Светлана Домарева
Конспект ООД «Русская балалайка» для старшей группы детского сада
▼ Скачать
Конспект ООД по патриотическому воспитании в старшей группе ДОУ
Тема: «Русская балалайка»
Продолжительность: 20 мин.
Цель: знакомство детей с русским народным музыкальным инструментом – балалайкой, ее происхождением.
Задачи
Образовательная: приобщать к истокам русской народной культуры.
Развивающая: развивать внимание, чувство ритма.
Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Публикация «Конспект ООД „Русская балалайка“ для старшей группы детского сада» размещена в разделах
Материал и оборудование: экспозиция «Русская изба» / презентация «Русская изба», видеопроектор, записи русских народных мелодий, игрушка – домовенок Кузя, балалайка, детские музыкальные инструменты для оркестра.
Предшествующая работа: отгадывание загадок о музыкальных инструментах; чтение пословиц и поговорок; чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»; слушание народных мелодий; рассматривание иллюстраций из серии «Музыкальные инструменты».
Программное содержание.
1. Дети погружаются в атмосферу русского народного быта.
Беседа по презентации «Русская изба».
Звучит русская народная мелодия.
Слышится стук в дверь.
В гости к детям приходит домовенок Кузя, с собой он приносит балалайку.
Приветствует детей:
Добрый день, честной народ!
Собираемся на сход!
Поскорее в круг вставайте
И за мною повторяйте!
2. Динамическая пауза. Игра по потешке «Шли по дороге».
Большие ноги
Шли по дороге:
То-о-п, то-о-п, то-о-п. имитируют ходьбу с высоким подниманием
колена.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке.
Топ-топ-топ! Топ! «топотушки»
Топ-топ-топ! Топ!
Кузя: Молодцы, ребята!
А теперь отгадайте загадку.
3. Загадка о балалайке.
В лесу стук – стук,
В избе ляп – ляп,
В руках дзинь-дзинь,
На полу топ-топ! (балалайка)
Воспитатель: Догадались?
Послушайте еще одну загадку. Взгляните на картинку и на нашего гостя. (Слайд 2)
Воспитатель: Правильно, это балалайка.
(Слайд 3) Балалайка – это старинный русский народный трехструнный шипковый музыкальный инструмент. Наряду с гармонью, стала символом русского народа. Первое упоминание об инструменте – в 17 веке. Название происходит от звучания «балакать, балагурить, играть, трещать».
4. Разучивание пословиц и поговорок.
А наш Кузьма знает пословицы и поговорки о балалайке. Послушайте их:
Балалайка не огонь, а разогреет.
Бери балалайку в руки, и не станет скуки.
С балалайкой работа спорится.
5. Разучивание частушки.
Кузя берет балалайку и поет :
Балалаечка – гудок
Свое дело знает.
Она в Кузиных руках
Хорошо играет.
Дети повторяют частушку вместе с Кузей несколько раз.
6. Слушание звучания музыкального инструмента балалайка. Игра с использованием шумовых музыкальных инструментов.
Кузя: А вы знаете, ребята, что название свое балалайка получила от русских слов балакать, балагурить, что значит болтать, разговаривать. Звук у балалайки шутливый, легкий, задорный.
Воспитатель предлагает послушать, как звучит балалайка (Слайд 3 – звуковая дорожка).
Затем предлагает поиграть на музыкальных инструментах под русскую народную мелодию. Сначала поиграют мальчики, а потом – девочки. Педагог раздает ложки, бубны, погремушки, колокольчики. Когда мальчики играют, девочки им аплодируют и наоборот.
7. Рефлексия.
Кузя: Спасибо вам ребята! Вы такие внимательные! И талантливые! Но мне пора собираться домой.
Воспитатель: Кузя, спасибо Вам большое за то, что познакомили ребят с таким замечательным народным инструментом, как балалайка. Приходите к нам в гости еще. Ребята, скажем вместе «спасибо» и попращаемся.
- Скажите, вам понравился музыкальный инструмент, что принес нам Кузьма?
- Опишите, какая она, балалайка? (деревянная, у нее 3 струны, это русский народный инструмент).
- Вы хотите еще больше узнать о русских народных инструментах?
- Тогда давайте запишем для Кузи видеообращение с нашими пожеланиями.