Путря Ольга Сергеевна
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Как происходит извержение вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему :
«КАК ПРОИСХОДИТ ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА»
Цель: Познакомить детей с природным явлением — вулканами, их строением, причиной извержения.
Задачи:
-Формировать представление о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений.
Темочки:
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
-Активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава.
-Познакомить детей с профессией вулканолога.
-Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
-Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
-Учить работать по схемам.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность».
Демонстрационные материал: макет вулкана, иллюстрации вулканов различных видов.
Оборудование: смесь для извержения (сода, лимонная кислота, красная краска, столовый уксус, емкости для смешивания, схемы.
Предварительная работа: чтение энциклопедии о вулканах; рассматривание иллюстраций с различными видами вулканов, просмотр короткометражного фильма «Вулканы и гейзеры». Изготовление макета вулкана
Конспект занятия «Вулкан»
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.
Задачи:
• Образовательные:
1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;
2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом);
4. упражнять детей в чтении схем-моделей.
• Развивающие:
1. стимулировать желание детей экспериментировать;
2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
• Воспитывающие:
1. воспитывать бережное отношение к природе;
2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.
Интеграция образовательных областей:
1. Познание
2. Коммуникация
4. Безопасность
Технологии, используемые педагогом в мероприятии
1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:
• педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;
• опора на субъектный опыт ребенка.
2. Игровые технологии:
• игровые задания и упражнения.
3. Технологии поисковой деятельности :
• создание проблемной ситуации;
• детское экспериментирование.
4. Здоровьесберегающие технологии:
• физикультминутка;
• пальчиковая гимнастика
5. Мультимедийные технологии:
• показ презентации.
6. Технологии критического мышления
отгадывание кроссворда
Активизация словаря: лава, пемза, магма.
Методы и приемы: поисковый, объяснения воспитателя, наглядный метод, практический, сюрпризный момент.
Материалы и оборудование: глобус, плакат «Строение вулкана», макет горы вулканического происхождения расположенный на глубоком подносе, картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи», тропинка с препятствиями, видео «Природа вулканов», вода, уксус, моющее средство для посуды, гуашь красного цвета, 4 чайные ложки, столовая ложка, графин, 5 стаканов.
Предварительная работа.
Изготовление макета горы вулканического происхождения :
Ход занятия:
Входим в группу.
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня у меня отличное настроение, я хочу, чтобы оно и вам передалось. Я предлагаю вам встать в круг.
– Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)
Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)
Скорей становитесь со мною в кружок!
Давай улыбнё мся и скажем: “Привет!”
Солнцу: “Привет!”
Гостям всем: “Привет!”
Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки. Посмотрите, у нас с вами получилась замечательная команда. Я надеюсь, что сейчас вы станете настоящими моими помощниками. Пусть сегодня вам поможет сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
1. Основная часть
2. Кто скажет, как называется поселок, в котором мы живем? (Каменный Ключ)
3. А какой район? (Прокопьевский)
4. В какой стране мы живем? (Россия)
5. А вы знаете, что Россия, самая большая страна в мире. Мы с вами живем на удивительной планете, которая называется. Земля. А мы можем увидеть всю землю целиком? (Нет)
-Почему? (Она очень большая).
Чтобы увидеть всю землю целиком люди создали макет планеты Земля. И я принесла вам сегодня такой макет. Кто знает, как он называется? (Глобус).
Наш глобус раскрашен разными цветами. Давайте вспомним, что изображено синим цветом?
Дети: моря, океаны, реки.
Воспитатель: А зеленым, желтым, коричневым.
Дети: Суша, пустыни, горы.
Воспитатель: Ребята, а что же такое горы?
Дети: Это высокие холмы.
Воспитатель: А из чего состоят горы?
Дети: из камней.
Воспитатель: Ребята, теперь я предлагаю вам пройти за стол. Перед вами лежат разные образцы камней. Ребята, перед вами лежат образцы камней. Посмотрите, какой они формы?
Дети: Есть круглые камни, а также угловатые и похожие на многоугольники.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем (для чего)людям нужны камни?
Дети: Камни нужны, для строительства домов. Камни используют для
оформления клумб, альпийских горок, дорожек.
(Может, вызвать одного ребенка, который будет проделывать опыт с водой, а дети после сделают вывод)
Воспитатель: Опустите в емкость с водой один камень и брусок дерева. Что
произошло? Деревянный брусок утонул? (Нет) Почему?
Дети: Деревянный брусок легкий.
Воспитатель: А камень?
Дети: Камень утонул, потому что он тяжелый.
Вывод: камень тяжелый, поэтому он тонет в воде.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем заниматься исследовательской деятельностью по изучению природных явлений. О чем пойдет сегодня речь, вы узнаете, если отгадаете загадку?
«Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан,
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? (Вулкан)
Правильно,мы с вами поговорим про вулканы.
Как вы думаете, что такое вулкан?
Дети: Вулкан – это гора, с отверстием на вершине.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на плакат с изображением вулкана. Какой формы вулкан, на что он похож?
Дети: Похож на пирамиду, конус.
Воспитатель: Правильно, вулкан конусообразной формы.
Воспитатель: А на какую геометрическую фигуру похожа эта огнедышащая гора?
Дети: На конус, на треугольник.
А что извергает вулкан?
Дети: Из вулкана выливается раскаленная лава, камни, пепел…
Воспитатель: Обратите внимание на верхнюю часть вулкана. Как называется вершина горы, из которой извергается вулкан?
Дети: Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.
Воспитатель: А на что он похож?
Дети: Кратер вулкана похож на чашу, дыру, миску и т. д.
Воспитатель: Ребята, а что внутри вулкана?
Дети: это магма.
Воспитатель: А как называется огненная жидкость, выходящая из вулкана?
Дети: Лава.
Воспитатель: А почему внутри магма, а когда выходит наружу-лава?
Дети: Потому что магма, это расплавленные камни и летучие газы, а когда она выходит наружу, то газы испаряются и остаются только расплавленные камни-лава.
Воспитатель: Как вы думаете опасно, людям жить рядом с такой горой?
(Да, людям страшно жить рядом с горой, может произойти извержение вулкана)
Ничто не в силах удержать вулкан. Под его пеплом погибают города, острова и даже страны. Страшная трагедия случилась (произошла) в далеком прошлом. Был стерт с лица земли город Помпея, никому спастись не удалось в этом городе. Через много лет археологам, а кто такие археологи? Археологам удалось раскопать этот погибший город. Эта страшная трагедия произвела огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил трагедию на своем полотне (показать). И назвал он ее «Последний день Помпеи».
Воспитатель: Ребята, подскажите, как называют людей, которые занимаются изучением вулканов?
Дети: Их называют вулканологами.
Воспитатель: В настоящее время ученым-вулканологам удаётся предупредить извержение вулканов. И жители могут покинуть город и спастись.
-Ребята, как вы думаете, а есть ли польза от вулканов? Какую пользу может принести вулкан? (Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ, поэтому почва вокруг них очень плодородная).
- А еще, из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Из затвердевшей лавы строят дома.
Педагог: Ребята, вы, наверное, устали, предлагаю отдохнуть.
8. Физкультминутка «Вулкан».
Вулканы начали «вулканить» (присесть, постепенно подъём
Из жерла лаву извергать. на носочки, руки поднять вверх,
По склонам лава потекла потянуться, сделать
И землю сильно обожгла. несколько встряхиваний
Спустя века закашлял злой расслабленными кистями рук,
Вулкан и пеплом и золой. опустить руки вниз).
Вулкан гремит, вулкан пыхтит! (руки на пояс, поднимаем их вверх
Как грозен он сейчас на вид! с одновременным сжиманием и раз-
жиманием пальцев рук в кулак – 2 раза).
Но вот он начал уставать - (медленное опускание рук с одновремен-
Огонь в нём начал угасать. ным приседанием вниз).
Последний раз огнём дохнул (сидя в приседе, долгий сильный выдох.
дышат как драконы – извергают огонь).
И на десятки лет заснул. (складывают руки под щёку и «засыпают,
спят»).
Воспитатель: А сейчас вспомним, какие бывают вулканы.
Дети: действующие, уснувшие и потухшие.
Воспитатель: перед вами лежат разрезные картинки вулканов, вам нужно их собрать и назвать вид вулкана.
1. действующие - это которые извергают лаву.
2. Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.
3. Потухшие - не извергающие лаву.
Воспитатель: Интересно! Хотите попасть в лабораторию и проделать опыт : извержение вулкана? Для этого возьмите каждый по браслету и наденьте на правую руку. Добраться до лаборатории нам помогут волшебные стрелки. Какого цвета у вас браслет, на стрелку такого же цвета встаем и идем.
Вот мы с вами и попали в лабораторию. Смотрите, в нашей лаборатории есть халат, это халат для профессора, он как раз моего размера. Можно я буду профессором, а вы будете моими помощниками, для вас в нашей лаборатории есть фартучки! Давайте все это наденем. Мы с вами в настоящей лаборатории и поэтому должны соблюдать технику безопасности. Итак, главное правило какое? (В лаборатории нельзя трогать вещества и пробовать на вкус).
-Почему? (Потому что мы не знаем, что это такое).
Итак, на наших столах макеты спящих вулканов. Давайте попробуем их разбудить. В этом нам поможет схема, которую я для вас приготовила. Кто мне поможет ее прочитать?
1. Из синего стакана насыпаем 5 ложек вещества (это сода).
2. Из желтого стакана насыпаем 2 ложки вещества (это лимонная кислота).
3. Из зеленого стакана добавляем 10 капель красной краски.
4. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? Дети: Опасно! Самому пользоваться нельзя.
Воспитатель: Ребята - это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у нас будет все готово.
Итак, из синего стакана набирает вещество ребенок, у которого синий браслет.
Затем из красного стакана набирает вещество ребенок, у которого на руке красный браслет. И последним из зеленого стакана набирает вещество ребенок, у которого на руке зеленый браслет.
Воспитатель: Внимание, приступаем к работе.
-Ребята, кажется наш вулкан «оживает» и из него выходит, пузырясь, лава. (Дети наблюдают извержение вулкана)
Воспитатель: Ребята, мы с вами провели опыт, который назвали как? («Извержение вулкана»).
Вывод: Когда сода и лимонная кислота смешивается с уксусом, появляются пузырьки, происходит химическая реакция.
Проведя данный опыт, мы увидели, как извергается вулкан. Это значит, что мы смогли самостоятельно создать природное явление - извержение вулкана.
Воспитатель:
Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается? Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными! Вы будете изучать, и беречь нашу Землю.