Елена Серебрякова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Мир воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Мир воды».
Организованная совместная познавательная деятельность воспитателя и детей.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество.
ВДД: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Мир воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Планируемый результат: актуализация знаний и жизненного опыта детей о том, где встречается вода, кому и зачем она необходима. Открытие новых знаний о свойствах воды посредством экспериментирования, анализ собственных действий и осмысление полученного результата.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомление детей со свойствами воды : прозрачная, не имеет формы, вкуса, цвета, запаха, растворяет, отражает.
Освоение экспериментирования.
Развивающие:
Развитие и закрепление представлений о свойствах воды и её использовании.
Поощрять и стимулировать проявление речевой активности каждого ребенка; развитие умения анализировать и самостоятельно делать вывод.
Развитие познавательной активности.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и экспериментированию.
Воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу.
Воспитывать бережное отношение к использованию воды.
Материал и оборудование:
Презентация «Мир воды», тазы с холодной (синий) и горячей (красный) водой, пустой (желтый) таз, лейка, мечи (пластмассовые и резиновый, металлическая ложка, лимон, соль, сахар, трубочки для питья, стаканчики, графин с водой, салфетки, мольберт (на нем рисунок облака, краски, баночки с водой (крышки с краской разных цветов на внутренней стороне).
Рефлексивно-корригирующий этап:
Включение нового знания в систему знаний. Осмысление, анализ занятия. Поощрение.
Ход занятия:
Мотивационно-побудительный этап:
Стук в дверь. Появляется воспитатель с игрушкой Буратино: «Ребята, Буратино говорит, что нашел конверт, но не понимает что в нем. Поможем ему разобраться?»
Воспитатель: «Ребята.
Становись скорее в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Дружно за руки беритесь,
И друг другу улыбнитесь.
Как хорошо! Вы дружные веселые ребята и день у нас будет хороший.
Ребята! Сейчас вы отправитесь в путешествие, а в какое узнаете из загадки:
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить,
Без нее нам не прожить!
Правильно ребята – вода!
У Буратино в конверте карта, которая будет вам помогать. На ней изображены цифры и стрелки, которые обозначают, как и куда вы будете двигаться. А на столах лежат капельки с цифрами, вы будете переходить от стола к столу.
Послушайте о правилах безопасности с водой и на воде: горячей водой можно обжечься, лед опасен травмами, в водоёме можно утонуть. Можно ли самостоятельно наливать горячий чай? Включать горячую воду? Что мы делаем, когда выходим на прогулку, а там гололед? Можно ли одним ходить к водоему?»
Ответы детей.
Капелька №1.
На столе стоит таз с холодной (синий) и горячей (красный) водой и пустой (желтый).
Опустим руку в синий таз – холодная. Над красным тазом поднимается пар – горячая (трогать её нельзя, можно обжечься). Если в пустой таз налить холодную воду и добавить туда горячую – вода теплая. В теплую воду опустим руки, вытащим и с рук закапали капельки кап-кап-кап.
Физкультминутка:
Дождик, дождик кап-кап-кап
Мокрые дорожки,
Всё равно пойдем гулять,
Наденем сапожки.
Капелька №2.
Вовлекаем Буратино во все виды деятельности. На столе стоит горшок с комнатным цветком, лейка.
Нужно полевать растения, а то они без воды погибнут (засохнут).
Графин с водой и стаканы, трубочки для питья.
Если мы захотим попить, можно утолить жажду водой.
Капелька №3.
Сюжетные картинки (мальчик умывается, девочка моет руки, няня моет пол; мама стирает, вытирает пыль, убирает дома).
Дети рассматривают картинки и делают выводы : вода нужна для умывания, стирки, уборки и других нужд.
Капелька №4.
Опыты, которые дети проделывают под присмотром воспитателя и делают выводы.
№1. Вода – это жидкость, она не имеет формы, в какую емкость её нальёшь такую форму она и примет. Стоит стакан с водой, переливаем в квадратную формочку, из формочки переливаем в пакет и она принимает форму емкости.
№2. Вода бесцветная, т. е. прозрачная. В стакане с водой мы видим ложку, а в стакане с соком – нет.
№3. Вода не имеет вкуса. Если попить из стакана воды – она безвкусная, а сок – вкусный и сладкий.
№4. Вода не имеет запаха. Вначале нюхаем обычную воду в стакане, а потом воду капнем капельку лимонного сока, то у нее появится запах лимона. Значит, вода может менять свой запах.
№5. В воде могут растворяться вещества. Мы опустили в воду ложку сахара или соли и он растворился и вода изменила свой вкус.
№6. А теперь сюрприз. Возьмем баночки с крышками, потрясем их как следует и увидим, что вода поменяла свой цвет. Она может менять цвет.
Капелька №5.
Стоит таз с водой, рядом лежат мячи пластмассовый и резиновый. Постучим ими по столу, пластмассовые стучат, значит, они твердые, а резиновый тихо стучит – он мягкий. Если мы опустим их в воду, то они будут плавать, не тонут. А если положить в таз металлическую ложку – она утонет.
Игра «мячи в воде». Дети превратились в «мячи» и плавают в воде (поставили руки на пояс, произвольно двигаются, медленно кружатся). На мячи нажали рукой и опустили на дно (кладут руку себе на голову и приседают). А теперь отпустили руку, и мячи выпрыгивают из воды (руки на поясе, подпрыгивают и передвигаются).
Ребята вы молодцы, все задания выполнили и вместе с Буратино узнали много нового. Ну а теперь садитесь и посмотрите внимательно на экран. Слайд №1 – «Мир воды». Вода может быть в разных состояниях.
Слайд №2. Что мы видим? – Дождь.
Всю ночь по крышам бьёт да постукивает
И бормочет и поёт, убаюкивает…
Слайд №3. А сейчас что мы видим? – Роса.
Капельки в траве сверкают,
Травку утром украшают,
С переливами краса,
Как зовут её…
Слайд №4. Здесь изображен – Туман.
С неба облачко спустилось,
И у речки поселилось,
Как причудливо красиво
Бело-сказочное диво,
Этот утренний обман называется…
Слайд №5. Мы видим – Облака.
Белые овечки не сидят на печке,
А плывут издалека,
Кучевые….
Слайд№6. Мы видим – Снег.
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает,
На ладони и во рту.
Слайд №7. Что это ребята? – Град.
С неба падают крупинки,
Это маленькие льдинки,
Им никто уже не рад,
Потому что это …
Слайд №8. Три состояния воды (жидкое – вода, река).
Слайд №9. Парообразное состояние (из чайника идет пар).
Слайд №10. Твердое состояние (лед).
Слайд №11. Грязный водоем – грязная вода. Чистая река – живут рыбы.
Слайд №12. Берегите воду!
Физкультминутка:
Дождик песенку поет кап-кап-кап,
Только кто её поймет кап-кап-кап,
Не поймешь ни я, ни ты,
Но зато поймут цветы,
И весенняя листва, и зеленая трава.
Лучше всех поймет зерно –
Подрастать начнет оно
Кап-кап-кап.
Молодцы ребята, а теперь подойдите к мольберту и нарисуйте, то о чем вы сегодня узнали.
Рисуют дождь, цветы, деревья, траву.
Салфетками вытирают руки после рисования.
Рефлексивно-корригирующий этап:
Ребята вы молодцы, вы столько сегодня много сделали, узнали, показали буратино много нового и интересного. Скажем ему до свидания, пусть приходит к нам в гости. Скажите, какое у вас настроение? А теперь пойдем и попьём вкусный сок.