Бережная Марина
Конспект ОД по экологии «Юные экологи» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
с использованием технологии «Ситуация» (Л. Г. Петерсон)
Тема: «Юные экологи»
Цель: формирование экологической культуры детей.
Программные задачи:
Образовательные: дать понятие живой и неживой природы; актуализировать правил поведения с окружающей природой.
Развивающие: развивать мышление, связную речь, умение анализировать.
Воспитательные: воспитывать гуманное отношение к природе.
Публикация «Конспект ОД по экологии „Юные экологи“ в средней группе» размещена в разделах
Методы и приемы: рассказ, пояснение, практические действия, вопросы, похвала, художественное слово.
Материал и оборудование: письмо, картинки живой и неживой природы, эмблемы юного эколога, картинка леса с экологическими проблемами, изображение цветка и солнца.
Предварительная работа: загадывание загадок, беседа о живой и неживой природе; решения проблемных экологических ситуаций.
Ход:
1. Введение в ситуацию:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое письмо передал мне охранник, когда я пришла в детский сад. Интересно от кого оно. Вам интересно? Откроем его?
Дети: Да.
Воспитатель: Слушайте, нам пишет организация «Юные экологи», они предлагают выполнить задания и вступить в их сообщество. Ребята, вы знаете кто такие юные экологи?
Дети: Это дети, которые любит природу, всегда и везде заботятся о ней.
Воспитатель: Как думаете, вы сможете стать юными экологами?
Дети: Да, сможем.
Воспитатель: Отлично, для того слушайте первое задание, которое называется «экологический светофор».
2. Актуализация знаний:
Воспитатель: Я каждому раздам по две карточки: красную и зеленую. После буду произносить высказывания, а вы должны определить, если правильно поднять зеленую карточку, если нет-красную. Ну что, готовы? Справитесь?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда начали: ломать ветки, оставлять после себя мусор, разорять гнезда и муравейники, поливать цветы, уничтожать ядовитые грибы, белить деревья, размещать кормушки, стрелять в птиц из рогатки.
3. Затруднение ситуации:
Воспитатель: Ребята, что вообще такое природа?
Дети: Это цветы, животные, насекомые.
Воспитатель: Хорошо. Природа - это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это - солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы. Ребята, смотрите для нас подготовили еще игру. Давайте подойдем к мольберту. Ребята, здесь необходимо разделить части природы на две группы. Вы знаете эти группы?
Дети: Нет.
Воспитатель: Тогда сможем ли мы поиграть в эту игру?
Дети: Не сможем.
Воспитатель: А вы хотите узнать эти группы, чтобы распределить правильно?
Дети: Да, хотим.
4. Открытие нового знания:
Воспитатель: Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. К первому миру относят все, что растет, дышит, питается, развивается, дает потомство. Давайте все вместе, пять пальчиков: растет, дышит, питается, развивается, дает потомство.
Воспитатель: Давайте рассмотрим эти признаки на цветке. Цветок растет?
Дети: Да, растет.
Воспитатель: Питается ли цветок?
Дети: Да.
Воспитатель: Каким образом питается цветок? С помощью чего?
Дети: Питается с помощью корней.
Воспитатель: Хорошо, а может ли дышать?
Дети: Да.
Воспитатель: Правильно, растение поглощает углекислый газ и что выделяет?
Дети: Кислород.
Воспитатель: Развивается ли цветок?
Дети: Да.
Воспитатель: Конечно, развивается от маленького семени до прекрасного цветка. И последний признак, какой был?
Дети: Дает потомство.
Воспитатель: Так дает ли потомство цветок?
Дети: Дает.
Воспитатель: Как это происходит?
Дети: Ветер разбрасывает семена цветка и появляются новые цветы.
Воспитатель: Молодцы. Получается цветок живой, а значит он элемент какой природы? Если он живет?
Дети: Живой природы.
Воспитатель: Верно, молодцы. Как можно это определить?
Дети: По пяти признакам.
Воспитатель: Давайте назовем эти признаки живой природы.
Дети: Растет, развивается, дышит, питается, дает потомство.
Воспитатель: Давайте еще приведем примеры живой природы.
Дети: Медведь, дерево, кот, сова.
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами немного отдохнем.
Физминутка:
Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте.)
За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам.)
Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку.)
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали. (Машут руками.)
Дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши.)
Ногами топаем! (Топают ногами.)
Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох-выдох.)
И немножечко устали! (Дети садятся на свои места.)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, лиса относится к миру живой природы? Почему?
Дети: Да, потому что лиса растет, питается, развивается, дышит, оставляет потомство.
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте рассмотрим солнце. Солнце может расти?
Дети: Нет.
Воспитатель: Может развиваться?
Дети: Нет.
Воспитатель: Питаться?
Дети: Не может.
Воспитатель: Может дышать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Тогда оставлять потомство может солнце?
Дети: Нет.
Воспитатель: Следовательно можем ли мы отнести солнце к живой природе?
Дети: Нет, не можем.
Воспитатель: Тогда как мы можем назвать природу которая не живет?
Дети: Неживая природа.
Воспитатель: Отлично ребята, приведите примеры неживой природы.
Дети: Камни, воздух, горы.
Воспитатель: С какими двумя видами природы мы познакомились?
Дети: С живой природой и неживой природой.
Воспитатель: Умницы, а теперь мы можем поиграть в игру, которую нам прислали экологи?
Дети: Да, можем.
5. Включение нового знания в систему знаний
Воспитатель: Давайте рассмотрим картинки. Дерево, к какой группе мы его отнесем?
Дети: В группу живой природы.
Воспитатель: Молодца, а воду?
Дети: К неживой природе. (и т. д.)
Воспитатель: Отлично, у нас осталось последнее задание. Нам как будущим экологам предлагают найти и исправить экологическую ситуацию в лесу. Посмотрите на картинку. Что вы видите?
Дети: Мусор, люди ломают ветки.
Воспитатель: Да ребята, но мы с вами знаем, что так нельзя себя вести с природой. Давайте исправим ошибки и поможем природе.
6. Осмысление:
Воспитатель: Молодцы ребята, вы доказали, что можете быть юными экологами, поэтому я хочу вручить вам эмблемы. Ребята, в какое сообщество мы вступили? Что нового вы узнали? Какая бывает природа? Назовите признаки живой природы? Например? Что относится к неживой природе? Отлично ребята, вы очень усердные юные экологи. Лиза, Саша и Сергей были очень активны в игре «экологический» светофор, Дима и Егор умело группировали на живую и неживую природу, Даша и Ярик правильно отвечали на вопросы про цветок.