Татьяна Костромина
Конспект ООД в старшей группе «Ярмарка народных промыслов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
Тема : «Ярмарка народных промыслов» .
Цель: закрепление знаний детей о народных промыслах. Задачи: Образовательные: актуализировать знания детей о разных видах народного декоративно-прикладного искусства;
Публикация «Конспект ООД в старшей группе „Ярмарка народных промыслов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
- продолжать формировать знания об особенностях изделий дымковских и филимоновских, хохломских и гжельских мастеров.
Развивающие: развивать память, внимание, воображение, речевой слух, творческую фантазию детей.
Воспитательные: воспитывать интерес к народно-прикладному искусству, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров; развивать эстетический вкус; продолжать прививать детям любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству. Словарная работа: Обогатить словарь детей словами по теме занятия: травинки, капельки, усики, завитки, кустики и др. Развивать навыки творческого рассказывания, навыки связной речи.
Методические приемы: Рассказы воспитателя и детей о народном творчестве. Вопросы детям, проблемные вопросы. Использование народных игр, потешек, загадок, пословиц. Рассматривание предметов искусства, анализ, классификация. Объяснения, показ.
Материалы и оборудование: Выставка дымковских и филимоновских игрушек, гжельских и хохломских изделий; семеновская матрешка девятиместная, мезенский расписной деревянный сундук, русские народные костюмы для детей; шест с лентами для игры «Карусель», пары деревянных ложек по количеству детей.
Предварительная работа педагога: Подбор детской и методической литературы. Подбор стихов, песен, частушек и русских народных игр. Изучение истории русских народных промыслов. Подбор изделий народных мастеров, оформление выставки. Изучение и уточнение техники росписи элементов гжельского промысла. Оформление детских работ и выставки для родителей. Составление педагогом конспекта организованной образовательной деятельности.
Предварительная работа с детьми группы : Рассказ воспитателя об историии народных промыслов. Постепенное внесение изделий народных промыслов с рассматриванием и выделением особенностей. Чтение литературы и рассматривание иллюстраций. Составление рассказов детьми. Слушание и пение русских народных музыкальных произведений. Разучивание стихов, частушек, хороводов. Лепка по темам народных промыслов. Знакомство с элементами разных видов росписи: проведение аналогии, сравнения, анализа. Роспись силуэтов глиняных игрушек, хохломской и гжельской посуды. Проведение русских народных подвижных игр «Жмурки», «Гуси –лебеди», «Карусель».
Индивидуальная работа: Отработка с детьми техники рисования элементов росписи гжельского народного промысла. Индивидуальные беседы. Разучивание пословиц и поговорок, стихов и частушек.
Ход организованной образовательной деятельности.
(Дети под. народную музыку входят в музыкальный зал).
Воспитатель их встречает: Эй, не стойте у дверей, Заходите поскорей Мы народ весь соберем - Нашу ярмарку начнем!
(Дети вошли в зал, сели на стулья).
Воспитатель: Ребята! Наша страна Россия огромная. В ней много городов, поселков, деревень. В них живут красивые, добрые и талантливые люди, которые своими руками создавали произведения народного искусства. Это различные деревянные и глиняные игрушки, расписная посуда, домашняя утварь, яркие подносы. Затем все это мастера продавали на ярмарке. Ярмарка - это место, куда, съезжались с разных мест продавцы с товаром и покупатели. А некоторые люди приходили себя показать, да на других посмотреть. На ярмарке можно было поиграть в различные игры, померяться силой, попеть песни и станцевать народные танцы. Очень весело проходили ярмарки на Руси. Приглашаю вас на ярмарку. Слышите музыку? Народ уже веселится, давайте и мы присоединимся.
Внимание! Внимание! Внимание! Открываем веселое гуляние! Веселись, честной народ, Тебя ярмарка ждет!
Танец «Ой, лето» (Иван Купала «Заинька»).
Воспитатель:
-Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ, А на ярмарке товары, продаются самовары, Покупают люди сушки и отличные игрушки!
Вот мы сейчас и посмотрим, что привезли на ярмарку мастерицы.
(Воспитатель подводит детей в выставке филимоновских игрушек).
Ребенок : - Есть под Тулой деревенька. Филимоново зовут, И живут там мастерицы, что добро в дома несут. И добро там непростое. И не злато – серебро.. Филимоновской игрушкой называется оно.
Воспитатель: А сейчас посмотрим, какие игрушки умеют делать мастерицы?
1 ребенок (показывает петушка) :
- С переливами поет. Утром будит весь народ. Золотистый гребешок гордо носит (петушок).
2 ребенок:(показывает филимоновскую барышню) :
- Ты откуда к нам пришла такая вся простая. Без хитрых затей с длинной шеей и расписная Для игры и забавы детей (Филимоновская барышня).
Воспитатель:Какие еще делают игрушки мастерицы? (Ответы детей). Почему игрушки любят дети и взрослые? Потому что эти игрушки – свистульки. Подуешь в такую свитульку, и сразу хочется веселиться и играть. Какая же ярмарка без игр? На игрищах наших игр разных – тьма! - В играх рот не открывай, ловкость, смелость проявляй!
Ребенок:
Песни, игры, хороводы Не уйдут из моды. Собирайтесь, детвора, Карусель крутить пора!
Воспитатель: Приглашаю вас всех кататься на качелях – каруселях!
Рус. нар. игра «Карусель» (русская народная мелодия).
Дети:
-Еле – еле – еле – еле завертелись карусели, А потом кругом, кругом – все бегом, бегом, бегом. … Закрутили, завертели колесо у карусели. Весело нам, весело! Всем нам ехать весело!
(После игры дети садятся на свои стулья).
Воспитатель: На нашей ярмарке не только веселятся и играют, но и состязаются по уму. Вот поглядим сейчас, как вы умеете разгадывать загадки:
-Кофточка цветная, юбка расписная. Шляпа трехэтажная, статная и важная (Дымковская барышня).
- Игрушки эти не простые, а волшебно – расписные, Белоснежны, как березки: кружочки, клеточки, полоски – Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор (Дымковская игрушка).
Воспитатель хвалит детей за смекалку. Предлагает:
-Давайте найдем на нашей ярмарке дымковские игрушки, подойдем поближе и рассмотрим их. Почему эти игрушки называются дымковскими? Из чего их сделали мастера? Какие краски они использовали? Да. Краски яркие, праздничные. А какими узорами расписаны игрушки? А какие еще игрушкии лепят мастера? Как по - вашему, эти игрушки веселые или грустные? - Воспитатель выслушивает ответы детей. - Спасибо дымковским мастерам! Пройдемте дальше.
(Дети выходят в центр зала к выставке хохломских изделий).
Ребенок:
- Эй, парнишки и девчушки! Не хотите ль спеть частушки? Для друзей и для гостей запевайте веселей!
(Дети встают в полукруг).
Частушки (рус. нар. мелодия).
1. Выхожу и начинаю я для вас частушки петь. Затыкайте, гости, уши, чтоб со стульев не слететь.
2. Надою я молока, и налью котенку. Разрисую Хохломой милую Буренку.
3. Бабка деда до обеда заставляла рисовать – Ведь в красивую посуду щи приятно наливать!
4. Хохлома да Хохлома, разукрашу все дома. А потом всю улицу, петуха и курицу.
5. Я все небо разрисую. Разрисую хохломой : Пусть все летчики летают под такою красотой. 6. Ох, Россия, ты Россия! Славы не убавилось. Знает это целый ми р- Это русский сувенир!
Воспитатель благодарит детей за веселые частушки и обращает их внимание на хохломские изделия :
-Листочки, ягодки, цветочки, стебелечек, завиток, Здесь хозяева три цвета: черный, красный, золотой Кто привез товар такой? (Хохлома).
Где, ребята, делают знаменитую деревянную посуду? Почему хохлому называют золотой? Какого цвета краски использовали мастера для росписи своих изделий? (черный, красный, зеленый). А какими элементами украшена хохломская посуда? (травка, завитки, ягоды) .Воспитатель выслушивает рассказы детей о хохломском промысле).
Воспитатель:
-Так красиво – всем на загляденье. Из такой посуды есть – просто объеденье!
Ребенок:
Возьмем ложки расписные Деревянные, резные. Ну, а зритель не зевай, Хлопать нам не забывай!
(Дети подбегают, разбирают ложки).
Танец с ложками (Русская мелодия «Подгорка»).
Воспитатель благодарит детей за танец., показывает детям сундук Мезенской росписи: - Какой красивый сундук, попробую его открыть – не открывается! Чтобы его открыть, надо произнести волшебные слова: Футы – нуты, лапти гнуты; сундучок, сундучок, открывай – ка свой бочок!
Звучит музыка, сундук открывается, воспитатель заглядывает в него и предлагает детям отгадать загадку:
Носят милые девчушки - К уголочку уголок Сложен красочный… (Платок). Приглашает к себе трех девочек, достает из сундука для каждой по Павлово-Посадскому платку).
! .Девичья красота не бывает без платка!
2 .А на нем, а на нем поле цветет, И цветы на нем безумно красивы! 3. Каже соткан был платок, Что ожил на нем цветок?
(Под русскую мелодию девочки уходят, обойдя круг по залу).
Воспитатель: А теперь, ребятки, отгадайте – ка еще одну загадку:
- Ростом разные подружки, а похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. Что же это за подружки? (Матрешки).
Предлагает подойти туда, где выставлены матрешки. Дети рассматривают их, описывают, раскрывают, считают, расставляют по росту).
-Вот красавицы матрешки, хороши – не описать!
Воспитатель приглашает детей : - Пойдем – ка дальше по базару. Поглядеть кое – какого товару.
Воспитатель подводит детей к «Балагану» с Петрушкой.
Ребенок:
Кто бараночки несет, кто поделки разные, Подходи честной народ - балаган на празднике!
Воспитатель:
- Ну, а это кто такой? -То он грустный, то смешной. Он в рубахе расписной Нос большой и рот большой. Любит потешать народ, Со смеху болит живот. Всем известная игрушка Развеселый наш (Петрушка).
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья:
Петрушка:
Я – Петрушка с погремушкой,расскажу тебе на ушко. Как на празднике я был, что на ярмарке купил!
Взял я чудо – лапоточки, не себе, - любимой дочке, Вот бараночек вязанка, для гостей моих приманка!
(Покупки Петрушка достает из – ширмы, и показывает, ведущая кладет их на столик).
Полушалочек цветной! Это мамочке родной! А еще купил я грушу - для дружочка, для Ванюши.
Алый сказочный цветок хочет маленький сынок. Доброй бабушке давно обещал веретено.
Решето просила Мила, старый дедушка – носки. А соседу прикупил я снасти, удочку, крючки.
Дяде Феде – рукавицы, леснику – большой топор! По платочку двум сестрицам, чтоб у них не вышел спор.
Все заказы я исполнил и себя не позабыл! Про себя я тоже помню: балалаечку купил!
(Петрушка пляшет под русскую мелодию «Светит месяц»).
Воспитатель приглашает детей пройтись дальше по базару:
Пройдем – еще по базару, поглядим еще кой- какого товару.
(Подходят к лавке гжельской посуды).
- Здравствуй, Хозяюшка! Чем ты нас порадуешь?
Хозяйка: Полюбуйтесь на гжельскую посуду!
1 ребенок:
Чудо с синими цветами, Голубыми лепестками Синими цветочками, Нежными виточками, На белом фарфоре, как на заснеженом поле. 2ребенок:
Из под белого снежочка, Растут синие цветочки, Неужели, неужели. Вы не слушаали о Гжели? Хозяйка: - Чашки, блюдца, самовары Знают люди всей земли Мы и вам полно товару Похвалиться привезли. Любят гжельские мастера расписывать посуду птицами, цветами, травами. Делают в Гжели чайники, масленки, чашки, кувшины и вазы, а также подсвечники, фигурки людей, животных и даже часы. Мастера в Гжели – большие фантазеры.
Воспитатель - хозяйке: - Весь товар у вас на славу, потрудились вы не зря.
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья и обращает внимание на тяжелые шаги за дверью. Входит мальчик в русском костюме. Он ведет медведя:
Расступись, народ честной, Идет медведюшко со мной! Много знает он потех, Будут игры, будет смех!
Воспитатель: Поиграй же, Миша с нами – Станем мы с тобой вратами!
Игра с медведем: «Золотые ворота пропускают не всегда…»
(Дети Садятся на стульчики).
Воспитатель: Ну, медведь, повеселил, и ребяток расмешил! - Ну, медведюшко, хорош! Где еще такого найдешь!
Мальчик-поводырь:До свидания, ребята, пойдем мы с Мишей дальше народ веселить! (Уходят).
Воспитатель: Воти солнце закатилось, наша ярмарка закрылвсь! Но мы успели полюбоваться красивыми вещами, которые делают золотые руки русских мастеров, спеть песни на нашей веселой ярмарке, поплясать и поиграть. А за это я вам баранки обещаю к чаю дать!
(Дети выходят и встают в полукруг).
Русская народная песня «Бай – качи –качи - качи!»
Воспитатель :- Вот, баранки получите, и спасибо вам, друзья!
1. Наша ярмарка закрылась, Приходите снова к нам, Рады мы всегда гостям!
2. Погостить у нас приятно, Мы еще вас позовем. А теперь пошли, ребята, Чай с баранками попьем!
Под музыку Фроловой «Русский чай» дети уходят из зала.
Литература:
1. О. А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народно – прикладным искусством.
2. О. А. Соломенникова «Радость творчества».
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 1997год.
4. Интернет – ресурсы.