Галина Меринова
Конспект ОД в подготовительной к школе группе «Ах, матрешка, что за диво…»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- закрепить знания детей о различных матрешках : липецкой, тверской, полхов-майданской.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения матрешки;
- продолжать учить различать липецкую, тверскую и полхов-майданскую матрешки по признакам, характерным для данного промысла;
- учить составлять описательный рассказ по схеме;
- закрепить умение рисовать узоры, основываясь на определенном виде росписи матрешек;
Публикация «Конспект ОД в подготовительной к школе группе „Ах, матрешка, что за диво…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
- учить детей сравнивать, сопоставлять, развивать логическое мышление;
- воспитывать у детей любовь к народному творчеству, развивать эстетический вкус.
Оборудование:
- липецкая, тверская, полхов-майданская матрешки,
- схемы для описательных рассказов,
- три плоскостных изображения матрешек,
- конверты с разрезными матрешками,
- полоски бумаги, гуашь, кисти.
Предварительная работа:
знакомство детей с липецкой, тверской, полхов-майданской матрешками, игры с ними, чтение стихов, загадок, потешек, разучивание русских народных игр и хороводов.
Ход ОД:
- Дети, отгадайте загадку:
Алый, шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская… (матрешка).
- Правильно, дети, это матрешка. Как вы думаете, какая это матрешка? (Липецкая). Сегодня у липецкой матрешки день рождения!
Давайте поздравим матрешку!
Будь здоровой, будь счастливой,
Будь как солнышко красивой,
Будь всегда трудолюбивой!
И расти большой-большой,
Вот такой, вот такой!
- Еще я желаю матрешке иметь много друзей. А я ведь не зря, дети, вспомнила про друзей. У матрешки они тоже есть – другие матрешки, которые появились на свет в других городах. Давайте пригласим их в гости. (Дети приносят полхов-майданскую, тверскую и еще одну липецкую матрешек).
- Поставьте рядом с именинницей ее сестренку, вот эту липецкую матрешку. (Показывает на полхов-майданскую матрешку).
Дети исправляют:
- Нет, это не липецкая. Это полхов-майданская матрешка.
- А вы откуда знаете? Посмотрите, у нее волосы черные, как у именинницы, и глаза черные!
Дети называют отличия липецкой и полхов-майданской матрешек.
- Ну надо же, как я могла ошибиться! А это какая матрешка? ( Ответ детей: тверская).
- Откуда вы знаете? Расскажите. И сравните ее с липецкой матрешкой. (Ответы детей).
- Ой, дети, какие вы молодцы, сколько знаете про матрешек! Давайте прочитаем для наших матрешек стихи!
1) Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к нам пришли матрешки!
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные!
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет!
2) Мы матрешеньки,
Мы милешеньки,
Щечки пухленькие,
Сами кругленькие,
Мы хотя и небольшие,
Но такие славные.
Все цветами расписные,
А одна – за главную!
3) Деревянная матрешка
Влезла с Машей на окошко.
По карнизу ходит кошка
И не может сосчитать:
То стоит одна матрешка –
То матрешек целых пять!
- Дети, а знаете ли вы. Когда и где появилась первая русская матрешка? Давным-давно, более ста лет назад, когда еще и бабушек наших на свете не было, привезли из Японии в Москву фигурку добродушного лысого старика мудреца Фурукума. Внутри были еще несколько фигурок, одна меньше другой. Посмотрел на эту игрушку наш русский токарь по дереву Василий Звездочкин и решил выточить свои фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. В это время девочек очень часто называли именем Матрена. Отсюда пошло название – «матрешки». И так они понравились людям, что стали изготовлять матрешек в разных городах и селах, и расписывали их везде по-своему. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов.
- А у вас дома есть матрешка? Чем она вам нравится? Как выглядит ваша матрешка? Почему матрешку в основном изображают в платке, сарафане, с цветами, с корзинкой? А вы запомнили, почему матрешка называется именно так?
- А теперь, дети, давайте повеселимся. У нас же день рождения!
Музыкальная игра «Плетень».
- Однажды матрешки поспорили между собой: какая из них лучше? Липецкая? Полхов-майданская? Тверская? Вы как думаете? Кто хочет представить нам свою любимую матрешку? Но составлять рассказ о матрешке нужно по схеме. (Схема выставляется на панно, воспитатель вместе с детьми вспоминает условные обозначения схемы).
Описательные рассказы детей по схеме.
- Невозможно решить, какая матрешка лучше. Каждая хороша по-своему! К нам на день рождения пришли еще три подружки-матрешки, только они какие-то странные!
(Перед детьми ставятся три плоскостные матрешки, на которых нет платочков и фартуков).
- Какие же ненарядные матрешки! Дети, их нужно одеть. Но сначала надо решить, где какая матрешка. А как решить, если на них нет узоров?
(Дети называют отличия, ориентируясь на лица матрешек и их платья).
- А вот фартуки и платочки матрешек. Смотрите, тут еще какой-то конверт! (Открывает его). Это разрезные матрешки! Их надо собрать.
(Проводятся игры «Собери матрешку» и «Одень матрешку»).
- Дети, мы много уже говорили об узорах, которыми украшают матрешек. Что на них изображено? (Ответы детей).
-Да, дети, в своих работах мастера отражали русскую природу. Они с любовью переносили на деревянные бока матрешек то, что им дорого: частички луга, поля, леса. Вот и появились из-под их кисти цветы и бутоны, листья и ягодки. Но в каждом краю мастера изображали их по-своему. Поэтому и отличаем мы липецкую матрешку от полхов-майданской, майданскую от тверской.
- А сейчас вы превратитесь в мастеров-художников. На полосках бумаги вы нарисуете узор для одной из матрешек, а потом мы составим из отдельных узоров целый ковер в подарок имениннице.
Дети изображают на бумаге элементы росписи липецкой, майданской и тверской матрешек. По окончанию работы воспитатель поднимает вверх одну из матрешек и спрашивает :
- Кто из вас выполнил узор для этой матрешки? Какая это матрешка?
Из узоров составляется ковер на панно.
- Молодцы, дети! Ни разу не спутали вы матрешек, все задания выполнили правильно. Я предлагаю закончить день рождения матрешки хороводом, как в старые добрые русские времена. Ведь не бывает дней рождений без музыки и плясок!
Проводится хоровод «Пойду ль я, выйду ль я».