Светлана Каминская
Конспект ОД «Познавательное развитие «» Промыслы России «Подготовительная группа Подготовила Каминская Светлана. Васильевна…»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства на примере дымковской игрушки.
Задачи: Образовательные
• Закрепить знания детей о народных промыслах : вызвать интерес к дымковской игрушке, желание любоваться игрушками, радоваться их внешнему виду.
• Обогащать словарь детей яркими эпитетами, сравнениями.
• Учить замечать сочетания цветов, расположение элементов узора.
Развивающие :
• Развивать у детей воображение и стремление к творчеству.
Публикация «Конспект ОД „Познавательное развитие"“ Промыслы России „Подготовительная группа Подготовила Каминская Светлана, Васильевна…“» размещена в разделах
- Камины своими руками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
• Развивать навыки дымковской росписи, используя характерные для данного промысла эпитеты и цветовую гамму.
Воспитательные
• Воспитывать любовь к русской народной игрушке, людям, изготовившим ее.
• Формировать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.
Образовательные области:
• В ходе образовательной деятельности реализуются задачи по следующим образовательным областям.
Социально-коммуникативное развитие :
• Развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
• Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Познавательное развитие :
• Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Речевое развитие :
• Обогащение словаря.
• Развитие речевого творчества.
Художественно-эстетическое развитие :
• Формирование элементарных представлений о видах искусства.
• Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие :
• Становление целенаправленности и саморегулирования в двигательной сфере.
Демонстрационный материал:
Дымковские игрушки;
Иллюстрации с изображением дымковской, хохломской, городецкой, гжельской росписей;
Магнитофон, аудиокассета.
Карта России.
Экологическое полотно.
Образцы дымковской росписи.
Раздаточный материал:
Фигурки дымковских игрушек, вылепленных из соленого теста (по количеству детей).
Краски гуашь на каждого ребенка, кисточки, баночки с водой, подставки для рисования, ватные палочки (по количеству детей).
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: – Ребята, как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель:
Посмотрите на карту. Видите, какую большую площадь занимает наша Родина. (Воспитатель показывает на карте Россию, затем просит кого-либо из детей показать на карте Россию).
Воспитатель:
В нашей огромной России очень много талантливых людей, которые занимаются разными промыслами : изготовлением игрушек, посуды, занимаются резьбой по дереву, изготавливают красивые платки и шали. У нас в группе есть предметы, которые изготовили мастера своими руками. – Какие предметы есть в нашей группе?
Дети: Расписные доски, ложки, деревянные игрушки.
Воспитатель:
Есть такой промысел – роспись. Роспись тех предметов, которые изготовили мастера. – Какие росписи вы знаете?
Дети: хохломская, городецкая, дымковская и др.
Воспитатель:
Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы догадайтесь о какой росписи идет речь и покажите на коромысле. (Педагог читает, дети находят на коромыслах и объясняют, какие элементы росписи присутствуют в городецкой, хохломской, дымковской и других росписях).
Розоватые бутоны – Снова радуют наш взгляд, И как будто для забавы Расцветают на глазах. И розаны и купавы, Сколько света и тепла! Точки, белые мазочки – Вот и сказка ожила! (Городец)
Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась, Рядом с листиком трехпалым Земляника цветом алым Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А трава, как бахрома, Золотая … (Хохлома)
У этих игрушек, У этих зверюшек Веселая, яркая гамма цветов, А сколько полосок, штрихов, Завитушек, колечек и точек, И разных кружков. (Дымка)
Воспитатель предлагает подойти к экологическому полотну и послушать историю возникновения дымковской игрушки.
Воспитатель:
Славилась Россия чудо-мастерами, Дерево и глину в сказку превращали, Красками и кистью красоту творили, Своему искусству молодых учили.
Эти мастера делали игрушки из глины. И назвали эти игрушки дымковские. Почему дымковские? Вы сейчас узнаете. С высокого берега реки Вятка, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково (слобода – это село или деревня). Зимой, когда топятся печи, а летом, в пасмурные дни, когда туман, все село будто в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера. У детей не было игрушек, как у вас сейчас. И задумали тогда взрослые порадовать детишек. Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки и расписали их красками. Так и появились дымковские игрушки: барыни, козлики, лошади, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям. Вначале были свистульки. Всю зиму взрослые лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстием, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка (воспитатель показывает игрушки). Эти свистульки продавались на ярмарке. Взрослые охотно покупали их для детей. Заливной свист свистулек слышался на всю округу. Этот свист зазывал народ на ярмарку, или народные гулянья, веселился народ. (воспитатель демонстрирует свист). Но вот приходит зима, и снова в Дымково принимаются за дело. И так каждый год. Много-много лет. Сто, сто пятьдесят. А может и более того. Вот уже придумали лепить из глины другие игрушки, не только свистульки. Свое умение бабки передавали внучкам, а внучки своим внучкам. Так дошло до наших дней. Теперь в центре города Кирова есть художественные мастерские, где изготавливают дымковские игрушки.
Если заглянуть в мастерскую, то мы увидим мешки с мелом, ящики с красками, молоко, глину. Вот почти и все, что нужно для изготовления чуда, которым любуются все. Любая фигурка – это ручная работа, сделанная в единственном экземпляре. Сейчас в мастерских специальные печи обжига. А раньше игрушки закаливали в русских печах. Печи топили жаркими березовыми дровами и ставили фигурки в печь. Из печи они выходили закаленные, крепкие, звонкие. Потом разводили на молоке мел и белили игрушки. А затем наступала пора расписывать их. Если мы рассмотрим узор, то увидим, что он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки. … Зато краски яркие – малиновые, красные, зеленые, желтые. Каждый цвет словно соперничает друг с другом. Когда смотришь на игрушки, на душе становится радостно и празднично! А ведь все это из глины. А посмотришь на глину: ничего на ней, кроме крапивы, не растет.
Хотите заглянуть в одну из мастерских и полюбоваться игрушками?
Дети: Конечно, хотим.
Воспитатель: Давайте посмотрим какие игрушки я вам приготовила.
Как называются эти игрушки?
Дети: Эти игрушки называются дымковские.
Воспитатель: Чем они похожи друг на друга?
Дети: Игрушки похожи росписью.
Воспитатель: Назовите какие элементы росписи вы знаете?
Дети: Круги, кольца, полоски…
Воспитатель: Все эти элементы что-то обозначают, т. е. являются символами.
Круг – символ солнца, каравая хлеба.
Точка – символ звезды.
Прямая линия – дорога.
Волнистая линия – символ воды и неба.
Дымковская барыня – олицетворяет богиню плодородия, женщину мать.
Веселые зверушки – символ достатка, добра, благополучия.
Воспитатель: Какие цвета мастера используют для выполнения рисунка?
Дети: яркие…
Воспитатель: Когда мастера расписывали дымковские игрушки они к каждой игрушке сочиняли, песни, прибаутки. Какие вы знаете?
Дети:
1. Из глины козлик в яблоках, Собою хорош, очень пригож.
А вот олень на стройных ногах,
Вся краса у оленя в рогах.
2. Голосисты эти птицы И нарядны, словно ситцы! Фью -ти, фью-ти, фью-ти, фью! Фью-ти, фью-ти, гнезда вью!
3. Что за конь! Только тронь –
Со всадником вместе Ускачет верст за двести!
4. Конь домчит до карусели.
На седло залез Емеля. Влез, встал, засвистал, Засвистал и поскакал.
5. Поглядите, каковы, И нарядны, и новы Расписные сани И пригожий Ваня!
6. Всех нарядом удивил, Крылья важно распушил, Хвост, как солнечный цветок, Ярко-красный гребешок!
7. А вот дымковские барыни:
У них руки крендельком, Щеки будто яблоки, С ними издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
8. По улице мостовой Шла девица за водой, Шла девица за водой, За холодной ключевой.
Воспитатель:
Все, что окружало людей, то они и лепили: свистульки, всадников, карусели, барышень. И все это продавали на ярмарке, где проходили гулянья. Скажите – что такое ярмарка?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Правильно. Веселая ярмарка с песнями, плясками, прибаутками, так раньше было на Руси. На ярмарку приглашали гостей. Давайте мы с вами поводим хоровод. Приглашайте гостей. (Хоровод «Пришла весна»).
Воспитатель: У нас сегодня работает художественная мастерская. Мы с вами будем расписывать игрушки. Но для того, чтобы они стали яркие, веселые, как настоящие дымковские, мы должны вспомнить несколько правил:
- В какой последовательности начнем рисовать узор?
- Где будет расположен самый большой элемент?
- Чем можно рисовать мелкие элементы?
- Как нужно набирать краску?
Приглашаю всех к столу расписать игрушку. Проводим разминку для пальчиков и приступаем к работе. Звучит спокойная музыка.
По окончании работы подводим итог.
Воспитатель: Как называется село, где изготавливают игрушки?
Дети: Это село называется Дымково.
Ребенок:
Дым идет из труб столбом, Точно в дымке все кругом, Голубые дали, а село большое Дымково назвали.
Воспитатель: Из чего лепят игрушки?
Дети: Игрушки лепят из глины.
Ребенок:
Белоснежны на березке Кружочки, клеточки, полоски – Простой казался бы узор, Но отвести не в силах взор.
Воспитатель: Конечно, взор отвести не в силах. Нравятся вам игрушки?
Дети: Да, нравятся.
Ребенок:
Что мы видим! Это диво! Сколько радости вокруг! Все игрушки так красивы, Аж захватывает дух.
Все вместе:
Волшебницам вятским Родной стороны Большое спасибо сказать мы должны За то, что их руки не устают И сказочных кукол для всех создают.