Ольга Иванова
Конспект ООД в старшей подготовительной группе «Планета Земля в опасности»
▼ Скачать
Цель: Создать условия для формирования знаний детей о природе, о нашей планете.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Программные задачи:
Образовательные: Дать представление о том, что наша планета Земля сейчас в опасности : во многих местах вода, почва, воздух стали грязными. Учить детей различать объекты живой и не живой природы. Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на планете Земля, есть жизнь.
Публикация «Конспект ООД в старшей подготовительной группе „Планета Земля в опасности“» размещена в разделах
- Дни защиты от экологической опасности, 15 апреля - 5 июня
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающие: Развивать воображение, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.
Воспитательные: Воспитывать стремление беречь нашу Землю, экономно относится к природным богатствам. Воспитывать любовь к природе, правильное с ней отношение, желание изучать ее. Воспитывать интерес к окружающей среде, любознательность.
Словарная работа: активизация словаря: планета, глобус, опасность, загрязнение воды и воздуха, воздух какой: прозрачный, невидимый, чистый, звукопроводимый; движение воздуха, экологические знаки.
Материал: глобус, иллюстрации, схема живой и неживой природы, стакан, банка с водой, бутылки пустые, трубочки, плакат SOS, экологические знаки.
Предварительная работа:
Рассматривание глобуса, карты.
Чтение познавательной литературы по экологии.
Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми о домашних и диких животных, о перелетных и зимующих птицах, о свойствах воды и воздуха.
Просмотр видеофильмов о планете, о солнечной системе, о видах загрязнения окружающей среды.
Рассматривание схемы живой и неживой природы.
Рисование экологических знаков.
Методы работы:
1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение);
2. Наглядно-демонстрационный (картина с изображением солнечной системы, виды загрязнения окружающей среды, схема живой и неживой природы, экологические знаки, плакаты – сигнал бедствия);
3. Практический (самостоятельная деятельность детей);
4. Игровой (физкультминутка, игры);
5. Методы контроля (анализ выполненных заданий).
Ход ООД.
Воспитатель: Ребята, у нас у всех есть день рождения. И вот люди договорились, что у нашей планеты тоже должен быть день рождения. Таким днем стал 22 апреля. Это день рождения наших лесов, рек, озер, животных, птиц, насекомых – это день защиты нашей природы.
Ребята давайте поговорим о нашей планете.
Вопросы для детей:
- Как называется наша планета? (Земля).
- А какие еще планеты вы знаете (Меркурий, Венера, Луна, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
Воспитатель: Давайте вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты (рассматривание глобуса). Наша планета - это огромный- преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.
Вопросы для детей:
- А почему вашу планету называют голубым шаром? (потому, что большую часть поверхности Земли покрывает вода).
Земля – это не только вода, но и суша. Это огромные материки, где живут звери, птицы, где растут деревья, цветы, где высятся горы и дышат жаром пустыни: Африка, Америка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида.
Вопросы для детей:
Чего больше на земном шаре воды или суши?
Кто живет в морях и океанах? А на суше?
А где на земном шаре живем мы с вами?
Как называется наша страна?
Как называется наш город? Республика? Столица?
Физкультминутка.
Один, два, три, четыре, пять Ходьба на месте
В космос мы летим опять Соединить руки над головой
Отрываюсь от земли Подпрыгнуть
Долетаю до луны Руки в стороны, покружиться
На орбите повисим Покачать руками вперед-назад
И опять домой спешим Ходьба на месте
Воспитатель: Ребята мы все: люди, животные, растения – жители Земли.
Но наша планета находиться в опасности!
На ней много больных мест. Это случилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, атомных станций.
От этих предприятий загрязняется воздух.
Его загрязняет дым, который выходит из труб в небо. Газы от машин, отходы от заводов сливаются в водоемы, реки, моря и загрязняют их.
Нефть из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов. Так загрязняется наша планета Земля, от этого гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет наша природа!
Вопросы для детей:
Ребята, а как вы понимаете понятие природа?
Приведите примеры (солнце, воздух, вода, птицы….)
Воспитатель: Всю природу земли можно разделить на два огромных мира – мир живой и неживой природы (рассмотрение схемы живой и неживой природы).
На столе у меня лежат картинки, помогите мне их разделить.
Проводиться игра «Живая и неживая природа»
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, мы – люди относимся к какой природе?
Вопросы для детей:
- А чем человек отличается от животных?
- А как вы думаете, природа может жить без человека?
- А человек без природы?
Представьте себе, если бы не было воздуха, чтобы случилось?
Давайте сначала вдохнем глубоко-глубоко, а потом выдохнем.
Дыхательная гимнастика: «Дыши медленно».
Встать прямо, ноги слегка расставлены, руки внизу. Спокойно дышать носом: 6-7 раз.
Вопросы для детей:
- Как вы думаете, что мы вдыхаем?
- Что такое воздух, какой он?
- Мы его видим? Может, его вовсе нет?
Ребята, а давайте, исследуем свойства воздуха и проведем опыты, но перед этим мы разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «Космос».
Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладоши)
планеты будем мы считать.
К Солнцу ближе всех Меркурий, (загибаем пальцы на каждое название планеты)
На Венеру полюбуюсь,
Вот Земля — наш дом родной,
Шар любимый голубой.
Мимо Марса пролетаю,
И Юпитер наблюдаю.
Вот Сатурн и Уран
Показали кольца нам.
Вот Нептун,
А вот Плутон,
Дальше всех от Солнца он.
Все планеты хороши, (хлопаем в ладоши)
полетали от души! (пальцы сжаты, большой палец вверх)
Опыт 1.
Воспитатель берет в руки стакан.
Ребята как вы считаете этот стакан пустой?
А давайте проверим, так ли это?
Воспитатель ставит на столик банку с водой и стакан.
Переворачивает его вверх дном и медленно опускает в банку с водой. Что получается? Попадает ли вода в стакан? А почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
А почему мы сначала думали, что в стакане ничего нет? (прозрачный, невидимый). Это одно из свойств воздуха. Ребята, нам удалось увидеть воздух – невидимку, а теперь предлагаю, и услышать его.
Опыт 2.
Возьмите бутылку, приставьте к нижней губе и подуйте сбоку в горлышко. Что вы слышите? (звук). Когда воздух дрожит, возникает звук.
А что делает артист, играющий на духовых инструментах? Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получается звук.
Ребята, звуки распространяются по воздуху. Звуки бывают только там, где нет воздуха, ничего не слышно.
Вывод: воздух проводит звук, звук распространяется по воздуху.
Опыт3.
Взять стакан с водой и трубочки из-под сока. Опустить трубочки в стакан с водой и потихоньку дунуть в трубочку. Объяснить, что пузырьки это и есть воздух, и мы его видим. Затем дуем с разной силой, чтобы услышать воздух.
Вывод: воздух может двигаться с разной силой.
Воспитатель: Ребята, скажите, а где чистый воздух; в городе или в лесу? А почему? (ответы)
Мы сегодня с вами начали говорить, что наша планета в опасности! Она просит помощи. А вы знаете сигнал бедствия?
Я вам скажу: SOS (плакат с надписью). Это призыв о помощи. Как же мы сможем помочь нашей планете? Чтобы помочь ей, надо научиться любить ее с детства, научиться понимать, как живут все живые существа. А что мы сможем сделать, чтобы воздух был чистым? Что мы делаем для того чтобы в группе был чистый воздух? На участке? А сейчас я хочу узнать любите ли нашу природу, умеете ли заботиться о ней?
Игра «Сделай шаг»
Дети встают в один ряд, воспитатель каждому задает вопрос. Если игрок отвечает правильно, делает шаг вперед, если нет - остается на месте.
Вопросы для детей:
Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас?
У какого насекомого уши на ногах?
Сколько ног у паука?
Какие птицы прилетают к нам первыми?
Какой гриб носит название лесного хищника?
Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей кто - это?
У какого дерева ствол белый?
Как называется дом у муравьев?
Что страшнее для птицы – голод или холод?
Как называется человек, который лечит животных?
Кто носит свой дом на спине?
На каком дереве растут желуди?
Карась, щука, сом, окунь кто - это?
Какая птица лечит деревья?
Какую птицу называют лесное «радио»?
Как называют человека, который охраняет лес и следит за порядком?
Чем питается бабочка?
Кто в лесу плетет паутину?
Сколько крыльев у жука?
Кто спит вниз головой?
Какого цвета листья на деревьях зимой?
Какие яблоки растут на березе?
Какое насекомое питается кровью?
Воспитатель: Ребята дома поговорите с родителями: о нашем городе, о нашей природе. Спросите в опасности ли наш город или нет?
Если да, то почему? И что ему угрожает? Чем мы можем помочь нашему городу? А завтра скажете надо ли ставить рядом с нашим детским садиком значок SOS.
Воспитатель: Понравилось, вам, ребята, изучать нашу планету? Ребята, о чем мы сегодня говорили с вами на занятии? Что нового вы узнали для себя на занятии?
На этом, ребята, наше занятие окончено. Вы очень хорошо поработали, и справились со всеми сложными вопросами.