Татьяна Воронина
Конспект НОД «Слово и предложение» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
План ООД (старшая логопедическая группа)
Тема: Слово и предложение.
Цель: Создание условий для развития речевой активности детей в процессе различения слова и предложения.
Коррекционно- образовательные задачи:
1. Содействовать познавательному развитию детей, в частности, развить
способность различать слова и предложения по основным признакам.
2. Развивать способность составлять простые 2-х, 3-х словные предложения.
Публикация «Конспект НОД „Слово и предложение“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Коррекционно- развивающие задачи:
1. Создать условия для развития речевой активности в ходе образовательной деятельности.
2. Содействовать умственному развитию детей через сопоставление, сравнение, собственные умозаключения.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность внимательность к речи педагога, самоконтроль, умение работать в командах.
Виды детской деятельности:
1. Коммуникативная.
2. Познавательная.
3. Практическая.
4. Исследовательская.
Оборудование и материалы: столы, стулья, бумага А4 на каждого ребенка, карандаши простые и цветные, доска, магниты, заготовки для памяток на каждого ребенка и демонстрационная для педагога, предметные и сюжетные картинки не менее 2 на каждого ребенка, мяч.
Словарная работа : слово, предложение, памятка.
Предварительная работа : сообщить родителям, что для них будут приготовлены памятки; посоветовать обсудить их дома.
Примечание: Условия организации образовательной деятельности выделены курсивом.
Ход ООД:
1. Организационный этап. Актуализация опыта детей.
Создание ситуации общения.
Цель: Привлечение внимания детей к предстоящей деятельности. Актуализация познавательного опыта детей. Подведение к формулированию проблемы. Развитие умения работать в группах.
Педагог собирает детей вокруг себя, показывает, что в руках у него круги желтого и красного цвета, и предлагает взять себе один из них. Таким образом, дети делятся на две команды. Дети делятся на 2 группы, обсуждают в командах варианты слов – предметов и предложений с этими словами.
- Обратите внимание, у нас образовалось 2 команды. Как думаете, зачем мы разделились на две команды?
- Предлагаю поиграть. Желтая команда называет слово, обозначающее предмет : живой или неживой. А красная команда придумывает с этим словом предложение.
Затем дети меняются кругами и ролями.
- Молодцы! Как вы быстро называли слова и предложения. Не запутались.
2. Мотивационный этап.
Создание проблемной ситуации
Цель: Формулирование проблемы. Мотивация детей на совместную деятельность с педагогом. Формулирование детской цели.
Дети осознают и принимают проблему.
Пытаются найти выход. Определяют путь решения.
Определение пути решения проблемы.
- А вот вашим родителям трудно это делать. Они все время путают, где слово, где предложение. Вот я и думаю, как сделать так, чтобы они не путали, где слово, а где предложение. Как им помочь? Как можно это сделать? (ответы детей)
- Мне пришла одна идея в голову, хочу с вами посоветоваться. Может сделать для ваших родителей подсказки, которые вы потом вклеите в свои тетрадки? Думаю, ваши родители будут очень рады такой помощи.
- А кто будет делать эти подсказки?
Такие подсказки называются памятки. Мы зарисуем в них, чем отличаются слова и предложения друг от друга.
- Согласны?
3. Основная часть.
Создание ситуации развития. Организация совместной образовательной, практической и исследовательской деятельности.
Цель: Создание условий для развития речевой активности детей в процессе различения слова и предложения.
Организация образовательного пространства, обеспечение ситуации развития:
Дети проходят за столы.
На столах приготовлены заготовки для памяток на каждого ребенка, подручные материалы (карандаши, клей).
Педагог знакомит детей с бланком памятки на демонстрационном экземпляре и объясняет правила его заполнения.
По ходу выполнения работы детьми, педагог дублирует все задания на своем экземпляре.
Демонстрационные фигуры слова и предложения, на случай, если дети забыли.
Специальные игры и упражнения, способствующие нахождению отличий между словом и предложением.
В ходе выполнения заданий педагог оказывает поддержку детям, а также оказывает организующую, направляющую помощь.
1). Объяснение педагога.
- Дети, обратите внимание, что лист разделен на 2 части. С одной стороны будем заполнять все, что вспомним о словах, а с другой – о предложениях.
- Обратите внимание, что в первых клетках пунктиром обозначены вот такие фигуры (педагог показывает их на своем листе). Как вы думаете, что они обозначают?
Наводящие вопросы:
- С помощью какой фигуры мы обозначаем слова (желтый прямоугольник?
- А как обозначаем предложения (красная полоса?
- Что у за желтый прямоугольник у меня в руках? И п. т.
- Каким цветом обведем прямоугольник? Полосу?
2). Игровое упражнение «Короткие и длинные слова».
Цель: Различение слов и предложений на слух. Профилактика нарушений слоговой структуры слова и структуры предложения.
Педагог показывает детям два желтых прямоугольника. Один короче, другой длиннее. И называет два слова : КОТ, ПОЛОТЕНЦЕ.
- Ребята, чем отличаются эти прямоугольники?
- А теперь послушайте слова и скажите, чем они отличаются? – Одно длинное, другое короткое.
- У нас есть, что зарисовать. Короткое слово каким прямоугольником обозначим? А длинное слово? (дети рисуют прямлугольники)
- Как вы думаете, предложения могут быть длинными и короткими? (ответы детей)
- Хотите проверить?
Педагог предлагает детям составить предложения по простым сюжетным картинкам, а сам их распространяет, делая длинными.
- Спасибо вам за предложения. А делать предложения длинными мы с вами тоже научимся.
- Давайте запишем для родителей, что предложения тоже могут быть длинными и короткими.
- Посмотрите, как я это сделаю.
Педагог отмечает на своем листе, дети на своем.
3).Динамическая пауза.
Цель: Смена видов деятельности. Координация речи с движением.
- Пришла пора немного размяться. Вспомните, кто в какой команде был.
Педагог называет слова и предложения. Одна команда хлопает, если слышит слово, другая топает, если слышит предложение.
4). Выделение следующего различия.
- А как вы поняли, что «цветок» - это слово. А «Голубой цветок распустился под деревом» - это предложение.
Наводящие вопросы:
- Я говорю: «Цветок». Понятно, о каком цветке я говорю, что происходит с цветком?
- А если я скажу: «Голубой цветок распустился под деревом», - вам станет понятно?
Вывод: Слово называет предмет или действие, а предложение рассказывает об этом предмете. Если предложение рассказывает о предмете, значит в нем одно слово или несколько? (при затруднении педагог повторяет предложение, выставляя нужное количество прямоугольников)
5). Выделение следующего свойства предложения.
Игра «Деформированная фраза».
Цель: Выделение связности слов, как свойства предложения. Предупреждение и исправление трудностей в построении высказывания.
- Вы сказали, предложение состоит из нескольких слов.
- Мальчик, качеля, качаться. Это предложение? Почему? Слов то много? А как правильно?
Вывод: Слова в предложении связаны друг с другом. Если говоришь предложение, возникает картинка перед глазами.
Далее продолжается игра. Педагог кидает мяч ребенку, ребенок составляет фразу.
- Лицо, мыть, Дима. Овощи, везти, грузовик. Мама, книга, читать.
Около, дом, скамейка, стоять. Девочка, котенок, рисовать.
Осенью, дождь, идти. Дерево, дедушка, посадить. Вязать, бабушка, носки.
- Много мы сейчас вспомнили о слове и предложении. Будем в памятки это заносить?
На памятках уже наклеены желтые прямоугольники. Дети обозначают их цифрами (в предложении много слов) и соединяют прямоугольники между собой (слова в предложении дружат).
6). Самостоятельная работа с картинками.
Цель: Развитие способности различать слова и предложения.
Педагог предлагает выбрать картинки, на которых нарисован предмет и сюжеты. Затем предлагает называть свое слово, и свое предложение. Когда все дети ответят, каждый наклеивает эти картинки в свои памятки.
- Вот мы с вами почти закончили памятки. На память вам хочу подарить картинки. Они лежат на том столике. Найдите себе среди них одну картинку, обозначающую слово, другую – предложение. Я тоже себе выберу.
- Пойдемте рассмотрим, у кого какая картинка.
- У меня на одной картинке нарисован… это слово, а на другой …., это предложение. А у вас?
- Я сейчас наклею свои картинки на памятку, чтобы она стала красивой, яркой. А вы хотите? Тогда подумайте, на какую половину листа вы наклеите каждую картинку.
7). Подведение итогов работы.
- Наши памятки готовы.
- Давайте вместе вспомним, что мы в них записали.
4. Заключительная часть.
Цель: Анализ и оценка детьми своей деятельности. Подведение итогов. Мотивирование на дальнейшую совместную деятельность с педагогом и родителями.
- Думаю, они очень понравятся вашим родителям. И родители скажут вам спасибо.
- Мне они очень понравились!
- А вам было интересно их составлять?
- А трудно было? А что запомнилось больше всего?
- Дома предложите родителям потренироваться. Пусть они тоже подберут по картинке, обозначающей слово и предложение.