Надежда Коновалова
Конспект ООД «Портрет моего друга»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дать детям представление о портретной живописи как о виде искусства. Задачи:
Образовательные. Познакомить детей с репродукцией картины И. Ф. Хруцкого «Портрет мальчика в соломенной шляпе». Закрепить у детей представление о живописи как виде изобразительного искусства, об особенностях каждого жанра (портрет, пейзаж, натюрморт).
Развивающие. Расширять кругозор, наблюдательность, воображение, речь детей, умение аргументировано и развернуто оценивать произведение искусства, осмысленно отвечать на поставленные вопросы. Формировать художественный вкус.
Публикация «Конспект ООД „Портрет моего друга“» размещена в разделах
Воспитательные. Вызвать у детей желание рисовать портрет своей друга, передать в рисунке индивидуальные черты его облика (цвет глаз, волос, передавать свое отношение, свои чувства к близким людям в изображении.
Оборудование: магнитофон, диск с записью.
демонстрационный материал: репродукция картины И. Ф. Хруцкого «Портрет мальчика в соломенной шляпе».
Раздаточный материал: листы бумаги А4 на каждого ребенка, подложки, простые и цветные карандаши.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методы и приемы: наглядные – рассматривание, наблюдение, практические – показ воспитателя, дидактическая игра, словесные – использование художественной литературы, беседа.
Литература: 1. Андрияка С. Натюрморт. Портрет. Интерьер: Альбом. Акварель, масло, темпера, рисунок / С. Андрияка. – М. : Московская школа акварели, 2005. – 144 с. ; 2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева. – М. : Академия, 2010. – 267 с. ; 3. Закон «Об образовании» Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 г. (Постановление №1-233П-НС); 4. Иванова О. Л., Васильева И. И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка / О. Л. Иванова, И. И. Васильева. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010. – 96 с. ; 5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2006. – 192 с. ; 6. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт. -сост. Арутюнян Л. Н, Сипачева Е. В., Макеенко Е. П., Котова Л. Н, Михайлюк С. И., Бридько Г. Ф., Губанова Н. В., Кобзарь О. В. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018 – 208 с.
Подготовка воспитателя: Подготовила оборудование, раздаточный и демонстрационный материал, расставила столы полукругом.
Подготовка детей: Дидактические игры: «Настроение» (принимаем позу героя и мимикой выражаем его настроение, «Окошечко» (определяем характер героя по глазам, «Я и мое лицо» (какое выражение лица бывает у людей). Рассматривание портретов известных художников-портретистов.
Хронометрия:
1. Вводная часть
1.1 Организационный момент – 0,5 мин.
1.2 Вводная беседа – 0,5 мин.
2. Основная часть:
2.1 Беседа по картине – 1 мин.
2.2 Рассказ воспитателя – 1 мин.
2.3 Физминутка – 1 мин.
2.4 Самостоятельная работа детей – 20 мин.
3. Заключительная часть
3.1 Подведение итогов – 0,5 мин.
3.2 Выставка работ – 0,5 мин.
Ход ООД
1 Вводная часть
1.1 Организационный момент
Воспитатель приглашает посетить предлагает вниманию детей куплет из детской песенки Г. Гладкова:
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на вас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Или смотрит балерина,
Или Вовка твой сосед,
Обязательно картина
Называется…. (портрет)
1.2 Вводная беседа
Восп. : Верно ребята. Это слово произошло от французского выражения «Черта в черту». Но портрет отражает не только внешнее сходство. Обратите внимание на репродукцию, подумайте и скажите, что еще в портрете художник может передать?
Дети: Характер, настроение, возраст, вид деятельности (то, чем любит заниматься, в какое время (настоящее или прошедшее) жил человек.
2 Основная часть
2.1 Беседа по картине
Восп. : Вы правильно отметили. Хорошо. Обратите внимание на этот портрет. Скажите, кто здесь изображен? (Ответы детей) Как одетый мальчик? (Ответы детей) Когда, на ваш взгляд, написана эта картина? (Ответы детей) Почему вы так считаете? (Ответы детей) Похожа ли одежда мальчика на вашу? (Ответы детей) Какое у мальчика настроение? (Ответы детей) Как вы думаете, почему отдельные части картины с правой стороны светлее, чем с левой? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята, что художники-портретисты изображали?
Дети: Людей. Людей, живущих в другое время, занимающихся каким-нибудь видом деятельности.
2.2 Рассказ воспитателя
Восп. : Ребята, а теперь послушайте мой рассказ: «На темном, почти черном фоне мы видим прекрасный портрет мальчика в соломенной шляпе. Картина так и называется «Портрет мальчика в соломенной шляпе». Мальчик одет необычно: он в шляпке, украшенной пером павлина; в светлой рубашке, белый воротничок выпущен наверх… В руках мальчик крепко держит корзину с виноградом. Мальчик смотри прямо на нас. Взгляд ясный, теплый, но задумчивый и не радостный. О чем думает мальчик? У мальчика красивое лицо, маленький вздернутый носик, пухлые губы. Художник с такой любовью написал портрет, что мальчик кажется живым. Хочется дотронутся до его руки, взять кисть сладкого, сочного винограда. Так написать портрет мог только великий художник, который очень умело, владеет красками, чтобы передать оттенки, объемы, солнечные блики… и все это с помощью красок и кисти. Таким образом, сегодня мы познакомились с «Портретом мальчика в соломенной шляпе», написанном художником И. Ф. Хруцким.
2.3 Физминутка
Добрый день, мой милый друг (рукопожатие).
Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).
Здесь есть ты (кладем правую руку на плечо соседа).
Здесь есть я (кладем правую руку себе на грудь).
Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа)
Жить (хлопаем в ладоши,
Друзья (соединяем руки ладонями).
2.4 Самостоятельная деятельность детей
Воспитатель предлагает детям пройти на свои места и нарисовать своего друга, не сообщая при этом никому, и в процессе работы оказывает помощь тем детям, которые в этом нуждаются.
3 Заключительная часть
Восп. : Ребята, вы такие сегодня молодцы, посмотрите какие портреты красивые у вас получились.
Воспитатель предлагает детям отгадать по рисунку кто изображен на нем, организовывает выставку детских работ совместно с детьми.