Логинова Жанна Владимировна
Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Грачи прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
Словарная работа: вернисаж, суетятся, перекликаются, вьют гнёзда
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о весне, перелётных птицах; знакомство с приметами весны. Чтение художественной литературы: Г. Ладонщиков «Весна», С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда»
Материал: репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», звуковая запись природы, презентация: грачи на пашне,грачи в роще.
Воспитатель:
Публикация «Конспект ООД в подготовительной к школе группе „Грачи прилетели“» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
В круг скорее становитесь,
Дружно за руки беритесь,
1-2-3-4-5- начинаем мы играть.
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга:
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
А также порадуемся улыбчивым лицам
И всем, кто живет на этой планете
«Доброе утро» скажем мы вместе.
«Доброе утро!» взрослые и дети.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас сегодня отправиться на вернисаж. Кто из вас знает, что такое вернисаж? Вернисаж, это место в музее, где проходит показ картин. Давайте представим, что мы, в большом зале музея. А я ваш экскурсовод, я познакомлю вас с картинами. Правда, картина будет только одна, но очень знаменитая. Воспитатель открывает картину на мольберте.
Молчаливое целостное восприятие.
Воспитатель: Дети, кто из вас знает, как называется эта картина? Эта картина называется «Грачи прилетели», написал её русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Чем же, она так знаменита, почему из разных городов и даже разных стран приезжают люди, для того, чтобы увидеть её. В чем её секрет?
Сегодня мы постараемся с вами раскрыть её секреты.
Воспитатель: ребята, какое время года изобразил художник на картине? Почему вы решили, что это весна?Что изображено на переднем плане?Кто главный герой картины? Почему?
- Эти птицы — первые вестники весны. Они принесли на своих черных крыльях теплый свежий ветер, радостную суету, новые надежды. Грачи вернулись на Родину — к своим гнездам. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны.
Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы. Она нас выслала вперед.
Это первый секрет, грачи открыли весну, раннюю, не яркую, еще с холодными днями, остатками снега.
2.Но что стало со снегом, какой он под березами, на полях?
О нем можно сказать строчками из стихов: «Снег теперь уже не тот: Потемнел он в поле…»
Художник картину пишет в холодных тонах, нет тут яркой зелени, ярких красок. И все же в ней красавица весна. Вот и второй секрет.
3.Отправимся вглубь картины.
Пройдем по правому берегу речки. Что там?
Село. Какие домики? (высокие, низкие). Из чего выстроены дома, сараи?
(деревянные). Что стоит в середине села? Высокая колокольня. Из чего выстроена она, (из камня, белая). Как назвать, одним словом?Белокаменная.
А людей изобразил художник на картине? Вы видите, что людей здесь нет. И в то же время мы почти ощущаем их. Ведь кто построил церковь? А ещё что построили люди?
Дети: Ответы детей - Люди построили сарай, изгородь.
Воспитатель: Люди ещё скоро вспашут землю и чем засеют?
Дети: (Засеют землю зерном)
Проводится закличка - физкультминутка:
Воспитатель: «Сеем, сеем, просеваем». Сеем, сеем, посеваем,
Зерно в землю мы бросаем. А потом, примнем немножко,
Чтобы наша птица грач не смогла его склевать.
(под речёвку дети выполняют движения)
За полем виднеется тонкая полоска леса. Это линия горизонта. Она сливается с высоким небом. Вот как далеко мыс вами дошли.
Это третий секрет. В картине есть глубина, и высота. Высокая колокольня, но небо ещё выше. В ней много пространства. Художник поделил её линией горизонта пополам. Одна половина это все то, что растет и стоит на земле, другая половина — это небосвод.
4.Всмотритесь в небо на картине. Какое оно?
Небо обложено облаками. Они высокие или низкие? Какого они цвета? (белого, серого) Но в левом углу картины облака расступились, словно ветер их разорвал, нам виден краешек, чего? (голубого неба). Такое голубое небо бывает только весной.
Словно окошко и в него художник впустил много воздуха пахнущего весной. В картине живут запахи. Какие? (Запах талого снега, свежего воздуха, запах набухших весенних почек, запах теплой земли) Вот и ещё один секрет.
5.Весной воздух свеж и пахуч. Хочется дышать полной грудью, радоваться весне, петь, улыбаться, смеяться. Даже грачи ей рады. Они кричат, шумят, Что еще может звучать в картине, где живут звуки природы? (Река шумит, журчит, ветки шумят, крылья грачей шумят, ветер шумит). В картине живут голоса птиц, шум природы. Звучит аудиозапись.
Это и есть новый секрет, который мы открыли.
Физкультминутка «Грачи»
Вот на ветках грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Черные сидят грачи (присели)
Разместились в гнездышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распустились перышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя руками)
Головой вертят, (повороты головой вправо-влево)
Полететь хотят. (руки в стороны- взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять на гнезда сели (присели).
Воспитатель: Как Вы думаете, что хотел передать Алексей Саврасов в своём произведении?
Воспитатель: Ребята, у меня есть еще одна картина, но она не закончена. Скажите, что художник на этой картине не успел нарисовать? (грачей)
Вы хотите побывать в роли художников и закончить картину? Скажите, а какой художественный материал мы можем использовать, чтобы закончить картину? (акварель, гуашь, карандаши, фломастеры, выполнить аппликацию). Правильно, но у нас с вами этого материала нет.
Давайте вместе подумаем, как нам закончить картину. Я думаю, что мы можем использовать в работе бумагу, а вы как думаете? Я предлагаю изготовить грачей из бумаги в технике оригами. Вы умеете создавать игрушки в технике оригами?
Дети вместе с воспитателем изготавливают грачей в технике оригами и крепят их на картину.
Воспитатель обращает внимание детей на сходство картин и предлагает придумать название картины.
Воспитатель:Ребята, у нас получилась красивая картина, что мы будем с не делать? Оставим себе, чтобы она украшала группу или может вы, хотите ее кому – нибудь подарить? (ответы детей).
Мы с вами хорошо поработали – давайте скажем спасибо каждому из нас. А за что – подумаем вместе. Чему мы научились?»
Грачи – эти птицы первые вестники весны. Они принесли на своих чёрных крыльях тёплый свежий ветер, радостную суету новые надежды. Грачи вернулись на Родину - к своим гнёздам. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны.
Что стало со снегом, какой он весной?
Какие краски использовал художник в своей картине?
Небо – какое оно весной?
Чем пахнет весна?
Где живут звуки природы? (Река шумит, ручей журчит, крылья грачей шумят)
Физкультминутка «Грачи»
Вот на ветках грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке (показать руками гнездо перед собой)
Распустились пёрышки (встать руки в стороны)
Греются на солнышке (погладить себя руками)
Головой вертят (повороты головой вправо-влево)
Полететь хотят, (руки в стороны взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (Хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (бег по кругу)
И опять на гнёзда сели (присели).
ПЛАН
Приглашение на вернисаж
1. Как называется картина? Кто написал? Чем знаменита, в чём её секрет?
Сегодня мы постараемся раскрыть все её секреты.
Какое время года изображено? Что изображено на переднем плане?
Кто главный герой картины? Почему?
Это первый секрет (грачи открыли весну, раннюю, не яркую, ещё с холодными днями, остатками снега.
2. Но что стало со снегом, какой он под берёзами, на полях?
Дети какие краски использовал художник в своей картине?
Вывод: художник картину пишет в холодных тонах, нет тут яркой зелени, ярких красок. И всё же в ней красавица весна. Вот и второй секрет.
3. Отправимся вглубь картины. Пройдём по берегу реки. Что там?
Село, дома, колокольня. А людей изобразил художник?
Кто построил дома, забор, колокольню?
Люди ещё скоро вспашут землю и засеют её чем? А вы знаете, как раньше сеяли люди, когда не было сеялок, тракторов?
Проводится закличка.
Сеем, сеем, посеваем. Сеем сеем посеваем.
Зерно в землю мы бросаем. А потом примнём немножко
Чтобы наша птица грач не могла его склевать. (повторить 2 раза)
За полем виднеется тонкая полоска леса. Эта линия горизонта. Она сливается с высоким небом. Вот как далеко мы с вами дошли. Это третий секрет.
В картине есть глубина и высота Высокая колокольня, но небо ещё выше. В ней много пространства. Художник поделил её линией горизонта пополам. Одна половина это всё то, что растёт на земле, другая половина это небосвод.
4. Всмотритесь в небо на картине. Какое оно?
Но в левом углу картины облака расступились, словно ветер их разорвал, нам виден краешек чего? Такое голубое небо бывает только весной. Словно окошко и в него художник впустил много воздуха пахнущего весной. В картине живут запахи, какие? (запах талого снега, свежего воздуха, запах набухших весенних почек). Вот и ещё один секрет.
5. Весной воздух свеж и пахуч. Хочется дышать полной грудью, радоваться весне, петь, улыбаться, смеяться. Даже грачи ей рады. Они кричат, шумят крыльями. Что ещё может звучать в картине, где живут звуки природы? (Река течёт, журчат ручьи, шумит ветер, птицы поют). В картине живут голоса птиц, шум природы.
Давайте послушаем звуки природы.
Это и есть новый секрет, который мы открыли.
Физкультминутка Грачи
Как вы думаете, что хотел передать художник в своём произведении?
Ребята у меня ещё есть одна картина, но она незакончена. Скажите что художник на этой картине не успел нарисовать.
Подвижная игра «Грачи прилетели»
Как – то раннею весной
На опушке на лесной
Появилась стая птиц:
Не скворцов и не синиц,
А большущих грачей,
Ночи черной черней.
Разбежались на опушке –
Прыг - скок, крак – крак!
Тут жучок, там – червячок! /выполняют движения/
Игра с мячом (дети передают мяч друг другу)
Человек легко находит
Что в природе происходит
- А вы сможете ответить на этот вопрос?
- Солнце – что делает? /светит, греет/
- Ручьи – что делают? /журчат, бегут/
- Снег – что делает? /тает, темнеет/
- Птицы – что делают? /прилетают, вьют гнезда, поют, носят, таскают,
кормят, прыгают, летают, высиживают, ловят,
клюют, откладывают/