Галина Журавлева
Конспект ООД в подготовительной группе «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД в подготовительной группе «Моя семья»
Тема: Моя семья.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: воспитание любви и уважения к членам своей семьи.
Задачи:
Публикация «Конспект ООД в подготовительной группе „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
Образовательные: продолжать уточнять, расширять знания и представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе. Активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью и обозначающими настроение человека.
Развивающие: развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы и использовать речь в ситуации доказательства. Формировать навыки применения диалогической и монологической речи. Развивать способности к выразительному чтению стихотворений, логическое мышление. Развивать любознательность, умение анализировать и делать самостоятельные выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять их желание придумывать рассказы своей семье, о гербе семьи. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью,
подчеркнуть необходимость относиться с уважением к своей фамилии - фамилии родителей.
Материал и оборудование:
- картинки о семье;
- семейные фотографии;
- гербы семей;
- музыкальный центр, диск с записью;
Предварительная работа с детьми:
- чтение и разучивание пословиц о семье;
- чтение стихов о семье;
- отгадывание загадок по теме;
- составление тематических словариков «Семья», «Какое настроение?», «Мама» (какая, «Папа» (какой);
- беседы о семье, рассматривание семейных фотографий,
- знакомство детей с именами и фамилиями сверстников, знакомых, знаменитостей.
Предварительная работа с родителями:
- изготовление герба семьи;
- составление с ребёнком рассказа на тему «Герб моей семьи»;
- подбор семейных фотографий для рассматривания в группе.
Ход ООД:
Организационный момент:
Воспитатель: Дети, прежде чем мы начнём заниматься, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Чтобы узнать тему нашего занятия, вам надо отгадать загадку.
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья) (ответы детей) (показ картины семья)
Раньше, в старину, на Руси говорили: семья - это семь Я, т. е. в семье семь человек, живущих в одном доме.
Стихотворение «Семья» (автор Марк Шварц)
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки, две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
Когда ваши дедушки и бабушки были маленькими, семьи были очень большими, в семье могло быть и пять, и семь детей, и даже десять, и жили они одной дружной семьей.
Как вы думаете, зачем нужна семья? (ответы детей). Верно! Чтобы помогать друг другу, растить и воспитывать детей, заботится о младших.
Любили тебя без особых причин (автор Валентин Берестов)
Любили тебя без особых причин
За то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Мы вместе с вами составляли альбом фотографий о семье. В нём есть фотографии, где вы со своими семьями на отдыхе, дома, в гостях, на даче. Но самое главное - вы вместе со своими родными и любимыми людьми. Ведь семья - это самое большое богатство для человека.
Кто хочет рассказать о своей семье? Рассказы детей.
Стихотворение «Семья» (автор Мария Лангер)
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель: А теперь я хочу задать вам такой вопрос: вы любите выходные дни? А почему?
Воскресенье — вот везенье (автор Олег Бундур)
Воскресенье — вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоём,
А потом мы всей семьей
Чай с блинами долго пьём.
А в окошко льётся песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть.
Игровое упражнение «Скажи, кто может быть…»
- Скажите, в семье кто может быть мужчинами? ( ответы детей: папа, дедушка).
- Какой он? (ответы - сильный, строгий, большой… старый, мудрый, серьёзный)
- Кто в семье может быть женщиной? ( ответы: мама, бабушка)
- Какая она? ( ответы: заботливая, красивая, трудолюбива… добрая, ласковая, старенькая)
- Кем может быть мальчик в семье? Какой он? ( ответы: сын, внук, брат… забавный, веселый)
- Кем в семье может быть девочка? Какая она? ( ответы: дочь, внучка, сестра… старательная, умная)
Предлагаю вам решить знаменитую логическую задачку о двух отцах и двух сыновьях, поделивших три апельсина.
Итак, загадка:
По дороге шли 2 отца и 2 сына, они нашли три апельсина, каждому досталось по одному апельсину, как такое возможно?
Дополнительные сведения: апельсины они не разделяли на куски, не чистили, не резали, каждому достался целый апельсин.
А какой же правильный ответ?
В загадке идёт речь о троих - дед, отец и сын. Каждый взял по одному апельсину.
Таким образом, получается, что было два отца - дед и его сын, который в свою очередь тоже отец; и два сына - сын деда и сын сына деда (внук деда).
Воспитатель: Народ сложил много пословиц о семье, мне нравится одна такая пословица: «Детушек в семье воспитать — не курочек пересчитать».
Вы тоже знаете пословицы. Давайте вспомним их:
- «Дерево держится корнями, а человек семьёй»,
- «Для внука дедушка – ум, а бабушка – душа»,
- «В дружной семье любое дело ладится»;
- «Добрые детки – дому венец, плохие детки – дому конец»;
- «В родной семье и каша гуще»,
- «Семье, где помогают друг другу, беды не страшны»,
- «Семьей дорожить – счастливым быть»,
- «Родители трудолюбивы — и дети не ленивы»,
- «При солнышке тепло, при матери – добро»,
- «Нет милее дружка, чем родная матушка»,
- «Дома вместе тесно, а врозь – скучно»,
- «В гостях хорошо, а дома лучше».
Попросить детей объяснить следующие пословицы:
1) «Семейный горшок всегда кипит», т. е. в семье идёт жизнь всегда;
2) «Коли вся семья вместе, так и душа на месте», т. е. если вся семья вместе, то ты не переживаешь ни о ком, и у тебя на душе спокойно;
3) «Семья без детей, что цветок без запаха», т. е. в семье должны быть дети, ведь дети – цветы жизни;
4) «Если в семье разлад, так и дому не рад», т. е. если в семье ссоры, то и без радости идёшь домой;
5) «Согласную семью и горе не берёт», т. е. если в семье согласие, то беда и горе не страшны.
ДОма (автор А. Барто)
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на мокрые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное —
Домой так и тянет меня.
"Семейная зарядка" – физкультминутка
(Движения в соответствии с текстом)
Осенью, весной,
Летом и зимой
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Дидактическая игра «Сравни - кто старше? Кто младше?»
Папа - дедушка: /Дедушка старше, а папа младше/;
Мама - бабушка: /Бабушка старше, а мама младше/;
Дедушка - внук; /Дедушка старше, а внук младше/;
Бабушка - внучка; /Бабушка старше, а внучка младше/;
Брат - сестрёнка; /Брат старше, а сестренка младше/.
Воспитатель: Дети, мне очень хочется знать, как вы называете в семье своих родных?
Дед – дедуля, дедушка, бабка – бабуля, бабушка,
мать – матушка, мама, мамуля, мамулечка, мамочка, маменька,
отец – папа, папуля, папочка, батя, батюшка, папенька,
тётя – тётушка, дядя – дядюшка,
сестра – сестричка, сестрица, брат – братишка, братец.
Про фамилии Воспитатель: Ребята, вы знаете мое имя и отчество, а я знаю ваши имена. А что ещё нужно знать о человеке? Вот у нас в группе есть дети с одинаковыми именами. Вы их знаете?»
Дети перечисляют: «Два Максима, две Арины, две Вики, две Ксюши». Воспитатель: «Как же узнать, к какому Максиму я обращаюсь, какой Арине задаю вопрос?»
«Надо знать ещё и фамилию», - говорит кто-то из ребят.
«У детей такая же фамилия, как у их родителей».
Естественно, фамилии для людей не брались ниоткуда. Их присваивали по определенным признакам.
Давным-давно, когда на земле людей ещё было не очень много и жили они племенами или небольшими семьями, им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга. Представьте себе, что была деревня, а в ней живут люди. Вот здесь живёт Иван, а здесь Михаил, а в этом домике на горе Мария, а у рощи дом Татьяны. А если вдруг окажется, что в деревне живут два Ивана? Тогда про одного говорили, что это Иван – например, сын Никиты, а вот Иван - Петров сын. Со временем людей стало больше, да и поселения их разрослись. Труднее стало различать людей. Вот тогда то и появились фамилии. Сначала они были только у знаменитых и богатых людей. А потом уже появились фамилии у всех. Оказалось, что очень удобно, когда каждый имеет свою фамилию.
"Прадеды" (автор Георгий Граубин)
Кем был твой прадед на Руси –
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва – дёготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
А прадед был из мастеров,
Он столяром был, прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись – и ты увидишь в них
Историю России.
- А где же взять так много разных фамилий? Рассмотрим несколько вариантов образования фамилий.
- Фамилии присваивались и по месту жительства. Если Иван жил возле речки и фамилию ему давали от слова речка. Какую? Ответы детей - Речкин.
- А такая фамилия как Озеров, Нагорный, о чём нам говорит?
Дети: Живут у озера, на горе.
- Люди, получившие эту фамилию, могли уехать в другое место, но фамилия у них оставалась та же.
Как ещё придумывались фамилии?
• По аналогии с животными: Зайцев, Медведев, Волков, Лосев, Ежов.
• С птицами: Синицин, Воробьёв, Воронин, Лебедев, Скворцов.
• По именам предков: Иванов, Петров, Сергеев, Фёдоров, Егоров, например, у нас в группе есть Фролов, Саввин.
• По роду занятий, по профессии: Столяров, Кузнецов, Рыбаков, Стрельцов, Мельников.
• По бытовым предметам и по предметам, которые человек использовал в работе: Ложкин, Шилов, Спицын, Молотов, Топорков.
• По аналогии с цветами и растениями – Травкин, Листьев, Цветков, Ромашкин, Калинин, Рябинин, Ёлкин, Виноградов, Огурцов, Чесноков.
• По природным явлениям – Ветров, Градов, Тучин, Солнцев.
• По внешним признакам: Рыжов, Губанов, Носов, Белоусов, Чернов.
Как видите, определив происхождение своей фамилии, вы можете узнать о профессии своих предков, чем они занимались, кем были или в каком месте родились.
Я надеюсь, что когда вы вырастете, то станете достойными и уважаемыми людьми, сделаете много добрых дел и прославите своё имя и фамилию.
Воспитатель:
Скажите, пожалуйста, что такое герб? Какие гербы вам известны?
С давних времён каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности.
В современной России многие семьи возрождают эту традицию. И вы тоже вместе с родителями придумали и нарисовали свой герб, давайте посмотрим.
Рассказы детей о своих гербах.
Итог занятия.
Воспитатель:
Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии? Узнали вы что-то новое?
Все вы молодцы! Слушая ваши рассказы, я почувствовала, с какой любовью вы относитесь к своим родным.
Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
И в заключение нашего занятия давайте встанем в круг и споём песню про милый дом.
Где-то за лесом и за холмом дом, милый дом.
Мы до него долетим, доплывём или пешком!
Рядышком сядем и запоё м: он, ты, и я!
Что согревает наш милый дом: наша семья!
Я, ты, все мы: вьюгам назло!
Встретим зимы, свет и тепло! Свет и тепло!