Александра Кистярева
Конспект ОД в подготовительной группе «Веселая Масленица»» с перчаточной игрушкой Петрушкой
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 1 «Росинка»
Конспект ОД в подготовительной группе ДОУ : «Веселая Масленица»»
(с перчаточной игрушкой Петрушкой)
Подготовила воспитатель первой категории:
Кистярева А. В.
2021г.
Публикация «Конспект ОД в подготовительной группе „Веселая Масленица““ с перчаточной игрушкой Петрушкой» размещена в разделах
- Варежка. Игры, дидактические пособия
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Конспект ОД в подготовительной группе ДОУ : «Веселая Масленица с перчаточной игрушкой Петрушкой»
Образовательная область: художественно – эстетическое развитие.
Тема: «Веселая Масленица»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, познавательное развитие.
Цель: Создание условий для формирования представления детей о русских народных промыслах. Ознакомление детей с историей празднования Масленицы, с традициями и обычаями, познакомить детей с русской театральной перчаточной игрушкой Петрушкой, обогатить знания детей.
Образовательные задачи: формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров; способствовать расширению представления детей о русских народных промыслах, знакомить детей с традицией, русским обрядовым праздником Масленицей, с малыми жанрами русского народного фольклора.
Развивающие задачи: содействовать развитию эстетического восприятия образов народной игрушки, способствовать эмоционально откликаться на воздействие художественного образа; формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности; обогащать словарный запас детей; развивать связную речь; развивать внимание, познавательную активность, память.
Воспитательные задачи: воспитывать уважение к труду народных мастеров, воспитывать интерес детей к духовным ценностям наших предков.
Методы и приё мы:
Словесные: загадывание загадок, рассказ воспитателя, ситуативный разговор, художественное слово.
Наглядные: предметная наглядность, организация выставки, использование аудио техники, показ.
Практические: показ предметов декоративно-прикладного искусства, физкультминутка, музыкальное сопровождение, игровая деятельность.
Словарь активный: народное декоративно-прикладное искусство, народные промыслы, мастера, умельцы, рукодельницы, название народных промыслов: хохлома, гжель, дымковская игрушка, предметы быта, традиции, скоморох, балаган.
Предварительная работа:
1. Беседы о русских народных промыслах России.
2. Рассматривание и чтение книг о русских народных промыслах.
3. Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных промыслов.
4. Рисование (гжель, хохлома, дымковская игрушка)
5. Рассказ о народных умельцах. Чтение и заучивание пословиц, поговорок, частушек.
6. Раскраски на данную тему
7. Составление анимационного сопровождения с использованием ИКТ.
8. Заучивание стихотворений о России, о народных промыслах с детьми.
9. Разучивание народных игр
10. Занятие по познавательному развитию с детьми 6-7 лет на тему «Народные промыслы России».
Материалы и оборудование:
1. Компьютер
2. Аудиозаписи русских народных песен
4. Флешкарта
5. Изделия хохломских, гжельских мастеров, дымковской игрушки
6. Предметы декоративно-прикладного искусства.
7. Краски, кисточки ватные палочки.
Ход образовательной деятельности
Орг. момент
Под задорную музыку дети в народных костюмах заходят в зал и встраиваются полукругом.
Вос: Здравствуйте дорогие дети и взрослые!
Дети: Здравствуйте!
Вос: Ребята, а почему вы оделись в народные костюмы.
Дети: Потому что идет МАСЛЕНИЦА, и мы ее встречаем!
Вос: Что это за праздник? (Это время, когда зима встречается с весной)
На Масленицу люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны.
Это один из наиболее ярких народных праздников, который проводится с особенным размахом. Проводам зимы и встрече весны придавалось важное значение.
И на этот веселый праздник к нам пришёл герой масленичных гуляний!
Отгадайте загадку и вы узнаете кто это!
Он с бубенчиком в руке,
В сине – красном колпаке.
Он веселая игрушка, А зовут его… Петрушка
(появляется перчаточная кукла петрушка)
Вос: Ребята, посмотрите, каков Петрушка! В красной рубахе, колпак у него с кисточкой. Громкий Петрушкин крик «Э – ге – гей!» раньше раздавался во дворах, на ярмарках и площадях. А сегодня Петрушка пришел с нами познакомиться.
Петрушка : Давайте знакомиться?
Я Петрушка – герой русского народного театра. Моя Родина – Россия.
Без меня не проходила ни одна ярмарка, ни один праздник.
Вос: Нравится вам такой веселый герой? (Ответы детей)
Ребята! А, что такое ярмарка Вы знаете? (Ответы детей)
В праздничные дни Масленицы во многих городах и селах устраивали ярмарки и гуляния. В специально отведенных местах возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями, а зимой – и с ледяными горками.
На масленицу веселились, шли на улицу, и особенно ждали четверга, его называли еще «широкий четверг» или «разгуляй четверток». В это время устраивали масленичные гулянья и ярмарку. На ярмарку шли всей семьей, делали покупки, общались. Приезжали на ярмарку мастера-ремесленники со всей округи и торговали своим товаром. Вот и мы сейчас с вами заглянем к таким мастерам – купцам и посмотрим чем же они торговали!
(Исполняется песня «На ярмарку»- На мелодию русской народной песни «Во кузнице»)
Петрушка : Внимание! Внимание! Ярмарка открывается, народ собирается.
Все спешите! На ярмарку заходите, Глаза протрите, да что-нибудь купите!
Внимание! Внимание! Веселое гуляние!
Собирайся скорее, народ! Вас много интересного ждет!
Я приглашаю вас на масленичную ярмарку!
(Песня «Ярмарка»)
Выходят дети-коробейники с закличками:
Сережа: Российские жители! Товаров не хотите ли?
Купцы-голубчики, вынимайте рубчики!
Александра: Нам дело зачинать, ярмарку начинать!
Кушайте и пейте, денег не жалейте!
Саша Т: Тары- бары, растабары, есть хорошие товары, продаём без барыша.
Зато и слава хороша!
В группе оформлена ярмарка :
1й стол- магазин- мастерская Дымковской игрушки. Образцы- барышня, конь, индюк.
2й стол- магазин- мастерская Гжельской посуды. Образцы- ваза, конфетница, тарелки
3й стол- магазин- мастерская Хохломской посуды. Образцы (краски, трафареты, кисти, палочки).
(Дети-купцы становятся за свои прилавки.)
Вос: Велика наша Россия И талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах, На весь мир молва идет.
1-я лавка
Александра: Эй, честные господа, к нам пожалуйте сюда! Проходите, проходите, на игрушку посмотрите!
Вос: Вот и первая игрушка. Что это за красота такая? Это знаменитая Дымковская игрушка (показывает, ее ласково называют Дымка. А ну-ка, мастера, расскажите, да игрушку покажите.
Дети с Воспитателем подходят к первому столу.
Александра: Мы мастера веселые, любим потешки и частушки сочинять, вот и игрушка наша такая веселая.
Это что за хоровод в селе Дымково живет?
Платья яркие в горошек, много точек и дорожек.
Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,
У большого индюка все расписаны бока.
Посмотри, как хороша, эта девица-краса,
Щеки алые горят, удивительный наряд!
Александра:
История, особенности промысла: Дымковская игрушка появилась в посёлке Дымково, около города Вятка. Делают ее мастера из красной глины, затем обжигают в печи. Все фигурки покрывают белой краской и начинают расписывать геометрическим орнаментом (волнистые линии, широкие и тонкие полосы, круги, овалы, горошины и кольца, сочетание мелких и крупных элементов). Дымковская игрушка веселая, еще она может свистеть.
Вос: Какие красивые игрушки? Дети вам нравится? (Ответ детей – ДА)
Из чего они сделаны? (Ответы детей)
Каким орнаментом они расписаны и какие цвета используют мастера в ее росписи? (Ответы детей)
Александра:
Спасибо за внимание к промыслу дымковских мастеров! Подарю я вам на память этих индюков!
Вос: Спасибо вам за мастерство, и за ваши игрушки!
Вос: (смотрит в сторону 2го стола). Посмотрите, а что за мастера здесь работают?
2-я лавка
Саша Т. : Все, что знаем, мы расскажем, что умеем, то покажем.
Чашки, чайники и вазы отличите эти сразу.
Белый фон снегов белей, синий – небушка синей,
Кружевное это чудо, привезли купцы, откуда? (из Гжели)
История, особенности промысла: Гжель – это селение под Москвой, около реки Гжелка. Гжельская посуда сделана из белого фарфора, которую расписывают всеми оттенками синего цвета в виде птиц, животных и растений. Самый красивый узор – это гжельская роза. После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают в печи. Посуда становиться блестящей.
Вос: Какая красивая посуда? Дети вам нравится? (Ответ детей – ДА)
Из чего сделана гжельская посуда? (Ответы детей)
Какие цвета используют мастера в ее росписи? (Ответы детей)
Спасибо тебе мастер за интересный рассказ!
Саша Т. : Пожалуйста! На память я вам дарю вот эти тарелочки!
Воспитатель обращает внимание на следующий прилавок.
3-я лавка:
Кирилл: Здесь хозяева три цвета: черный, красный, золотой, кто привез товар такой? (Хохломские мастера)
Хохломская роспись – алых ягод россыпь.
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудесней… наша Хохлома.
История, особенности промысла: Хохломские изделия появились у мастеров из села Хохлома, на Волге. Их изготовляют из липы, березы, ольхи, осины: ложки, горшки, миски, мебель и т. д. Сначала их просушивают, покрывают алюминиевым порошком и расписывают яркими красками растительным узором (стебли, травка, цветы, ягоды, листики). После росписи покрывают лаком и ставят в печь, где серебряные предметы от жара превращаются в золотые. Отсюда хохлома называется золотой.
Вос: Да! На славу трудятся русские мастера!
Ребята, а вы хотите попробовать стать хохломскими художниками? (Дети - ДА)
Кирилл: Ну тогда поможете мне доделать роспись на этих досточках?
(Дети соглашаются и садятся рисовать)
Пальчиковая гимнастика:
Разомнем сейчас мы руки – чтобы не было нам скуки
(Дети делают разминку для рук с помощью шишки)
Вос: Молодцы, хорошие доски у вас получились, красивые.
Вы- самые настоящие мастера! Про таких говорят: «Мастер- золотые руки».
А сейчас я приглашаю вас отдохнуть!
Игра «Карусели» (Звучит плясовая)
Дети, взявшись за ленты, бегут по кругу, приговаривая:
Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели!
А потом-потом-потом, все бегом-бегом, бегом!
Тише-тише, не спешите! Карусель остановите!
Раз два, раз два вот и кончилась игра!
Петрушка : Масленицу встречаем, но что-то государыня Масленица к нам не торопится?
Давайте позовем нашу гостьюшку!
Дети зовут: Масленица! Приезжай!
В группу под музыку вносят Масленицу.
Все вместе: Здравствуй, государыня Масленица! Заждались мы тебя.
Дети берутся за руки и водят хоровод вокруг Масленицы со словами :
Уходи, Зима! Здравствуй, Масленица! Здравствуй, Весна!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Вос: Масленица к нам пришла, весну и радость принесла!
А вы, ребята, знаете заклички о Масленице? Ну–ка, послушаем.
Тимур: Ой, Масленица – кривошейка
Встречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачами
И румяным пирогом!
Петрушка : Отгадайте загадку: Круглый, а не колесо. Горячий, а не солнце,
Не пирог, а есть можно. (Блин) Правилино!
Петрушка : Как на Масленой недели
Из печи блины летели,
И сыр, и творог - Все летело за порог.
Весело было нам! Достанется и вам!
— Блин — это символ Масленицы, а Масленица — это целая неделя гуляний, игр, вкусных и обильных угощений. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица — это еще праздник встречи с солнышком.
Вос: На Руси этот праздник встречали песнями, плясками и веселыми играми и театральными представлениями в Балаганах. Петрушка был частым гостем на ярмарке и главным героем в театральных представлениях. И на масленицу показывали кукольные представления!
(Дети становятся перед ширмой)
Вос: Ребята давайте и мы покажем Сценку про масленицу.
Дети: Давайте! (Дети одевают на руку кукол для показа театральной сценки)
Вос: Но пора уже прощаться.
Петрушка : Прежде, чем нам проститься
Предлагаем вам блинами угоститься!
А это-блинчики отличные,
Очень вкусные, пшеничные!
На столах скатерти самобранные, Подходите, гости званные!
Илья: Блинчики, блинчики. Блинчики, оладушки
Кушайте, кушайте, Кушайте, ребятушки.
Вос: С масленицей поздравляем, всех блинами угощаем!
Вот и стало светлее. Вот и стало теплее
Скоро птицы прилетят, Ты возьми ключи
Запри Зиму, отопри Лето! Пора уходить Зиме холодной
Вос: А сейчас, детвора, приглашаем всех вас отведать вкусных угощений.
А нам, гости дорогие, пора и честь знать!
Петрушка говорит Вам Спасибо! И прощается с вами!
Итоги занятия, рефлексия
Воспитатель: - Вам понравилось наше гулянье? А что вам понравилось? Ребята, я хочу узнать, какое настроение у вас осталось от «Веселой Масленицы».
Для этого выберите картинку с эмоцией, соответствующую вашему настроению.