Рисунок 1)
- Ребята, я хочу познакомиться с вами поближе, в этом мне помогут колокольчики, возьмите каждый себе по колокольчику. Пусть колокольчик зазвенит у того, кто:
- Любит рисовать.
- Кто любит с горки кататься.
-Кто любит спортом заниматься.
- Я сейчас зазвонит мой колокольчик. Я люблю выращивать комнатные растения, ухаживать за ними и дарить их друзьям, а еще я люблю путешествовать.
- Ребята вы любите путешествовать? (Ответы детей)
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, а куда, догадайтесь сами. (На экране появляется картинка подводного мира – слайд 2)
-Правильно, в подводный мир.
- Ребята, как вы думаете, что нам поможет дышать под водой? (Ответы детей)
(появляется на экране картинка акваланга – слайд 3).
-Ребята, давайте наденем акваланги, они у нас необычные, не видимые. (Имитируем, что надеваем акваланги)
- Ребята, а давайте проверим, есть ли в них воздух (вдох-выдох, все готово, можно погружаться. (Рисунок 2)
-Закрывайте глаза, сейчас мы начнем наше погружение. (Слайд 4)
-Детский сад наш изменился,
В океан он превратился,
Мы отправимся гулять,
Дно морское изучать….
2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
- Ребята открывайте глаза. (Рисунок 3)
(Играет спокойная музыка).
- Посмотрите дно морское
Красочное голубое.
Камни серебром блестят,
Красотой своей манят,
Ракушки ослепляют,
Всех в свое царство зазывают.
- Ребята посмотрите как красиво. Где мы с вами оказались? (Ответы детей)
- А как вы думаете, кого мы можем встретить? (Ответы детей)
-Ой, ребята, а я слышу какие-то звуки, а вы? (Ответ детей)
(На экране появляется русалочка – слайд 5).
-Ребята, посмотрите, кого мы встретили на пути? (Ответ детей)
-Давайте поздороваемся.
Слайд – 6: Русалочка: «Здравствуйте ребята, я так рада, что вы появились в морской пучине. Но, у меня случилось несчастье, был сильный шторм и ожерелье, которое мне очень дорого рассыпалось по дну морскому. Жемчужины подобрали морские жители, и что бы собрать все жемчужины в ожерелье они предлагают мне выполнить задания, но мне одной не под силу с ними справиться и я прошу вас о помощи. Помогите ребята».
- Ну что ребята, поможем русалочке? (Ответ детей)
-Руки вместе мы сложили
И по морской пучине мы поплыли… (Рисунок 4)
(На экране появляется раковина – слайд 7)
-Посмотрите, а вот и раковина, в которой было ожерелье. Ожерелье состояло из скольких жемчужин? (Ответы детей - 10)
Сколько не хватает? (Ответы детей - 4)
Значит, нам надо выполнить сколько заданий? (Ответы детей)
- Ну, что поплывем дальше.
Руки вместе мы сложили
И по морской пучине мы поплыли.
(На экране появляется краб – слайд 8)
-Ребята посмотрите, к нам на встречу, кто-то плывет.
Слайд 9 - Краб: «Здравствуйте ребята, я отдам вам первую жемчужину, если вы отгадаете секрет извержения вулкана».
- Ребят, ну что попробуем отгадать извержения вулкана? (Слайд 10)
-А для этого я предлагаю пройти в морскую лабораторию, надеть халаты и занять свои места.
(Перед детьми макет вулкана)
- Ребята посмотрите, что это перед вами? На что похож вулкан? (Ответы детей) (Рисунок 5)
- Ребята, вулканы есть как на земле, так и под водой, некоторые из них могут просыпаться и происходит извержение вулкана. Вулканы, которые находятся под водой, называются подводные вулканы.
- Давайте заглянем внутрь вулкана. (Рисунок 6)
- На вершине горы есть огромная чаша, называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово.
- А эта огромная яма, уходящая глубоко в землю – жерло вулкана. Повторите – жерло.
- А на самой глубине вулкана – расплавленное горячее вещество – магма. (Дети вместе повторяют слово магма).
- Когда вулкан просыпается, магма поднимается по жерлу и через кратер выходит на поверхность горы.
- А откуда она берется в глубине Земли, я вам сейчас расскажу.
- Ученые полагают, что много миллионов лет тому назад Земля была расплавленным, очень горячим огненным шаром. Постепенно поверхность ее остыла, но в самой глубине сохранилось расплавленное раскаленное жидкое вещество, которое называется магмой. Извержение вулкана начинается тогда, когда скапливается много магмы, она устремляется вверх по жерлу и изливается на поверхность.
- Вулканы есть не только на земле, но и под водой и называются подводные вулканы.
-Ребята, а вы хотите увидеть, как извергается вулкан? (Ответ детей)
- Я вам предлагаю данный опыт провести самостоятельно.
- У меня есть волшебные вещества, которые помогут нам в этом. У каждого из вас стоят емкости, это будут у нас маленькие «вулканчики», и ёмкости с «волшебными» веществами.
- Возьмите вещество под номером один и насыпьте его в свой вулкан. (Рисунок 7)
-Возьмите вещество под номером два и добавьте его к веществу номер один.
-Теперь возьмите вещество номер три и насыпьте его в вулкан.
-А теперь добавляем самое главное вещество под номером четыре. Мы добавили все вещества, теперь нам только остается ждать, когда начнут просыпаться наши вулканы. (Происходит извержение вулкана).
- Ребята, какие вы молодцы, вы так хорошо справились с заданием.
(На экране появляется ракушка и первая жемчужина – слайд 11).
- Посмотрите, а вот и первая жемчужина.
- Давайте снимем халаты и отправимся дальше путешествовать по морскому дну.
- Руки вместе мы сложили
И по морской пучине дальше поплыли. (Слайд 12)
- Ребята, посмотрите, кто это плывет к нам на встречу? (Ответ детей)
Слайд 13 - Черепаха: «Ребята, я рисовала рисунок на песке, а морской волной все смыло. Если вы нарисуете красивый подводный мир, я подарю вам за это жемчужину».
-Ну что, поможем Черепахе? (Ответ детей)
- Ребята, посмотрите, а вот и песок. Занимайте места. (Слайд 14)
(Дети садятся за столы, перед ними подносы с песком, разного цвета).
- Дети, а песок у вас одинаковый? (Ответы детей)
- А чем он отличается? (Ответы детей)
- Песок бывает морской, речной, озерный и он может быть разного цвета.
- Наберите в кулак песка и попробуйте его потихоньку просыпать,
- Какой песок? (сыпучий).
- А теперь потрогайте пальчиками, из чего он состоит? (из мелких камушков, из песчинок).
- А если мы добавим воды в песок, какой он станет? (мокрый, влажный).
- Молодцы ребята. Теперь мы можем приступить к выполнению задания. Что нам нужно сделать? (нарисовать подводный мир).
Во время выполнения задания играет спокойная музыка.
-Рисуем волны, водоросли, камни, рыбки. (Рисунок 8)
- Ребята, какие красивые у вас получились картины, я думаю, черепахе тоже очень понравится. (Слайд 15)
- А что это за звук? (Ответ детей)
- Давайте посчитаем, сколько мы уже собрали, и сколько осталось собрать жемчужин? (Ответы детей)
- Отправляемся дальше путешествовать по морскому дну и помогать Русалочке.
- Руки вместе мы сложили,
По морской пучине дальше поплыли.
- Ребята посмотрите, а кто у нас тут прячется в водорослях? Давайте подойдем и посмотрим. (Рисунок 9)
(В аквариуме плавает Золотая рыбка).
- А что умеет золотая рыбка? (Исполнять желание).
- А какое у нас желание? (Помочь Русалочке собрать всё ожерелье)
- Давайте попросим Золотую рыбку вернуть нам жемчужину. Рыбка, рыбка помоги жемчужину нам верни.
(Слайд 16) - Рыбка: «Хорошо я вам верну жемчужину, но вы должны рассказать о рыбках все что знаете».
- Что есть у рыбки? (Голова, туловище, плавники, хвост, чешуя).
- Давайте покажем, как она плавает.
Рыбка плавает в водице, (дети покачивают сложенными вместе руками)
Рыбке весело играть (ладошками из стороны в стороны)
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони).
- Как вы думаете, чем рыба дышит? (жабрами, воздухом).
- Правильно, в воде тоже есть кислород и это мы сейчас с вами проверим.
- Возьмите в руки виноградинки и представьте, что это маленькие рыбки, Давайте мы их запустим в воду. (В вазу налить газированной воды и дети опускают виноград).
- Посмотрите, все наши рыбки опустились на дно. Что вокруг них происходит? (ответы детей). (Рисунок 10)
- Правильно, на них оседают пузырьки газа. Рыбки набирают воздуха, становятся легкими и поднимаются на поверхность, Выпускают воздух, становятся тяжелыми и опять опускаются.
- Ребята скажите, если рыбки нужно всплыть на поверхность, что она делает? (ответы детей). А, чтобы опуститься на дно? (Выдохнуть воздух).
- Ребята молодцы, вы столько знаете о рыбках.
(На экране появляется еще одна жемчужина – слайд 17).
- Ребята, посмотрите ракушку. Что там появилось? (Ответ детей)
- Давайте посчитаем, сколько собрали жемчуга? (ответы детей) (Слайд 18)
- Я предлагаю вам немного отдохнуть, прежде чем отправиться путешествовать дальше, посмотрите перед нами дно морское, усыпано все морскими звездами.
(дети ложатся на ковёр, релаксация «На морском берегу» - слайд 19) (Рисунок 11)
- Ложитесь на ковёр удобно, закройте глаза, и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы лежите в прекрасном месте на берегу моря. Мягкие волны касаются ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Чувствуете, как по телу струится теплый, легкий ветерок. Он прикасается к вашему лицу, шее, плечам, рукам, спине, животу, ногам. Ваше тело становится легким, наполняется силой. Вам дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым, хочется встать и двигаться. Откройте глаза.
- Теперь мы можем отправляться путешествовать дальше.
- Руки вместе мы сложили
И по морской пучине дальше поплыли
(На экране появляется дельфин – слайд 20).
Слайд 21 - Дельфин: «Здравствуйте ребята, если вы отгадаете секрет очищения воды, я вам отдам последнюю жемчужину».
- Для этого задания нам надо пройти с вами в лабораторию. (Слайд 22)
- Как вы думаете, кто засоряет водоемы? (Люди, фабрики, заводы).
- Как вы думаете, что сказала бы вода, если бы она умела говорить? (Ответы детей).
- А как вода очищается в морях и океанах? (Ответы детей). (Рисунок 12)
- А кто еще может очищать, одним людям не справиться? (Ответы детей).
- Очищать воду помогают Мидии, одна мидия в 5 см может пропускать через себя 80 л грязной воды и выпускает в море чистую воду. (картинка «Мидии»)
- Давайте и мы с вами поможем морским жителям очистим воду.
- Ребята перед вами стоит ёмкость, какая в ней вода? (Ответы детей)
-Вам нужно очистить воду.
-Посмотрите на карточку-подсказку, которая поможет вам справится с этим заданием. (Карточка-схема фильтрации воды)
-Что нужно первое сделать? (Ответы детей)
-А что второе? (ответы детей)
-И третье? (Ответы детей)
- Воду можно очищать, пропуская через разные фильтры. Для вас я приготовила салфетки, ватные диски и марлю. Для выполнения опыта вы можете выбрать любой фильтр.
-Можно преступить к выполнению опыта. (Слайд 23, дети через фильтр очищают воду). Играет спокойная музыка.
- Что вы видите на ваших фильтрах? (Ответы детей)
- У кого из вас вода чище? С какими фильтрами вы работали? (ответы детей, дети самостоятельно делают вывод, через какой из фильтров лучше пропускать воду, где она чище) (Рисунок 13)
- Как вы думаете, такую воду уже можно пить? (Ответы детей)
- Конечно нельзя, прежде чем пить, ее нужно ещё несколько раз профильтровать, прокипятить, для того, чтобы убить все микробы.
- Вот мы с вами и отгадали секрет очищения воды.
(На экране появляется последняя жемчужина – слайд 24).
- Посмотрите, мы собрали все жемчужины.
Слайд 25 - Появляется русалочка Слайд 26: «Спасибо ребята, вы мне помогли, собрали все жемчужины для моего ожерелья. И я хочу вас отблагодарить - подарить морские подарки».
- А вот и сундучок с подарками. Давайте откроем и посмотрим, что там. (Дети открывают сундучок и достают ракушки). (Рисунок 14)
- Давайте скажем русалочке спасибо.
Слайд 27 - Ребята, наше путешествие пора заканчивать и возвращаться в детский сад.
- Вокруг себя повернись и в своей группе очутись. (Слайд 28)
3. Заключительная часть (рефлексивный этап)
- Давайте снимем акваланги. (Дети имитируют, что снимают акваланги).
- Ребята, вам понравилось путешествие? (Ответы детей).
- Подойдите к столу с колокольчиками. Возьмите их. Пусть зазвонит колокольчик у того:
- Кому наше путешествие понравилось? (дети звонят, а воспитатель задаёт вопросы тем детям, кто позвонил)
-А что тебе понравилось? (ответы детей)
-Кому было трудно справиться с заданиями? (дети звонят)
- А что тебе было трудно? (ответы детей)
-Пусть зазвенит колокольчик у того, кто расскажет о путешествии своим друзья. (Дети звонят)
- Что ты расскажешь? (ответы детей) (Рисунок 15)
- А сейчас мой колокольчик зазвенит. Вы такие сообразительные, любознательные и надежные друзья, с которыми я бы еще отправилась в путешествие не один раз!
- До свидания, ребята!