Залина Дзитоева
Конспект ООД в старшей группе «Звуки разные бывают»
▼ Скачать +Заказ
Методы и приемы реализации содержания занятия:
Наглядные (Слайдовые фрагменты музыкальных и шумовых звуков)
Словесные (Рассказ о музыкальных и шумовых звуках)
Практические (упражнение, игра, музыкально - ритмические движения, восприятие музыки)
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие: формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться.
Познавательное развитие: закрепление знаний детей о музыкальных и шумовых звуках.
Публикация «Конспект ООД в старшей группе „Звуки разные бывают“» размещена в разделах
Речевое развитие: Расширение активного словаря (мажор, минор)
Физическое развитие: Развитие двигательной активности в танцах и играх
Возрастная группа : Старшая
Цель: формирование представления дошкольников об окружающих нас звуках.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение;
- Подводить детей к умению передавать элементарные игровые образы и их характеры движениями, интонацией.
- Обогащение словарного запаса через слова: звуки, шум, музыка, стеклянный, железный, деревянный, шуршащий.
- Учить детей различать шумовые и музыкальные звуки, способствовать усвоению этих понятий, используя игровые приемы.
Развивающие задачи:
- Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей.
- Развивать у детей ритмическое, темповое и звуковысотное восприятие.
- Развивать координацию, переключаемость движений.
Воспитательная задача:
- Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг с другом.
Планируемые результаты
- Сформированы представления о различие между музыкальными и шумовыми звуками.
- Дети способны отличать звучание шумовых звуков от музыкальных, самостоятельно менять движения в соответствии с характером музыки, принимает активное участие в игре.
- знают названия музыкальных инструментов, выражают свои эмоции в исполнении песен, игре и танце, различают шум, звуки природы и музыкальные звуки.
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)
- Фортепиано;
- Записи шумовых звуков;
- Записи фрагментов звучания музыкальных инструментов;
- Карточки для игры «Различи звуки»
- Детские музыкальные инструменты (барабан, ложки, ксилофон)
- Бумага или целлофановый пакет, деревянная палочка, ткань;
- Бабочки, цветы бумажные по количеству детей;
- Нотки двух цветов желтые и синие.
Подготовка к образовательной деятельности (на занятии, в режимных моментах). Просмотр в группе презентации с иллюстрациями знакомых детям музыкальных инструментов. Разучивание считалочки к игре «Звуки мы идём искать». Разучивание текста игрового массажа «Дружок».
Используемый методический материал
1. Девятова Т. Н. Звук – волшебник : материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М. ЛИНКА –ПРЕСС, 2006 г.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников - М. : ТЦ Сфера, 2001 г
3. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. «Праздник каждый день» Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Старшая группа – Композитор, 2009 г.
4. Кочемасова Е. Е., Тютюнникова Т. Э., «Откуда берется звук?» - журнал «Музыкальная палитра», №5, 2006 г.
5. «Музыкальный руководитель», №5, 2006 г.
6. Интернет-ресурсы:
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/
- https://www.solnet.ee/parents/p11_07.html
- https://www.moluch.ru/archive/91/19171/
Ход занятия
I. Организационный этап
Дети входят в зал под музыку.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята»
II. Основной этап
Музыкальный руководитель:
Ребята, что мы сейчас делали?
(Топали, хлопали, шумели).
Музыкальный руководитель:
Как можно назвать такие звуки? (Шумы).
Музыкальный руководитель:
Совершенно верно. Давайте минуточку помолчим и прислушаемся к звукам вокруг нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый или нет? (Ответ). Мир вокруг нас звучащий. Вокруг нас живет много звуков.
Скажите, какие звуки вы услышали? (Ответ)
Правильно, всё это шумы. Давайте поиграем. Я буду загадывать шумы, а вы отгадывать.
Игра «Отгадай шумы» (за ширмой звучат шумы - шум мятой бумаги, стук карандаша, шум пакета,)
Шумовые звуки - это немузыкальные звуки, к ним относятся и голоса природы. Что сейчас вы слышите? (звучит запись вьюги, шум дождя, грома, реки)
Что вы слышите сейчас? (играет на металлофоне, фоно). Это тоже звуки, но какие? Шумовые? (Ответ). Звуки, исполняемые на музыкальных инструментах, называются музыкальными. К музыкальным звукам относится и пение человека.
Музыкальный руководитель:
Скажите мне, чем отличается шум от музыки?
(Шум нельзя спеть, сыграть на музыкальном инструменте).
Музыкальный руководитель:
Давайте повторим: какие бывают звуки.
Шумовые (шумы, голоса природы, музыкальные (пение человека, игра на музыкальных инструментах)
Музыкальный руководитель: А чтобы найти музыкальные звуки в нашем зале я хочу предложить вам спеть знакомую песню. Только вот куда же она спряталась? Как вы думаете? (делает вид, что ищет) (Ответы детей).
На 2 слайде изображена лесенка, состоящая из 5 ступеней.
Музыкальный руководитель:
Посмотрите, на экране изображена музыкальная лесенка, но она пустая. Нотки пропали. И чтобы вернуть нотки нам нужно выполнить задания. Вы готовы?
Музыкальный руководитель:
Нужен аккомпанемент,
Чтобы песня зазвучала,
Инструменты нужно взять
Сказку ими обыграть.
Я хочу вам рассказать сказку, послушайте её.
Рассказывает сказку, на 3слайде появляются изображения инструментов и предметов в соответствии с текстом.
Притаилась в норке мышка (ш-ш-ш) султанчики
Там сидит и тихо дышит (ш-ш-ш)
Может мышка там читает? лист
Странички в книжечке листает?
Может мышка кашеварит? маракасы (в бутылочках греча)
Зернышки перебирает?
Может быть из колосочков бубенцы
Плетет доченьке веночки?
Тихо в норке мышка спит сопят носиком
Только носиком сопит.
На столе вы видите инструменты, подойдите к ним. Я сейчас еще раз расскажу сказку, а вы будете озвучивать её.
Будьте внимательными, нужно взять тот инструмент, который появится на экране. Чтобы сказка получилась красивой, нужно внимательно слушать и ритмично играть на инструментах.
Повторно звучит сказка, но в сопровождении музыкального оркестра.
Музыкальный руководитель: Молодцы! А какие звуки встречались в нашей сказке? (Музыкальные и шумовые)
В это время, на слайде появляется нотка.
Музыкальный руководитель: а вот и первая нотка к нашей песне. Значит, мы с этим заданием справились.
Музыкальный руководитель:
А вы знаете, что шумовые звуки бывают очень разные. Предлагаю вам сыграть в интересную игру. Хотите ребята? Тогда становимся за мной и отправляемся в нашу музыкальную мастерскую.
Раз, два, три, четыре, пять!
Звуки мы идём искать!
Пластиковый, деревянный,
Металлический, стеклянный!
Дети, произнося считалку, двигаются за М. р. по залу, который подводит их к различным предметам. (Музыкальная мастерская)
Музыкальный руководитель: Ребята, здесь живут музыкальные инструменты и различные предметы, которые издают самые разнообразные звуки. Подходят к первому столу с деревянными предметами
Рассматривают их.
М. р. : Ребята, что вы видите на этом столе? (деревянные ложки, палочки, ксилофон….) Что общего между этими предметами? (все они сделанные из дерева, они деревянные) предлагаю вам послушать, как звучат все эти предметы. На что похоже звучание? (как кто-то стучится в дверь, колит дрова, дятел стучит по дереву….)
Правильно, деревянный звук такой
Он стучащий и глухой.
Тихий и трескучий,
Теплый и гремучий.
Ребята, посмотрите, что у нас еще здесь есть? Деревянные кубики и сейчас мы с ними поиграем и еще раз послушаем, как они звучат.
Сейчас мы будем рассказывать стихотворение нашему кубику и отстукивать ритм.
Ритмическое упражнение «Кубик»
Кубик, кубик деревянный
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Мы хотим сейчас послушать
Этот звук, этот звук.
Кубик, кубик деревянный
Не зевай, не зевай.
Вместе с нами, вместе с нами
Поиграй, поиграй!
1,2,3,4.
На экране появляется еще нотка. Переходят к следующему столу со стеклянными предметами.
М. р: Ребята, что вы видите на столе? (перечисляют) Я предлагаю вам послушать, как звучат стеклянные предметы. Обращаться с ними нужно бережно и осторожно, потому что они могут разбиться.
Какой звук? (Звонкий, волшебный, нежный, прозрачный, тонкий, светлый. Похоже на капель, звон колокольчиков)
А сейчас мы с вами проведем небольшой эксперимент. У меня в руках два стакана. Какие они? (совершенно одинаковые) ну-ка послушаем, как они звучат. (Ребенок бьет палочкой по стаканам) (одинаково)
У меня в вазочке есть вода. (предложить ребенку налить воду в один стакан и дать заново послушать звучание обоих стаканов)
М. р. : Ребята, что-нибудь изменилось? (да, в стакане, где вода звук ниже, тяжелее, а где нет воды - выше)
Правильно. Ребята, там, где водичка звуку стало труднее вырываться наружу, поэтому звук стал ниже и тяжелее. Ребята, а послушайте, как могут еще и петь наши бокалы….(м. р. ведет мокрым пальцем по ободку бокала.)
На нотном стане появляется следующая нотка, переходят к следующему столу с металлическими предметами.
М. р. : какие у нас здесь инструменты и предметы, они вам все знакомы? ( Перечисляют: крышки от кастрюль, ложки, треугольники, колокольчики, металлофон, бубны)
Дети, а что общего между этими предметами? (Все они сделаны из металла)
А какой он, металлический звук? Давайте вспомним. (дать детям послушать звучание каждого предмета. Дети перечисляют: громкий, звонкий, веселый)
У металла гулкий звук,
Не похож совсем на стук.
Он бывает и трубящий,
И призывный, и бренчащий!
Оркестр
Появляется следующая нотка на экране.
Музыкальный руководитель:
А вы знаете, что музыкальные звуки бывают грустные и веселые, по другому их называются мажор и минор. Мажорные звуки – они всегда радостные, весёлые, светлые. А минорные звуки – они грустные, печальные, жалобные. Ребята, чтобы найти следующую нотку к нашей песне, нам необходимо выполнить следующее задание - внимательно слушайте музыку и передавайте её настроение движениями, мимикой, жестами.
Активное слушание музыки «Мажор или минор?».
Под весёлую музыку дети прыгают, танцуют, смеются, а под грустную – ходят с опущенными головами.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, мы справились с заданием? (Ответ). Если появится нотка, значит, задание мы выполнили верно.
Появляется нотка на экране.
Музыкальный руководитель: Справились, молодцы!
Музыкальный руководитель: В зале расцвели цветы, а на них сидят бабочки. Пройдите к цветам и присядьте возле них, а бабочку наденьте на пальчик.
Дети занимают места.
Вы все знаете, что у каждой песни есть музыкальные фразы. У каждой музыкальной фразы есть начало и конец. Послушайте! (звучит вальс) Очень похоже на полёт бабочки. На начало музыкальной фразы бабочка взлетает, а на конец музыкальной фразы садится на цветок.
Чтобы услышать начало и конец музыкальной фразы, что нужно делать? (Ответы детей)
Да, нужно очень внимательно слушать мелодию, чтобы вовремя взлетала и садилась ваша бабочка.
Игровое упражнение «Музыкальный полёт»
У каждого ребёнка на тыльной стороне ладони – бабочка, которая с помощью резиночки крепится на одном или нескольких пальцах. На ковре лежат бумажные цветы, на которые будут опускаться бабочки. Дети поднимают руку в начале музыкальной фразы и опускают на цветок в конце музыкальной фразы.
Л. Делиб «Полька пиццикато»
Музыкальный руководитель: а вот и наша последняя нотка!
Вы дошли до вашей песни,
Молодцы, вы справились!
Угадайте, что за песня
На ступеньках спряталась?
Педагог играет мелодию, дети узнают её, называют.
Звучит вступление, дети выходят в круг, исполняют знакомую песню.
Песня «Осень золотая» сл. и муз. И. Фомина.
Музыкальный руководитель подводит итог.
III. Заключительный этап.
Вы справились со всеми заданиями, молодцы, вы смогли дойти до песни. И песенка дарит вам нотки. Но посмотрите нотки разноцветные. Если у вас хорошее настроение от сегодняшней нашей встречи - возьмите жёлтую нотку, а если вам было скучно, не интересно, возьмите синюю нотку. Я вижу, что вы выбрали жёлтые нотки, а что самым интересным для тебя показалось? Скажите, а что-то новое вы сегодня узнали? А вам было трудно? А какое задание было самое трудное для вас?
Вы трудились не напрасно,
Все согласны? Да, согласны!
А теперь пришла пора,
Нам прощаться детвора.
Музыкальный руководитель: До свидания ребята!
Дети идут по залу под весёлую ритмичную музыку, уходят из зала в группу.