Любовь Тепайкина
Конспект ООД «Путешествие в Грамматию»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщение, закрепление и систематизирование знаний детей по обучению грамоте, полученных в течение учебного года
Задачи:
образовательные:
-различать короткие и длинные ;
-делить слова на слоги;
-дифференцировать твердые и мягкие согласные;
-определять и называть первый звук в слове;
-выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
-составлять 2-3 предложения по картине;
-отвечать на вопросы рассказа с помощью простых предложений
развивающие:
-развитие слухового восприятия;
-развитие мелкой моторики;
-развивать глазомер, четкой координации руки;
Темочки:
воспитывающие:
-воспитание умения работать;
-воспитание самостоятельности при выполнении заданий;
-прививать элементарные гигиенические правила письма;
-воспитывать усидчивость;
-воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий
Предварительная работа:
- занятия по обучению грамоте
- чтение книг по слогам
Методы и приемы: беседа, художественное слово, сюрпризный, игровые моменты, вопросы к детям, показ картинок, пальчиковая, артикуляционная, кинезиологическая гимнастики, физминутка, продуктивная деятельность
Материалы и оборудование: домики для букв, буквы на магнитиках, картинки с изображением наушников и колокольчика, мяч, магнитофон. Раздаточный материал: карточки с красным, зеленым, синим цветом, слоги, каточки с изображением предметов, схемы предложений, разрезные карточки для звуко- буквенного анализа.
Ход ОД
1 Вводная часть. 3 мин.
Организационный момент. Эмоциональный настрой на занятие
В. Здравствуйте ребята.
Какое у вас сегодня настроение?
Давайте возьмемся за руки и поделимся друг с другом своим хорошим настроением и добрыми пожеланиями.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
В. Дети, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами уже научились: различать звуки, знаем, что они могут быть гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие. Сегодня я приглашаю вас отправиться в волшебную страну Граматию. Во время путешествия придётся выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно, нужно взять с собой хорошее настроение. Вы готовы отправиться в путешествие?
Прежде чем отправиться, подготовим наши язычки. Чтобы они у нас были послушными, проведём артикуляционную гимнастику.
Ветер по морю гуляет глубокий вдох носом, выдох- трубочкой
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах «Парус»
На раздутых парусах.
Он плывет к родной земле,
Реет флаг на корабле! «Чистим верхние зубки»
Лево руля! «Часики»
Права руля!
Приказ отдает
Командир корабля.
Волны вверх, волны вниз «Качели»
Раскачали - берегись!
Прямо к небу высоко,
Прямо к рыбам глубоко
Море волны посылает - «Вкусное варенье»
Берег пробует на вкус,
Открывает, закрывает «Гармошка»
Парашютики медуз.
В море – страшный ураган!
Шторм! Почти цунами!
Наш отважный капитан
Борется с волнами «Индюк»
Наш кораблик спорит с бурей,
По волнам несется пулей,
Вот по курсу островок «Блинчик»
Он не низок не высок
Как пройти на островок «Мостик»
Где-то должен быть мосток
По мостку с тобой пройдем «Барабан»
И немножко отдохнем! «Блинчик»
2 Основная часть 20 мин
а) сюрпризный момент
б)игра «Буквы заблудились»
в)игра «Звонкие и глухие»
г)зарядка для глаз «Часики»
г) игра «Разные звуки»
д) звуко-буквенный аналин
е) физкультминутка
ё) делим слова на слоги
ж)игра «Антонимы»
з)Предложения
Ну вот мы и попали в страну Грамматию.
Звучит запись
Ха-ха-ха, ничегошеньки у вас не получится. Я везде все запутала, все перемешала. Хи- хи- хи. Не узнали меня - я грамматическая ошибочка. Трудные задания у вас будут на пути. Возвращайтесь назад. Ничегошеньки у вас не выйдет
В. Что же делать, ребята? Может, вернемся обратно в детский сад?
В. Смотрите, вот и 1 задание. Буквы вышли из своих домиков и заблудились. Поможем им попасть в свои домики? Давайте вспомним, чем отличаются звуки от букв? (звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются).
-А какими бывают звуки? (гласные, согласные).
- Гласные звуки это, какие? (Поются)
- А согласные? (произносятся с преградой)
Какими бывают согласные? Твердыми, мягкими.
Каким цветом обозначаются на звуковых схемах гласные, согласные звуки?
Гласные звуки живут в красных домиках. Согласные – в синих.
Дети помещают буквы в красный и синий домики
В. Проверим, правильно ли выполнено задание
В. Следующее задание
Тары бары! Тары бары!
Буквы дружно встали в пары.
Пара каждая такая:
Буквы звонкая – глухая.
Распределяем на 2 группы буквы. Где колокольчик звонкую ставим букву. А где наушники глухую.
В. А теперь сядем за рабочие столы. Ребята, сядьте все ровненько выпрямите спинки, ножки подружились, не забываем: расстояние между столом и вами, ваша ладошка
Кинезиологическая физминутка: Упражнение на расширение бокового зрения «Часики»
Задание 3
В. Я буду называть любой звук, а вы поднимите карточку того цвета, которым этот звук обозначить.
К. С, О, Р, А…
В. Молодцы! У вас лежат карточки с нарисованными предметами и названием этого предмета. Вам нужно сделать звуковую схему слов.
А вместе мы разберем слово гусь
Вместе с детьми делаю звуковой анализ слова гусь.
- Назовите все гласные звуки в этом слове.
- Теперь назовите согласные.
- Назовите первый звук.
- Какой это звук?
- Каким цветом мы его обозначим?
- Какой второй звук в слове?
- Какой это звук? Каким цветом мы его обозначим?
- Какой третий звук в слове? Какого цвета его домик?
- Какой это звук?
Д. Ь – это не звук, это буква. Он смягчает и соединяет согласные звуки. На звуковой схеме мы его не обозначаем.
- Сколько всего букв в этом слов
Физкульминутка «Птицы»
В. Мы сейчас работали с словом. Скажите,из чего состоит слово.
Игра «Раздели слова на слоги» .
В. Посмотрите, что здесь лежит? Правильно это слова. Нужно узнать, сколько слогов в слове. Как проверить?
Знанием делиться я всегда готов:
Сколько в слове гласных, столько и …
Измерить слово –
Да это проще простого!
Сколько слогов в нём надо узнать
Хлопать в ладоши пора начинать!
Слова: шко-ла, иг–ра, ма–лыш, ко–ро–ва, ба–боч–ка, ра–ду–га, дом, сом. В. Молодцы. Справились
Немного отдохнем, пройдите все на ковер. Поиграем с мячом в слова наоборот.
Веселый – грустный, много – мало, холодно-жарко, снизу – сверху,старый-молодой, медленно – быстро, широкий – узкий, далекий –близкий, слабый мороз – сильная жара ;взять много – отдать мало; веселый дедушка – грустная бабушка.
В. Дети, если слова состоят из слогов, то предложения из… слов.
Составьте предложение из трех слов.
3 Заключительная часть 3 мин
а)Голос грамматической ошибки
б)Обобщение воспитателя
в) Анализ ОД
Вот и закончились все задания.
Раздается голос грамматической ошибки :
Ну вот, со всеми заданиями справились, как я не мешала. Ну, пойдете в школу, я вам еще покажу…
Ребята, я думаю, мы будем стараться и в школе. Понравилось вам наше путешествие? Вы сегодня просто молодцы: какое же вам задание больше всех понравилось? А какое было самое трудное?
Возвращаемся в детский сад.