Кулагина Лариса
Конспект ОД в подготовительной группе «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Дикие животные»
Цель: Систематизация представлений об образе жизни диких животных осенью. Расширение и углубление представлений о подготовке их к зиме.
Задачи:
1. Познакомить дошкольников с животными ближайшего природного окружения, занесенных в Красную книгу Нижегородской области.
Публикация «Конспект ОД в подготовительной группе „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Формировать представления о взаимосвязи диких животных и условий их жизни в природе.
3. Развитие умения самостоятельно сочинять рассказ (составление мини - рассказов о диких животных). Закреплять умение вести диалог, отвечать на поставленные вопросы полным ответом.
4. Формирование лексико-грамматического строя речи по теме «Дикие животные» : упражнять в образовании сложных прилагательных и притяжательных прилагательных; употреблять название детенышей животных именительном и родительном падеже ед. мн. числа, согласовывать прилагательные с существительными, подбирать сравнения и определения к заданному слову.
5. Активизация словаря признаков, предметного и глагольного словаря.
6. Развитие пространственной ориентировки, мыслительных способностей детей, двигательной моторики.
7. Воспитывать любознательность, способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным.
Материал: макет осеннего леса, презентация «Дикие животные», коробка (посылка, игрушки диких животных и их детенышей (еж, олень, лиса, волк, медведь, белка, письмо, мнемотаблица (план - схема описания дикого животного, карточки с изображением этих же диких животных, мяч, коробочки со следами животных, на каждого ребенка зашумленные картинки «дикие животные» и фломастеры.
Предварительная работа: создание макета осеннего леса, беседы об условиях жизни диких животных, чтение художественной литературы, дидактические игры, просмотр презентаций и видеороликов по теме.
Ход занятия:
Звенит колокольчик, воспитатель просит детей сесть полукругом.
Воспитатель вносит коробку (посылку, в которой лежат игрушки диких животных (лиса, волк, олень, медведь, белка, еж, и читает письмо, прикрепленное к посылке:
«Здравствуйте, дорогие дети. Я узнал, что вы постарались и сделали лесную осеннюю полянку, но у вас нет жителей этой полянки. Я хочу вам помочь ее заселить. Но вы попробуйте отгадать, кто спрятался в моей коробке. А поможет вам моя подсказка. Желаю вам удачи. Старичок – Лесовичок».
Воспитатель: «Ребята, вы хотите, чтобы на нашей полянке появились жители? Кто может здесь поселиться? (ответы детей). Давайте попробуем отгадать, кто же спрятан в посылке старичка – Лесовичка».
Воспитатель достает из коробки мнемотаблицу (план - схема описания дикого животного) и карточки с изображением диких животных, не показывая их детям. Воспитатель предлагает ребенку выбрать карточку с нарисованным на ней диким животным и, не показывая ее детям, составить рассказ по мнемотаблице об этом животном.
Например: «Это дикое животное, живет в лесу. Оно большое. Тело покрыто мехом коричневого цвета. У него большое тело, сильные, большие четыре лапы, короткий хвост. Маленькие уши. Он всеядный. Может есть ягоды, корешки, веточки, ловить птиц и рыбу, лакомство для него – мед и малина». Дети отгадывают – медведь. Воспитатель: «А теперь найди его в посылке Лесовичка». Приоткрывает коробку и ребенок на ощупь старается найти медведя. Найдя медведя, ребенок помещает его на макет. Далее дети с помощью воспитателя и загадок по мнемотаблице достают оставшиеся игрушки животных и пополняют макет осеннего леса «новыми жителями».
Можно рассказ ребенка о животном по мнемотаблице чередовать с загадками о животных :
Хвост пушистою дугой.
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый
По деревьям может лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле. (Белка)
Я оранжевый зверек,
Шубка тёплая, как грелка,
Хвостик мягкий, как пушок,
Я — старательная … (Белка)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну (Волк)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)
У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост —
Я коварна и хитра.
Глубоко моя нора. (Лиса)
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык! (Заяц)
Важно я хожу по бору,
Съесть могу и мухоморы.
Не боюсь в лесу врага —
Есть копыта и рога! (Лось)
Воспитатель: Вот сколько на нашей поляне появилось жителей. Как их мы назовем одним словом? (дикие животные, звери).
Все эти животные водятся в лесах нашей Нижегородской области. И даже на гербе нашего города изображено животное. Какое? Правильно на гербе и флаге нашего города и области гордый олень. Олень – символ благородства, величия, мудрости и справедливости.
В далекие, давние времена, в нижегородских лесах водилось всякого зверья видимо- невидимо: лосей, медведей, волков, оленей. Однажды приснился царю Ивану Грозному дивный сон. Будто бы окружил он столицу вражеского царства своим войском, бьются воины, шлемы колоколами гудят и звенят, а враги, стоя на стенах крепости, насмехаются.
Вдруг из тумана белого волжского показался сохатый зверь - лось, да такой большой, что вся вражеская рать у него под ногами оказалась. И победил он врагов. Проснулся царь и почувствовал в себе силу и бодрость небывалую. И повел он свое войско на врагов, и за один раз их разгромил. Вот так и сбылся сон Ивана Грозного.
Вернувшись в столицу, царь издал указ: Быть всей земле нижегородской под гербом лося яростного, и появился на царских печатях и воротах нижегородских буйный лось, бьющий в землю передним копытом.
А позднее герб переделали: вместо буйного лося сохатого царь повелевал изобразить оленя.
На гербе областного центра Сергач изображен медведь – символ смелости и силы. А на гербе Сосновского района птица глухарь. Как вы думаете, почему? Правильно, в лесах этих районов водятся медведи и глухари, а лесники заботятся о них и охраняют.
У нашей Нижегородской области есть даже своя «Красная книга». Что это, ребята, за книга такая? Внесены в Красную книгу Нижегородской области животные и растения, число которых очень маленькое или сильно снижается. Она была официально принята 13 мая 1997 года. В Красную книгу записаны животные : обыкновенная медянка (небольшая змея, бурундук, болотная черепаха, рысь и много птиц, насекомых, растений.
Ребята, всех ли животных мы можем встретить в лесу зимой? Почему? Правильно, медведь, еж, барсук, сурок зимой спят. Но, ребята, перед тем, как залечь в спячку, что делают эти животные? (Подготавливают себе жилье : находят удобное место, под корнями деревьев или под хворостом роют ямки, устилают листьями, травой, мхом).
А где же они спят, как называются домики у животных? Давайте поиграем: я кидаю мяч и называю животное, а вы мне называете домик этого животного.
Игра с мячом «Кто, где живет?» (Медведь – в берлоге, белка – в дупле, волк – в логове, лиса – в норе, еж – в куче листьев, заяц – под кустом).
Воспитатель: А как еще животные готовятся к зиме? (Делают запасы, наедаются, накапливают подкожный жир, линяют, меняют окрас шубки). Я вам предлагаю посмотреть, кто чем питается и рассказать об этом. (Просмотр презентации «Дикие животные. Кто что ест». По ходу просмотра, дети называют, какое это животное, чем питается и как его называют по типу питания (травоядное, хищное, всеядное).
И, конечно, они любят делать зарядку:
На лесной полянке в ряд,
Звери делают зарядку.
Заяц головой вращает-
Мышцы шеи разминает.
Делает старательно каждое движенье,
Очень ему нравится это упражненье.
Полосатенький енот
Изображает вертолё т:
Лапками машет назад и вперед,
Словно собрался в далёкий полёт.
Серый волк немного сонный,
Выполняет он наклоны:
"Ты, волчишка, не ленись!
Вправо, влево наклонись,
А потом вперёд, назад,
Получишь бодрости заряд!
Медвежонок приседает,
От пола пятки отрывает,
Спинку держит прямо-прямо!
Так учила его мама.
Ну а белки, словно мячики
Дружно прыгают и скачут!
Воспитатель: Ребята, пока мы делали зарядку, звери успели спрятаться. Помогите их найти. Проходите за столы (на столах лежат зашумленные картинки с дикими животными и фломастеры на каждого ребенка, кто найдет на своей картинке медведя, обведет его по контуру коричневым цветом, белку – оранжевым, лису – красным, зайчика – синим, а волка обводить не надо. (Дети за столами выполняют задание на развитие слухового и зрительного внимания).
Воспитатель: Выходите на полянку, поиграем с вами в мяч «Чей, чья, чьи?» :
Уши у лисы чьи? – лисьи,
Хвост у зайца чей? – заячий,
Берлога у медведя чья? – медвежья,
Нос у барсука чей? – барсучий,
Лапа у белки чья? – беличья,
Логово волка чье? – волчье…
Воспитатель: Ребята, а теперь я хочу с вами поиграть в игру «Назови одним словом» :
Если у лисы длинный хвост - она какая? Длиннохвостая.
У медведя короткий хвост - он какой?
У зайца уши длинные - он какой?
У белки чёрные глаза - она какая?
У ежа острый нос - он какой?
У зайца косые глаза - он какой?
Воспитатель: Ребята, а чтобы у наших жителей, диких животных были полные семьи, я предлагаю поселить на нашу полянку детенышей. Но они спрятались в коробочках, а найти их помогут следы, которые они оставили на коробочке. Никита, найди и возьми детеныша лисы, как его зовут? (лисенок) и посади его на полянке около елки. Вика, возьми детеныша волка, как его зовут? (волчонок) и посади его около дуба. Даша, возьми детеныша белки, как его зовут? (бельчонок) и посади около дерева, на котором есть дупло. (Дети на макете размещают детенышей – игрушки по словесному указанию).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как ожила наша полянка, как весело стало на ней.
А как себя должен человек вести в лесу? (Нельзя шуметь, кричать, ломать кусты и деревья, оставлять мусор после себя, разводить костры. Надо беречь природу). Правильно, дети, лес – это дом для диких животных, он кормит, бережет и прячет их. Поэтому и мы должны беречь, охранять лес. Нравится вам наша полянка? Я думаю, что нам надо вечером написать письмо Лесовичку и поблагодарить за такой подарок, который помог оживить нашу лесную полянку.
В свободное время вечером дети совместно с воспитателем пишут ответное письмо старичку – Лесовичку, где благодарят его и рассказывают, что им больше всего понравилось делать на «Лесной полянке» (на занятии).