Воинова Татьяна
Конспект ООД «Профессия «Гончар» с детьми старшего дошкольного возраста 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
по теме «Профессия «Гончар»»
Возраст :группа детей дошкольного возраста 6 - 7 лет
Воинова Татьяна Васильевна
воспитатель МДОУ «Детский сад № 149»
Ярославль, 2019 год
Цель: расширение представлений детей о мире профессий взрослых, через знакомство с профессией «Гончар».
Задачи:
Публикация «Конспект ООД „Профессия „Гончар“ с детьми старшего дошкольного возраста 5–6 лет» размещена в разделах
- Гончар. Знакомство с гончарным промыслом
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Старшая группа
- Темочки
Виды задач Интеграция образовательных областей Предпосылки УУД
1. Обучающие
1.1. Уточнить представления детей о профессии «Гончар».
1.2. Расширить и обогатить представления детей о трудовых действиях, спецодежде, орудиях труда и результатах труда гончара.
Познавательное развитие
Познавательное развитие
2. Развивающие
2.1. Развивать внимание, память, логическое мышление, зрительное восприятие.
2.2. Развивать познавательный интерес.
2.3. Стимулировать детей к общению, совершенствовать навык диалогической речи.
2.4. Развивать мелкую моторику.
Познавательное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Регулятивные УУД:
Контроль: осуществляет действия по образцу и заданному правилу;
Познавательные УУД:
Общеучебные: находит и выделяет необходимую информацию;
Логические: анализ – выделяет существенные признаки объекта.
3. Воспитательные
3.1. Воспитывать самостоятельность в производственных действиях.
3.2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми во время выполнения совместной работы.
3.3. Продолжать формировать трудовые и культурно-гигиенические навыки.
Социально-коммуникативное развитие
Социально-коммуникативное
развитие
Социально-коммуникативное
развитие
Личностные УУД:
Смыслообразование: проявляет осознанные познавательные процессы Коммуникативные:
Владение речью: слушает собеседника, вступает в диалог;
участвует в коллективном обсуждении проблемы.
Оборудование и материалы к ООД:экран; проектор; ноутбук; презентация PowerPoint; мольберт; напольный ковер; подушки по количеству детей; гончарный круг; макет печи; изделия из глины; картинки с этапами изготовления тарелки; плакат с изображением гончара; картинки с одеждой, инструментами и изделиями; по количеству детей: фартуки и нарукавники, глина, доски для лепки, стеки, скалки, салфетки, пластмассовые тарелки различной формы, украшения, влажные салфетки.
Ход ООД:
Этапы ООД Продолжительность Задачи Методы, приемы, формы Ход Анализ ООД
1. Организационный этап (подготовка к ООД) 1 мин.
Дети заходят в группу, где их ждут гости. В помещении стоит стол, на столе посылка с битой посудой, в стороне импровизированная гончарная мастерская.
В. Здравствуйте ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, предлагаю поздороваться с ними. Улыбнемся и подарим своей улыбкой хорошее настроение.
2. Мотивационный (обеспечение мотивации и принятие детьми цели деятельности, введение в игровую ситуацию) 2 мин. 2.1.
2.3. Беседа
Обсуждение,
обобщение ответов. В. Ребята,нам прислали посылку, что же в ней лежит? (Педагог вместе с детьми заглядывает в коробку)
( Ответы детей: осколки, черепки)
В. Все, что нам прислали, разбилось, интересно, что же там было? Из чего же все это было сделано?
Как вы думаете почему из глины?
Дети предполагают, рассуждают, воспитатель помогает и подводит к тому, что это были цветочные горшочки из глины.
3. Этап создания проблемной ситуации (актуализации знаний) 3. Игровая деятельность 2 мин. 2.1.
2.3. Проблемный вопрос
В. Как обидно, что все разбились, что же мы можем сделать, чтобы все исправить? (дети предлагают склеить, но если склеить будет заметно, что горшок был разбит, педагог подводит детей к тому, что мы можем сами сделать)
Может, вы знаете, человек, какой профессии сможет нам помочь?
( Ответы детей:гончар)
Тогда отправляемся к гончару! Вы согласны?
(дети с педагогом подходят к мастерской)
4. Этап решения проблемной ситуации. 4 мин. 1.1.
2.1.
Беседа с демонстрацией презентации
Мини – музей «Рабочее место гончара»
Демонстрация и обсуждение оборудования
Составление схемы. Словесная инструкция
Продуктивная деятельность
Вот и мастерская. Вы берите подушки и присаживайтесь поудобнее на коврик. (перед экраном)
Пока дети располагаются, педагог одевает за ширмой фартук и нарукавники.
Педагог обращает внимание на позу, в которой сидят дети!
Слайд 2. Гончар – это человек, изготавливающий посуду, игрушки, украшения из обожженной глины. Эта профессия появилась много лет назад.
Слайд 3.4. Глину добывали по берегам водоемов. Она бывает разных оттенков.
Поэтому изделия из разной глины, отличаются цветом.
Слайд 5. В Ярославской области, мастера гончарного дела, изготавливали чернолощёную керамику. (Вопросы детям!
Слайд 6. При работе с глиной Гончару необходимо надеть фартук и нарукавники, чтобы не испачкаться.
Слайд 7. Для изготовления посуды, игрушек и украшений, гончар пользуется различными инструментами: скребки, стеки, прихваты и многое другое.
Слайд 8. Изделия из глины делают на гончарном круге и вручную. Такая работа требует внимания, трудолюбия, аккуратности.
Слайд 9. Для того чтобы глиняные предметы были прочными их отправляют в печь на обжиг.
Слайд 10. Сейчас у каждого из нас дома есть изделия из глины. Это тарелки, вазы, чайники, кувшины, игрушки, статуэтки и много другое. Они красивые, экологически безопасные и практичные.
У каждого гончара есть свое рабочее место. Пойдем посмотрим. (дети с воспитателем подходят к гончарному уголку)
Здесь находиться все необходимое для работы: гончарный круг, инструменты, печь, образцы изделий. (педагог спрашивает, что еще видят дети, дает детям потрогать, посмотреть)
А это ваши рабочие места, т. к. вы сегодня мои подмастерья – мои ученики. А вы уже знаете, что настоящий гончар всегда работает в специальной одежде. Проходите, одевайтесь. (дети одевают фартуки, нарукавники, при необходимости помогают друг другу и занимают рабочие места).
Ребята, посмотрите, что у вас на столах (Ответы детей)
Юные гончары начинают осваивать профессию с самого простого – с изготовления тарелок.
Сейчас я вам расскажу, как их делать.
Делать тарелку мы будем в ручную, без гончарного круга, по форме. На один край салфетки кладем кусок глины, накрываем второй половиной глину и начинаем раскатывать ее скалкой. У нас должна получиться лепешка, только не делайте ее очень тонкой, а то тарелка будет хрупкой. Теперь верхнюю часть салфетки аккуратно снимаем, выбираем форму тарелки, которая вам понравилась, прикладываем на глину. Нажимаем, лишнее отрезаем стекой, переворачиваем, убирая все лишнее. Получившуюся тарелку украшаем.
Дети по инструкции и показу воспитателя изготавливают тарелки. После работы вытирают руки влажными салфетками.
Готовые тарелки поставим на поднос и отправим их в печь просушиться.
Пока тарелки сохнут, мы с вами уберем свои рабочие места и снимаем фартуки и нарукавники. (воспитанники убирают рабочие места, раздеваются)
5. Этап закрепления знания в играх 15 мин.
1.1.
1.2.
2.2.
2.3.
2.4.
3.1.
3.2.
3.3.
Дидактическая игра «Что нужно гончару» Вам понравилось учиться гончарному делу? (ответы детей)
Как вы думаете, ребятам из вашей группы будет интересно узнать о профессии гончар? (ответы детей)
Предлагаю вам составить таблицу, что нужно мастеру гончарного дела для работы. Тогда вам будет легче рассказать о профессии гончар своим друзья. Пойдёмте к мольберту вы будете выбирать, что нужно гончару для работы и приклеивать на нашу схему. (дети выбирают картинки, относящиеся к профессии «Гончар», рассказывают почему сделали свой выбор, приклеивают на схему и обсуждают получившуюся схему)
6. Рефлексивный этап (подведения итогов ООД, самооценка детей). 2 мин. 2.3.
Беседа.
Подведение итогов В. Ребята, кем мы с вами сегодня были? ( Ответы детей: гончарами)
Как вы считаете это нужная профессия?
Интересная? Чем вам она понравилась (не понравилась?
На память о такой интересной профессии возьмите наш плакат. Ваши тарелки на подносе я помогу отнести в группу и пусть они там еще подсохнут, а вечером вы возьмете их домой.