Галадюк Валерия
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Знакомство с электричеством» в подготовительной группе
Основной вид детской деятельности: познавательная, исследовательская
Форма проведения мероприятия: игровая
Используемые образовательные технологии: технология исследовательской деятельности, информационно – коммуникативные технологии, личностно – ориентированная технология.
Цель: расширение и обобщение представлений детей об электричестве и его использовании через организацию опытно - экспериментальной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
1. Уточнить представления об электричестве;
2. Познакомить детей с причиной возникновения и проявления электричества;
3. Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности;
4. Формировать навыки логического мышления во время исследовательской деятельности, навыки анализа и умение делать выводы.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;
2. Воспитывать умение вести диалог, работать в коллективе;
3. Воспитывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Развивающие:
1. Развивать интерес к окружающему миру;
2. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, мыслительную активность, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
Планируемый результат: дети систематизируют и закрепят знания об электричестве и его использовании в жизни человека.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы по теме.
Оборудование: часы, тарелочки, пластмассовые трубочки, бумажные рыбки, кусочки шерстяной ткани, воздушные шары.
Ход мероприятия
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Дети встают в полукруг
Воспитатель:
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу
Нам здороваться не лень,
Всем привет и добрый день!
Если каждый улыбнется - утро доброе начнется!
Доброе утро!
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель. Я принесла сегодня вам часы, чтобы было удобно заниматься, и мы не пропустили другие важные дела. Но, по-моему, они не работают. Не слышно, что бы они тикали, да и стрелки стоят на месте. Что же с ними такое? (Завод кончился, нет батарейки, батарейка села, и т. д.) Осматриваем часы, выясняем, что нет батарейки. Воспитатель. Попробуем поставить батарейку. Как вы думаете, почему стрелки на часах стали двигаться? Верно, когда мы вставили батарейку, через часы пошел электрический ток, и часы заработали. Стрелки движутся, часы тикают. Что же за сила скрывается в батарейке? Как вы думаете? (предложения детей.) Ребята! Я вам сейчас загадаю загадку, а ответ на нее подскажет нам, что же это такое. Слушайте внимательно.
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это. (Ответ: Электричество)
Воспитатель: Правильно, ребята. Это его величество – электричество или его еще называют электрический ток. Электрический ток похож на реку. В реке течёт вода, а по проводам текут маленькие частицы. Маленькие частички называются электронами. Что работает от электричества?
Дети: Электроприборы
Воспитатель: Электроприборы наши верные помощники. Это сложные устройства, которые питаются электричеством и выполняют самую разнообразную домашнюю работу. Одни стирают белье, другие помогают на кухне, третьи собирают пыль, четвертые сохраняют продукты и т. д. Электроприборы сберегают наше время и силы. Представьте, что вдруг из дома исчезли бы все электроприборы. Насколько труднее пришлось бы тогда людям! Сейчас предлагаю вам отгадать загадки, чтобы узнать, какие вы знаете электроприборы!
Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер "ТУ"
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
Отгадка (ответ): Пылесос
Летом папа нам привез
В белом ящике мороз —
И теперь мороз сухой
У нас и летом и зимой
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.
Отгадка (ответ): Холодильник
Четыре синих солнца у бабушки на кухне,
Четыре синих солнца горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны.
Отгадка (ответ): Электроплита
Этот ящик очень любят,
Он умеет говорить,
И показывать он будет,
Только надобно включить.
Отгадка (ответ): Телевизор
Этот чудо-аппарат
Постирает всё подряд.
Он помощник для хозяйки,
Что за чудо, отгадай-ка. (Стиральная машина)
Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него…. (утюг)
Воспитатель: Давайте вспомним, для чего нам нужен тот или иной электроприбор.
Игра «Для чего это нужно?»
Воспитатель, кидая мяч детям, называет электроприбор, задача детей, поймав мяч, назвать действие с названным электроприбором.
Утюг–гладит
Миксер–смешивает
Фен–сушит
Лампа–освещает
Пылесос–пылесосит
Вентилятор–охлаждает
Холодильник–замораживает
Микроволновка–разогревает
Чайник–кипятит
Стиральная машина–стирает
Швейная машина–шьет
Обогреватель – греет
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧТО ЕСТЬ, ЧТО БЫЛО»
Воспитатель: Сейчас электричество есть в каждом доме, но так было не всегда. Давайте, ребята, на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. Поиграем в игру «Что есть, что было».
Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам, и предметы, которыми пользовались до появления электричества. Мальчики, возьмите любую карточку с изображением бытовой техники. А вы, девочки, карточку с изображением предмета, которым пользовались раньше, и найдите пару.
Дети берут карточку с изображением электроприбора и подбирают пару: (стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электроплита – русская печь, электролампа – свеча, вентилятор – веер, миксер – венчик, чайник – самовар, магнитофон – гармонь, балалайка, калькулятор – счеты, швейная машина — игла).
Воспитатель: Молодцы! С заданием справились. Вы увидели, как было раньше, порадовались, как стало удобно сейчас.
БЕСЕДА ОБ ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ
Воспитатель: Итак, мы узнали, что электрический ток похож на реку, в которой течет вода. И течёт эта электрическая река по проводам в определённом направлении. Вырабатывают электрический ток большие мощные электростанции (Показ картинок).
Они бывают разные.
Гидроэлектростанции (ГЭС) – вырабатывают электричество, с помощью потока воды.
Тепловые электростанции (ТЭС) – вырабатывают электричество, с помощью сжигания топлива.
Солнечные-с помощью солнца. Ветровые–с помощью ветра.
Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанным глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки.
Как вы думаете, а в природе можно встретить электричество? (Ответы детей.)
Кто во время грозы видел молнию? Разряд молнии — это разряд электричества. Посмотрите на фотографии. (Демонстрация иллюстрации.)
У молнии очень мощный электрический разряд, он опасен для жизни человека. Деревья притягивают молнии, через них и через землю разряд может попасть в наше тело и причинить большой вред здоровью. Поэтому нельзя во время грозы прятаться под деревьями.
Воспитатель: А опасно ли электричество? (ответы детей).
Электрический ток очень опасен, поэтому нужно соблюдать правила безопасности в работе с электроприборами. С ними нужно правильно общаться. Давайте вспомним правила безопасности с электричеством, которые помогут избежать беды.
1. НЕЛЬЗЯ засовывать в розетку посторонние предметы, особенно металлические!
2. НЕЛЬЗЯ прикасаться к включенным электроприборам мокрыми руками!
3. НЕЛЬЗЯ оставлять включенные электроприборы без присмотра! Уходя из дома, всегда проверяйте, потушен ли свет, выключены ли электроприборы.
4. НЕЛЬЗЯ перегружать работой электроприборы! Может произойти замыкание, что приведёт к пожару.
5. НЕЛЬЗЯ пользоваться неисправными розетками и электроприборами!
6. НЕЛЬЗЯ включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие!
Если вы будете соблюдать эти несложные правила, то электричество всегда будет вашим другом.
ФИЗМИНУТКА
Воспитатель: Как называются маленькие частички? (ответы детей, индивидуальное и хоровое повторение) электрончики.
Воспитатель: Давайте представим, что мы маленькие электрончики.
Дети вместе с воспитателем встают друг за другом. В ходе движения проговаривают стихотворение:
Ток бежит по проводам (бег на месте)
Свет несет в квартиру нам
Чтоб работали приборы (постучать кулачками друг о друга)
Холодильник, мониторы (обнять себя, подражать от холода, показать «козырек»,
Кофемолки, пылесос (движение рук по кругу, изобразить как пылесосим,
Ток энергию принес (хлопки)
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
Воспитатель: Есть электричество опасное, а есть электричество и неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его «поймать», то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в лабораторию, где вы научитесь ловить доброе электричество. Теперь мы с вами научные сотрудники. Садитесь на свои места.
ОПЫТ 1
На столах лежат воздушные шарики. Сейчас мы попробуем поймать электричество. Возьмите ваши шарики и энергично потрите их о волосы. Что происходит с волосами? (они поднимаются). Волосы электризуются, когда вы можете наблюдать подобное (при расчесывании волос). Что же это значит? Это значит, что электричество живет в волосах. Отрицательно заряженный воздушный шарик будет притягивать к себе положительно заряженные волосы и поднимать их.
ОПЫТ 2
Перед детьми на столе лежат кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, бумажные бабочки.
Воспитатель: Дети, возьмите палочку и прикоснитесь к бумажным бабочкам. С бабочками что-то происходит? (Нет)
Как же заставить бабочек притянуться к палочке? Предположения детей.
Сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им палочку. Медленно поднесите её к бабочкам и тихонько поднимите её. Что же происходит с бабочками? (Бабочки притянулись к палочке)
Как же палочка стала электрической? (Её натёрли кусочком ткани)
А на себе вы когда-нибудь ощущали лёгкий треск, а иногда даже искры, когда снимали одежду? (ответ детей)
Вывод: электричество живёт в одежде, в шерстяной ткани. Молодцы вы поймали электричество.
Игра «Рыбалка»
Воспитатель: А теперь попробуем сделать другие предметы волшебными.
ОПЫТ 3
- А теперь подвиньте тарелочки с овсяными хлопьями. Возьмите снова шарики. Вы мне сейчас сами скажете, как сделать шарик волшебным, чтобы к нему притянулись хлопья (потереть о волосы или шерстяную ткань) Потрем наш шарик о волосы или ткань, он наэлектризовался. Поднесем его к тарелочке и хлопья, как по волшебству, окажутся на шарике.
- Ребята, мы сейчас с вами наблюдали действие статического электричества. Если воздушный шарик или пластмассовые предметы потереть о волосы или ткань, то они электризуются и могут притягивать к себе мелкие предметы из бумаги, овсяные хлопья и др.
ИТОГ
Воспитатель: Ну что, ребята, вам понравилось быть научными сотрудниками? Что мы с вами узнали об электричестве? (Электричество бывает опасное и неопасное).
Что больше всего понравилось вам?
Что нового вы узнали?
О чем расскажите мамам и папам?