ТАТЬЯНА ЕНИВАТОВА
Конспект ООД «Знакомство с мордовскими народными играми» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- воспитывать у детей патриотические чувства к своей малой родине;
- воспитывать интерес и уважение к национальным традициям;
Задачи:
- продолжать знакомить детей с мордовскими народными играми;
- развивать связную речь, продолжать учить выразительно, рассказывать стихи;
- учить выполнять роль водящего в подвижной игре; к самостоятельному выполнению правил;
Публикация «Конспект ООД „Знакомство с мордовскими народными играми“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Мордовские народные игры
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
- воспитывать желание играть в мордовские народные игры;
- обобщить знания о государственной символике Мордовии;
- воспитывать аккуратность к работе.
Оборудование: колечко, платочек, клей, полоски красного, белого и синего цвета на каждого ребенка, кисточки, салфетки, Флаг Республики Мордовия.
Предварительная работа: беседа, чтение произведения мордовского фольклора, рассматривание иллюстраций, экскурсии в мини-музей.
Словарная работа: мордовская народная игра.
Области образования: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Ход ООД:
I. Организационная часть.
Воспитатель: А сейчас поздороваемся по-мордовски.
Дети: Шумбрат.
Воспитатель: Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
(дети садятся на стульчики).
II. Основная часть.
Воспитатель: Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем
И березки у дороги,
По которой мы идем.
1 ребенок: Что мы Родиной зовем,
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
2 ребенок: Что мы родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И скворцов весенней песни
За распахнутым окном.
Воспитатель: Ребятки, а как называется наша Родина?
Дети: Наша Родина – Россия.
Воспитатель: как называется наша маленькая Родина?
Дети: Республика Мордовия.
1 ребенок: В России средь березовых просторов
Полянка есть – Мордовия моя.
Она, как песня матери
С которой, за горы уходил и за моря.
2 ребенок: Волну к волне соединяют реки
И вот уже журчит одна струя,
Мордовия, любимая навеки!
Моя полянка – сторона моя!
Воспитатель: А как называется город, в котором мы живем?
Дети: Город Саранск.
1 ребенок: На той полянке город есть красивый,
Кормилец мой и вдохновитель мой,
Над Мокшею там наклонились Ивы,
Так же как рядом над Окой.
2 ребенок: (Саша) Мой Саранск,
Мой чудный город,
Зелен ты, красив и дорог,
Родились мы здесь, живем,
Город Родиной зовем!
Воспитатель: Да, ребята, мы живем в Мордовии. В республике живут люди разных национальностей: русские, мордва, татары… Все они друг с другом дружно, друг другу помогают в беде, вместе радуются.
На праздниках поют песни, танцуют, а так же играют в различные веселые игры. У каждого народа есть свои интересные и познавательные игры, которые нас учат быть сильными, ловкими, смелыми, а так же внимательными, умными, добрыми, отзывчивыми.
Такие игры есть и у мордовского народа. Эти игры слагались, то есть сочинялись, а потом передавались из поколенья в поколенье, то есть наших бабушек и прабабушек учили играть их бабушки и мамы, а потом они учат играть и нас.
Мордовские народные игры учат нас быть добрыми, помогать друг другу, рассказывают нам о том, как и во что, играли раньше детки.
Воспитатель: Какие вы знаете мордовские народные игры?
Дети: «В белочек», «В журавлей», «В волков», «Колечко», «В круги».
Воспитатель: А вы хотите поиграть в мордовскую игру?
Дети: Да.
Воспитатель: В какую игру поиграем?
Дети: «Колечко».
Воспитатель: А по-мордовски она называется СУРКС. Хором скажем …
Дети: Суркс.
Воспитатель: прежде чем начать игру, нужно выбрать водящего с помощью считалки (выбирается ребенок, и он начинает проговаривать считалку) :
Один, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть,
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Игра «Колечко» («Суркс»).
Воспитатель: Все встают в круг. Водящий в центре, потом водящий нарочно передает колечко ребятам по-очереди. Тот ребенок, которому водящий по-настоящему передаст колечко, после слов водящего «Выходи со мной плясать» выходит с водящим в центр круга и начинают плясать под музыку. Всё понятно? Итак.
Хором: Раю, раю, раю,
Игру мы начинаем.
(Игра проводится под музыку, дети выполняют элементы движений мордовского танца, проводится 3 раза).
Воспитатель: Молодцы! Устали? Немного отдохнем. Присели все на стульчики.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Игра «В круги»
Воспитатель: А хотите ещё поиграть?
Дети: Да.
Воспитатель: А поиграем мы в мордовскую народную игру «В круги», а по-мордовски называется «Кругсо» (дети повторяют).
Воспитатель: Но сначала нам снова нужно выбрать водящего. Посчитаем считалку по-мордовски.
Вейке, кавто, колмо, ниле, вете,
Минь карматано налксиме вейсэ.
Воспитатель: Молодцы! становятся в круг. Водящий стоит с завязанными глазами в центре круга. Итак, все Детки берутся за руки, ходят по кругу и приговаривают:
Отгадай, чей голосок,
Становись во кружок
И скорей кого-нибудь
Своей ручкой ты коснись,
Отгадать торопись.
Дети останавливаются, а водящий приближается к ним и ощупывает их; он должен узнать ребенка и назвать его ему. Если водящий угадает ребенка, то они меняются местами и игра продолжается.
Хором: Раю, раю, раю,
Игру мы начинаем.
(Игра проводится под музыку, дети выполняют элементы движений мордовского танца, проводится 3 раза).
Воспитатель: Молодцы! Садитесь все на стульчики.
Воспитатель: Вам понравилось играть?
Дети: Да.
Воспитатель: А сейчас сели все за столы. Посмотрите, что у меня в руках?
Дети: Флаг нашей родной республики.
Воспитатель: Из каких цветов состоит наш флаг?
Дети: Из красного, белого и синего цвета.
Воспитатель: Что обозначает красный цвет?
Дети: Красный цвет – цвет отваги, солнца; белый – облака, доброта; синий – голубое небо, мир на Земле.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы вместе сделаем флаг Республики Мордовии своими руками. Сначала проверим, всё ли у нас есть для работы (дети называют принадлежности и материалы к работе).
Воспитатель: Начинаем нашу работу (дети под мордовскую народную музыку выполняют аппликацию).
Проводится анализ работ.
Воспитатель: В какие игры мы играли сегодня?
Дети: мы играли в мордовские народные игры «Колечко», «В круги».
Воспитатель: Молодцы!
Гостям скажем «До-свидания», а по-мордовски «Вастомазонок».
Литература:
1. «Валдоня» Программа и методические рекомендации для дошкольников.
2. Хрестоматия к программе «Валдоня».