Оксана Калинаускене
Конспект ООД «Скоро зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать детям представление о жизни диких животных зимой;
Задачи:
Образовательная область «Речевое развитие» : обсуждать информацию о явлениях, выходящих за пределы привычного детям ближайшего окружения. Способствовать умению употреблять слова с обобщающим значением. Формировать способность участвовать в беседе.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» : продолжать формировать желание и умение к совместной деятельности.
Публикация «Конспект ООД „Скоро зима“» размещена в разделах
Образовательная область «Познавательное развитие» : продолжать знакомить детей с многообразием животного мира. Расширять представления детей о природе. Формировать представления об условиях обитания диких животных.
Физическое развитие: развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями.
Словарь: дикие животные, зимуют, гнездо, берлога.
Предварительная работа: беседы о диких животных, дидактические игры: «Дикие и домашние животные», «Чьи детки?».
Рассказывание сказок о животных: «Лисичка – сестричка и», «Лиса – лапотница», рисование: «следы в лесу», «медведь», рассматривание серии картин «Дикие животные».
Средства: панорама зимнего леса, игрушки: дикие животные (зайчик, зайчиха – мама, ежик, белка, сорока, картинка рябины.
Материал: игрушки: дикие животные (зайчик, зайчиха-мать, ежик, белка, сорока, предметные картинки с изображением птиц: ласточка, соловей, скворец; и животных: волк, лиса, медведь, аудиоаппаратура, аудиозапись голосов осеннего леса, разноцветные диски, елочка.
Ход занятия:
Воспитатель вносит игрушку Зайчишку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! (Ответы детей)
Воспитатель: Верно, это зайчишка, он мне рассказал, что заблудился в лесу и очень хочет вернуться к маме. Давайте поможем зайчику. Как же зовут его маму? (Ответы детей)
Как вы думаете, где может жить зайчиха. (Ответы детей)
Правильно, мама-зайчиха живет в лесу. Значит нам нужно пойти в лес и найти маму зайчика.
Дыхательное упражнение:
Воспитатель: Закройте глазки, и представьте, что на вашей ладошке лежит волшебный листочек, который приведет нас в лес. Подуйте на него: (дети делают глубокий вдох и дуют на воображаемый листок, сначала тихо, затем сильнее)
Воспитатель: Откройте глазки, листочек привел нас в волшебном лесу.
Воспитатель с детьми отправляется «в сказочный лес»- идут к панораме сказочного леса и читает стихотворение А Твардовского «Лес осенью»
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней –
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
Воспитатель: О каком времени года идет речь? (Ответы детей).
Воспитатель:В лесу поздняя осень. Листья на деревьях почти опали. Ветерок качает их ветки. Представьте, что вы – деревья.
Динамическая пауза «Деревцо» (дети выполняют движения согласно тексту)
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все ниже, ниже.
Воспитатель: Посмотрите, на рябине висят красные гроздья ягод. Животные питаются этой ягодой, она для них очень полезна, содержит большое количество витаминов. Прислушайтесь, поют ли в лесу птицы? (Ответы детей).
Воспитатель: Почему, не слышны голоса птиц? (Ответы детей)
Верно, многие птицы улетели в теплые края, где у них будет достаточно пищи. Как называют таких птиц? (Перелетные)
Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете? (Ответы детей) ( картинки: ласточка, соловей, скворец)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называют птиц, которые будут зимовать в лесу, (Ответы детей)
Воспитатель: Птиц, которые будут зимовать в лесу называют ЗИМУЮЩИМИ. Они усиленно кормятся и делают запасы на зиму.
(Звук Ежик)
Воспитатель:Слышите, под ногами шелестят осенние листья? Кто это шевелится под ногами?
(ответы детей)
Воспитатель: Это ежик (показывает игрушку ёжика) Здравствуй, ежик, ты не видел маму Зайчика?
Воспитатель: Нет, ежик говорит, что не видел её. Еще он рассказал мне, о том, что у него осенью много дел. Он готовится к зиме. В опавшей листве много пищи, а из листьев и травы ёжик сделает гнездо. Зимой, когда будет холодно, он будет спать в нем.
Воспитатель: Давайте не будем мешать ежику, скажем ему до свидания и отправимся дальше. (Дети прощаются с ежиком) Дорога в лесу не легкая, кочки- да пенечки, придется нам преодолеть препятствия – пройти по кочкам (Около столов разложены цветные диски –дети идут по ним, перешагивая с «кочки на кочку»)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто это? (держит в руках игрушку Белочку) (ответы детей)
Воспитатель: Богдан, спроси у белочки, не видела ли она маму зайчика? ( Индивидуальная работа: 2-3 ребенка)
Воспитатель: Белочка сказала, что, никого не видела. Скоро зима, и ей надо делать запасы для себя и своих бельчат. Зимой орешков не будет, ни ягод, ни грибов, поэтому она запасет все заранее. В свое гнездо белочка несет орешки, грибочки развешивает на веточках деревьев. Высохнут грибы, и будет белочка их зимой есть.
Воспитатель: Как вы думаете, белочке зимой в лесу холодно? (ответы детей)
Воспитатель: Зимой этот зверек не замерзнет. Её мех станет теплым, и из рыжего превратиться в серый. А если наступят сильные морозы, она заберется в дупло и укроется своим пушистым хвостиком, как вы одеялом. Не будем мешать Белочке, у не много дел.
(Дети прощаются с белочкой, идут дальше на поиски мамы Зайчика.)
Воспитатель: Мы отправляемся дальше на поиски зайчихи.
Воспитатель: Ребята. Наш Зайка немного замерз и загрустил, давайте поиграем и развеселим его!
Физкультминутка:
Зайка беленький сидит (присели на корточки)
И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)
Зайке холодно сидеть, (встают)
Надо лапочки погреть. (гладят ручки)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал! (прыгают к воспитателю)
Воспитатель: А вот и мама Зайчонка! Как её зовут, напомните нам, пожалуйста. ( Индивидуальная работа: Никита, София, Миша)
Воспитатель: Мама Зайчиха очень рада встрече со своим сыночком! Рада, что мы с вами не бросили зайчонка в беде, ведь он еще совсем маленький и мог заблудился в лесу. Она говорит вам – спасибо!
Воспитатель: Дети, кто же еще в лесу живет? Каких животных Зайчик очень боялся встретить? (Ответы детей)
Да, в лесу еще живут волки, лисы, (показывает картинки)
Воспитатель: Почему Зайка боится этих зверей? (ответы детей)
Верно, волки и лисы охотятся на зайцев, и питаются ими, ведь они хищники. Но мы очень смелые ребята, мы не дали в обиду Зайчика и помогли найти его маму.
Воспитатель: Ребята, нашему Зайчику тоже нужно готовиться к зиме. Все зайцы, скоро поменяют серый мех на белый. Зимний мех теплее и гуще, и он будет незаметным на снегу. Давайте попрощаемся с Зайчонком и Зайчихой и пойдем дальше.
(Воспитатель с детьми прощаются с зайчихой и зайчонком и идут дальше)
Встречают сороку. На ветвях дерева стрекочет сорока. .(силуэт сороки на ели)
Воспитатель: Здравствуй, сорока! Подскажи, пожалуйста, как нам выбраться из леса.
Сорока стрекочет (аудиозапись)
Воспитатель: Дети, сорока говорит: «Не ходите по левой дорожке, там медведь готовиться к зимней спячке». (картинка «медведь»)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как медведь готовиться к зиме? (Ответы детей).
Воспитатель: Медведь строит себе берлогу и зимой в ней спит. Мех медведя к зиме становится густым и теплым, поэтому он не мерзнет. Питается медведь ягодами, медом и рыбой. Летом и осенью много ест - запасается пищей до весны, наращивает жир. Весной с проявлением пищи медведь выходит из берлоги. Поэтому сейчас ему не нужно мешать. Да и лиса с волком тоже готовятся к зиме. (картинки)
Воспитатель: А кто нам расскажет, как они готовятся? (ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей: «Эти животные зимой не впадают в спячку. У них меняется мех на более теплый. Под снегом они добывают себе пищу - различных грызунов»
Воспитатель: Ребята давайте поблагодарим сороку за помощь. Ведь мы теперь знаем, что осенью животные готовятся к зиме, каждый занят своим делом, мы им мешать не будем. А сороку пригласим к нам в садик. У нас на участке есть кормушка, где для неё и её друзей всегда найдется угощение.
Воспитатель: А нам пора вернуться в наш детский сад! Пойдем по «камешкам» (Около столов разложены цветные диски –дети идут по ним, перешагивая с «Камешка на камешек»)
Рефлексия:
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Конечная остановка детский сад, группа «Солнышко». Дети вам понравилось наше путешествие? Вы расскажите родителям какие животные нам встретились в лесу? А как животные готовятся к зиме?
Литература:
Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. (4-5 лет). Средняя группа