Разифа Акирова
Конспект ОД «Знакомство с традициями башкирского народа» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская образовательная программа
Возрастная группа : старшая
Тема (в соответствии с комплексно – тематическим планированием) :
Тема НОД: «Знакомство с традициями башкирского народа»
Цель: Познакомить детей с культурой и традициями башкирского народа (костюмы, песни, танцы, обычаи, блюда).
Задачи:
Образовательная:
Расширять представления детей о Башкирии; закреплять умение ценить культуру башкирского народа;
Развивающая:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Башкортостан
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2024
- Обогащать словарный запас и расширить кругозор;
Воспитательная:
Воспитывать патриотические чувства, любовь к национальной культуре;
Демонстрационный материал. мультимедийный проектор, указка, презентации: башкирские народные музыкальные инструменты (кубыз, думбыра, курай, кукла мальчик Азамат, платок, сладости - чак – чак, баурсак.
Ход НОД
Деятельность воспитателя Деятельность ребенка Примечание
Вводная часть
Дети сидят на стульчике.
Основная часть
- Ребята, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, хочу вас познакомить с культурой и традициями башкирского народа, какой бы национальности ты не был.
- Ребята, Башкиры называют себя «башкорт» : «баш» - голова, «корт» - волк.
Башкиры известны, как замечательные земледельцы, опытные животноводы. Издавна они пасли стада лошадей и баранов на привольных пастбищах.
С давних пор башкиры занимаются и пчеловодством. Душист и ароматен башкирский мед.
Необычные звуки.
-Ребята, эти звуки говорят о том, что открывается портал из другого времени. Они могут быть из будущего или из прошлого, даже из другой планеты или галактики. Появляется в национальном костюме мальчик Азамат.
-Ой, куда я попал (удивление). -Здравствуйте ребята! Скажите мне, а в какое время я попал (смотрит в окно)
-А в нашем мире нет таких домов, такой мебели, такой одежды и т. д.
Воспитатель: - Не бойся, мальчик, здесь такие же добрые хорошие дети, как и у вас, просто они немного по другому выглядят, по другому одеты. Просто ты попал в будущее из прошлого вашего времени.
- Давайте, ребята познакомимся. Меня зовут Азамат. Я древний башкир. А вас как зовут? (идет знакомство с детьми).
- Хотите узнать о прошлом, как жили ваши пра-пра -пра- дедушки и бабушки
- Отправляемся в путешествие в прошлое башкирского народа (Слайды).
- Давным-давно жили на Урале башкиры. У них не было домов. Они жили в юртах. Это как теплые палатки. Там и печка была чтобы не замерзнуть зимой. Юрты башкиры всегда переносили из места в другое место, когда меняли пастбища для скота. Поэтому – башкиры были кочевым народом. А скот они держали, чтобы прокормить свою семью: овец, лошадей, коров. Лошадь являлась основной рабочей силой, транспортным средством, помощником кочевника во всех его делах и заботах. Без лошади была немыслима хозяйство, которую создали скотоводы. Животных было много, им нужно много пищи, поэтому люди меняли пастбища, и стали строить себе жилища из войлока, палок и шкур животных. и назвали своё жилище юртой. Башкиры жили дружно. Друг другу помогали, и были очень гостеприимными.
- Сейчас вам расскажу какие у нас есть традиции.
- У башкирского народа много национальных традиций. Весной, когда заканчиваются на полях посевные работы, башкиры празднуют народный праздник «Йеен», где можно услышать их любимые мелодичные песни о родном крае, о своих близких. На этот праздник башкиры надевают свои национальные костюмы (Показ слайда) и исполняют народные танцы. (Показ слайда)
- А сейчас мы узнаем, на каких музыкальных народных инструментах еще играли башкирские музыканты.
1. (Кубыз)
- Дети, это самый древний башкирский народный музыкальный инструмент – кубыз. Это металлическая дуга с язычком посередине. Когда на нём играют, звучит мелодия. (Показ музыкального инструмента).
2. (Думбыра) – это как балалайка, трех струйнная. (Показ музыкального инструмента).
3. (Курай)
(Показ музыкального инструмента).
- Он похож на дудочку. Изготавливают его из стебля сухого растения, который называется – курай. Вырезается из стебля тонкая трубка, на ней проделывают пять отверстий и инструмент готов.
- У башкир очень много народных игр, в которые играли дети раньше и играют теперь.
- Есть у них и свои национальные игры. Давайте поиграем в одну из них. Игра называется «Юрта».
Проводится игра
В игре участвуют по четыре человека подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором стоит стул, на котором повешен платок. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и танцуют:
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта). (Музыку включать)
С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать круг.
- Башкирский народ очень гостеприимный. Они любят собирать гостей за праздничным столом и угощать их своими национальными блюдами, такими как: бак беляш, кэкры, кыстыбый, чак-чак, биш бармак, кисыл курсак. А ещё есть напитки «Кумыс» - изготавливают из лошадиного молока, «Катык» - это кислое молоко (ряженка, «Кузе» - берется зерно, дробят на каменной дробилке, крутят и добавляют туда «катык», не сильно прокисшее, и этот напиток берут на сенокос, чтобы удалить жажду, сытность и придает силу, а ещё делают «Айран» - сделано из прокисшего «Катыка» и туда добавляют холодную воду и немножко соли.
- Ребята, Азамат очень рад был познакомиться с вами!
Необычные звуки.
-Ребята это открывается портал в прошлое, Азамату пора уходить!
-Азамат говорит вам до свидания! Хуш итегез! hау булыгыз! – это он вам сказал по-башкирске.
(дети садятся полукругом).
Заключительная часть
- С какими башкирскими народными музыкальными инструментами вы сегодня познакомились? (Кубыз, думбыра, курай)
- В какую башкирскую народную игру вы играли?
- Ребята, мы должны знать культуру, обычаи и традиции башкирского народа. Пусть всегда будет мир и дружба в этом удивительном краю. Здесь хватит места для всех народов.
- А теперь, ребята, поблагодарим наших гостей за то, что они нашли время прийти к нам.