Приложение МААМ

Конспект НОД «Слово и предложение» (старшая группа)

Татьяна Воронина
Конспект НОД «Слово и предложение» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

План ООД (старшая логопедическая группа)

Тема: Слово и предложение.

Цель: Создание условий для развития речевой активности детей в процессе различения слова и предложения.

Коррекционно- образовательные задачи:

1. Содействовать познавательному развитию детей, в частности, развить

способность различать слова и предложения по основным признакам.

2. Развивать способность составлять простые 2-х, 3-х словные предложения.

Публикация «Конспект НОД „Слово и предложение“ (старшая группа)» размещена в разделах

Коррекционно- развивающие задачи:

1. Создать условия для развития речевой активности в ходе образовательной деятельности.

2. Содействовать умственному развитию детей через сопоставление, сравнение, собственные умозаключения.

Воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность внимательность к речи педагога, самоконтроль, умение работать в командах.

Виды детской деятельности:

1. Коммуникативная.

2. Познавательная.

3. Практическая.

4. Исследовательская.

Оборудование и материалы: столы, стулья, бумага А4 на каждого ребенка, карандаши простые и цветные, доска, магниты, заготовки для памяток на каждого ребенка и демонстрационная для педагога, предметные и сюжетные картинки не менее 2 на каждого ребенка, мяч.

Словарная работа : слово, предложение, памятка.

Предварительная работа : сообщить родителям, что для них будут приготовлены памятки; посоветовать обсудить их дома.

Примечание: Условия организации образовательной деятельности выделены курсивом.

Ход ООД:

1. Организационный этап. Актуализация опыта детей.

Создание ситуации общения.

Цель: Привлечение внимания детей к предстоящей деятельности. Актуализация познавательного опыта детей. Подведение к формулированию проблемы. Развитие умения работать в группах.

Педагог собирает детей вокруг себя, показывает, что в руках у него круги желтого и красного цвета, и предлагает взять себе один из них. Таким образом, дети делятся на две команды. Дети делятся на 2 группы, обсуждают в командах варианты слов – предметов и предложений с этими словами.

- Обратите внимание, у нас образовалось 2 команды. Как думаете, зачем мы разделились на две команды?

- Предлагаю поиграть. Желтая команда называет слово, обозначающее предмет : живой или неживой. А красная команда придумывает с этим словом предложение.

Затем дети меняются кругами и ролями.

- Молодцы! Как вы быстро называли слова и предложения. Не запутались.

2. Мотивационный этап.

Создание проблемной ситуации

Цель: Формулирование проблемы. Мотивация детей на совместную деятельность с педагогом. Формулирование детской цели.

Дети осознают и принимают проблему.

Пытаются найти выход. Определяют путь решения.

Определение пути решения проблемы.

- А вот вашим родителям трудно это делать. Они все время путают, где слово, где предложение. Вот я и думаю, как сделать так, чтобы они не путали, где слово, а где предложение. Как им помочь? Как можно это сделать? (ответы детей)

- Мне пришла одна идея в голову, хочу с вами посоветоваться. Может сделать для ваших родителей подсказки, которые вы потом вклеите в свои тетрадки? Думаю, ваши родители будут очень рады такой помощи.

- А кто будет делать эти подсказки?

Такие подсказки называются памятки. Мы зарисуем в них, чем отличаются слова и предложения друг от друга.

- Согласны?

3. Основная часть.

Создание ситуации развития. Организация совместной образовательной, практической и исследовательской деятельности.

Цель: Создание условий для развития речевой активности детей в процессе различения слова и предложения.

Организация образовательного пространства, обеспечение ситуации развития:

Дети проходят за столы.

На столах приготовлены заготовки для памяток на каждого ребенка, подручные материалы (карандаши, клей).

Педагог знакомит детей с бланком памятки на демонстрационном экземпляре и объясняет правила его заполнения.

По ходу выполнения работы детьми, педагог дублирует все задания на своем экземпляре.

Демонстрационные фигуры слова и предложения, на случай, если дети забыли.

Специальные игры и упражнения, способствующие нахождению отличий между словом и предложением.

В ходе выполнения заданий педагог оказывает поддержку детям, а также оказывает организующую, направляющую помощь.

1). Объяснение педагога.

- Дети, обратите внимание, что лист разделен на 2 части. С одной стороны будем заполнять все, что вспомним о словах, а с другой – о предложениях.

- Обратите внимание, что в первых клетках пунктиром обозначены вот такие фигуры (педагог показывает их на своем листе). Как вы думаете, что они обозначают?

Наводящие вопросы:

- С помощью какой фигуры мы обозначаем слова (желтый прямоугольник?

- А как обозначаем предложения (красная полоса?

- Что у за желтый прямоугольник у меня в руках? И п. т.

- Каким цветом обведем прямоугольник? Полосу?

2). Игровое упражнение «Короткие и длинные слова».

Цель: Различение слов и предложений на слух. Профилактика нарушений слоговой структуры слова и структуры предложения.

Педагог показывает детям два желтых прямоугольника. Один короче, другой длиннее. И называет два слова : КОТ, ПОЛОТЕНЦЕ.

- Ребята, чем отличаются эти прямоугольники?

- А теперь послушайте слова и скажите, чем они отличаются? – Одно длинное, другое короткое.

- У нас есть, что зарисовать. Короткое слово каким прямоугольником обозначим? А длинное слово? (дети рисуют прямлугольники)

- Как вы думаете, предложения могут быть длинными и короткими? (ответы детей)

- Хотите проверить?

Педагог предлагает детям составить предложения по простым сюжетным картинкам, а сам их распространяет, делая длинными.

- Спасибо вам за предложения. А делать предложения длинными мы с вами тоже научимся.

- Давайте запишем для родителей, что предложения тоже могут быть длинными и короткими.

- Посмотрите, как я это сделаю.

Педагог отмечает на своем листе, дети на своем.

3).Динамическая пауза.

Цель: Смена видов деятельности. Координация речи с движением.

- Пришла пора немного размяться. Вспомните, кто в какой команде был.

Педагог называет слова и предложения. Одна команда хлопает, если слышит слово, другая топает, если слышит предложение.

4). Выделение следующего различия.

- А как вы поняли, что «цветок» - это слово. А «Голубой цветок распустился под деревом» - это предложение.

Наводящие вопросы:

- Я говорю: «Цветок». Понятно, о каком цветке я говорю, что происходит с цветком?

- А если я скажу: «Голубой цветок распустился под деревом», - вам станет понятно?

Вывод: Слово называет предмет или действие, а предложение рассказывает об этом предмете. Если предложение рассказывает о предмете, значит в нем одно слово или несколько? (при затруднении педагог повторяет предложение, выставляя нужное количество прямоугольников)

5). Выделение следующего свойства предложения.

Игра «Деформированная фраза».

Цель: Выделение связности слов, как свойства предложения. Предупреждение и исправление трудностей в построении высказывания.

- Вы сказали, предложение состоит из нескольких слов.

- Мальчик, качеля, качаться. Это предложение? Почему? Слов то много? А как правильно?

Вывод: Слова в предложении связаны друг с другом. Если говоришь предложение, возникает картинка перед глазами.

Далее продолжается игра. Педагог кидает мяч ребенку, ребенок составляет фразу.

- Лицо, мыть, Дима. Овощи, везти, грузовик. Мама, книга, читать.

Около, дом, скамейка, стоять. Девочка, котенок, рисовать.

Осенью, дождь, идти. Дерево, дедушка, посадить. Вязать, бабушка, носки.

- Много мы сейчас вспомнили о слове и предложении. Будем в памятки это заносить?

На памятках уже наклеены желтые прямоугольники. Дети обозначают их цифрами предложении много слов) и соединяют прямоугольники между собой (слова в предложении дружат).

6). Самостоятельная работа с картинками.

Цель: Развитие способности различать слова и предложения.

Педагог предлагает выбрать картинки, на которых нарисован предмет и сюжеты. Затем предлагает называть свое слово, и свое предложение. Когда все дети ответят, каждый наклеивает эти картинки в свои памятки.

- Вот мы с вами почти закончили памятки. На память вам хочу подарить картинки. Они лежат на том столике. Найдите себе среди них одну картинку, обозначающую слово, другую – предложение. Я тоже себе выберу.

- Пойдемте рассмотрим, у кого какая картинка.

- У меня на одной картинке нарисован… это слово, а на другой …., это предложение. А у вас?

- Я сейчас наклею свои картинки на памятку, чтобы она стала красивой, яркой. А вы хотите? Тогда подумайте, на какую половину листа вы наклеите каждую картинку.

7). Подведение итогов работы.

- Наши памятки готовы.

- Давайте вместе вспомним, что мы в них записали.

4. Заключительная часть.

Цель: Анализ и оценка детьми своей деятельности. Подведение итогов. Мотивирование на дальнейшую совместную деятельность с педагогом и родителями.

- Думаю, они очень понравятся вашим родителям. И родители скажут вам спасибо.

- Мне они очень понравились!

- А вам было интересно их составлять?

- А трудно было? А что запомнилось больше всего?

- Дома предложите родителям потренироваться. Пусть они тоже подберут по картинке, обозначающей слово и предложение.

Публикации по теме:

Сетка программного обеспечения в деятельности по музыкальному воспитанию музыкального руководителя Сетка программного обеспечения в деятельности по музыкальному воспитанию музыкального руководителя Шашковй Елены Николаевны № Возрастная.

Создание предметно-развивающей среды по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»Создание предметно-развивающей среды по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» Одной из главных задач дошкольного образования и ведущей целью любой образовательной Программы всегда было воспитание здоровой всесторонне.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Слово и предложение» (старшая группа)
Опубликовано: 9 марта 2015 в 12:55
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Слово и предложение» (старшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Воронина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД