Галина Сысоева
Конспект ООД по экологии «Первоцветы» в старшей группе
▼ Скачать
Цель: рассказать детям о первоцветах, научить определять их по описанию, обогащать словарь (мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, заморозки, первоцветы, росток, вороний глаз, незабудка, нектар); уточнить и расширить представления о первых цветах весны
Образовательные:
• познакомить с особенностями растений – первоцветов, научить детей распознавать их.
Воспитательные:
• способствовать воспитанию чувства прекрасного; формировать бережное отношение к природе.
• формировать у детей умение работать в коллективе, слушать товарищей.
Развивающие:
• расширить кругозор.
Публикация «Конспект ООД по экологии „Первоцветы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• способствовать развитию познавательных способностей и творческой активности.
Ход ООД
Воспитатель: - Ребята, сегодня, в этот теплый весенний день мы поговорим о цветах. И не просто о цветах, а о первоцветах.
- Как вы понимаете это слово? (Ответы детей).
Воспитатель: - Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своей скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом.
- Какие первые цветы можно увидеть в лесу? (Подснежник, хохлатку, ландыш, фиалку, пролеску.)
- Подснежник. (Воспитатель показывает картинку цветка)Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Первый, второй, а вот и целая семейка. Они нежные, душистые, первые разведчики весны. Самые первые, самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит.
Ребенок читает стихотворение Е. Серова «Подснежник.»
Выглянул подснежник В полутьме лесной –Маленький разведчик, Посланный весной; Пусть еще над лесом Властвуют снега, Пусть лежат под снегом Сонные луга; Пусть на спящей речке Неподвижен лед, - Раз пришел разведчик, И весна придет. (Е. Серова)
Воспитатель: - По-зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и все солнышко достается подснежникам.
В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может кончиться заморозками, и утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода.
Воспитатель: -Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки.. (Воспитатель показывает картинку цветка) Местами их столько, что даже подснежникам не хватает места. Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко-красные. Вот она, природа-волшебница! Украсила лес цветочным ковром.
Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу – ковер из подснежников и хохлаток, лугу – пестрый ковер из луговых цветов.
Воспитатель: - Еще один лесной первоцвет - медуница.. (Воспитатель показывает картинку цветка) Не успеет сойти снег, как появляются короткие стебельки медуницы с красивыми заметными цветками. Чуть позже на одном и том же стебельке можно увидеть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые и синие. Это цветки разного возраста: молодые, зрелые и старые. Свое название медуница получила за то, что в ее цветках много нектара. Чаще всего насекомые посещают фиолетовые цветки – в них нектара больше всего. В розовых цветках нектара еще мало, а в синих – уже мало.
Воспитатель: А, теперь давайте поиграем в игру «Что лишнее?» (слайд)
Пальчиковая гимнастика:
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Воспитатель: - Какие цветы можно увидеть на луговом ковре? (Мать-и-мачеху, лютик луговой, луговую герань, одуванчик.). Чуть запахло весной, на проталинах появляются кучки бледных стебельков-головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее?
Физминутка «Весенние цветы»
(Проводится под музыку Чайковского.). Дети врассыпную стоят на ковре.
Представьте, что вы – маленькие семена цветов. Вас посадили в землю на клумбе. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, пробуравил землю и выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидели прекрасный весенний цветок.
Воспитатель: В каждой семейке мать-и-мачехе по 4, а то и по 6 стебельков братишек. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа – мать – теплая, нежная, другая – мачеха – холодна, гладкая.
Дети занимают свои места.
Воспитатель: - От цветения каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков.)
- На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь).
Воспитатель читает стихотворение:
В камышах гнездятся цапли, дремлет сонная река,
Солнце расплескало капли на речные берега. Стали капельки цветами,
Озарили все вокруг! В новом желтом сарафане Одуванчиковый луг.
Воспитатель: Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке – одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит – одуванчик поднимет головку кверху, приближается к закату – одуванчик не спускает с заката взгляда.
Воспитатель: А вот и лютик луговой.. (Воспитатель показывает картинку цветка) Словно атласом покрыты его лепестки. Хрупкий, нежный цветок с нежными тычинками, покрытыми бархатом.
Пальчиковая гимнастика:
Вырос высокий цветок на поляне (руки вверх)
Утром весенним раскрыл лепестки (ладошки - лодочкой)
Всем лепесткам красоту и питание (ладони соединить тыльной стороной)
Дружно дают под землёй корешки. (раскрыть пальчики).
На ватмане выставляется фото подснежников.
Дети, мы отправляемся дальше, на следующую полянку. Давайте произнесём наши волшебные слова (гимнастика повторяется). Дети переходят за другие столы).
Воспитатель: В садах появляются с первыми проталинками гиацинты. Гиацинт – цветок вешних дождей. Так называли его в Древней Греции. Во время весенних теплых дождей из небольшой луковицы вырастает зеленый стебелек гиацинта, который на верхушке со всех сторон покрывается маленькими цветочками, похожими на крохотные лилии, на одних они – розовые, на других – синие, голубые, ярко-желтые.
Анютины глазки – нежные бархатистые цветы.. (Воспитатель показывает картинку цветка) У них пять лепестков – белых, желтых, фиолетовых
Итак, давайте вспомним, какие растения являются первоцветами? Чтобы ответить на этот вопрос отгадайте загадки.
Загадка 1
Сверху листик гладкий, но с байковой подкладкой. (Мать-и-мачеха)
Загадка 2
На лугу у реки золотые огоньки, дождь заморосил, огоньки погасил. (Одуванчик)
Загадка 3
Первый вылез из темницы на проталинке, он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)
Загадка 4
Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)
Загадка 5
Эх, звоночки, синий цвет с язычком, а звону нет. (Колокольчик)
- К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.
Если мы сорвем цветы, опустеют все поляны и не будет красоты.
Воспитатель: И еще несколько правил:
1. Не рвите большие букеты!
2. Не губите места произрастания первоцветов!
3. Не вырывайте первоцветы с корнем!
4. Посадите первоцветы в саду и ухаживайте за ними!
5. Расскажите друзьям и близким об охране первоцветов!
- В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».
Итог.
Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие? Как называются цветы, которые первыми появляются весной? Назовите первоцветы, которые вы знаете. Почему нельзя собирать эти цветы в букеты? Как называется книга, где вписаны редкие растения? Давайте подойдем к нашей доске и полюбуемся на первоцветы, которые мы сегодня собрали. Дети получают на память фото с цветком.