Приложение МААМ

Конспект ООД «Овладение речью как средством общения и культуры» для детей подготовительной к школе группы

Елена Пономарева
Конспект ООД «Овладение речью как средством общения и культуры» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Вашему вниманию предлагается авторская разработка конспекта организованной образовательной деятельности по теме “Овладение речью как средством общения и культуры” для детей старшего дошкольного возраста, основанная на интеграции образовательных областей “Социально-коммуникативное развитие” и “Художественно-эстетическое развитие”. Методическая разработка направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, оптимальных способов межличностного общения с взрослыми и сверстниками.

Публикация «Конспект ООД „Овладение речью как средством общения и культуры“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах

При разработке данного конспекта автор руководствовался следующими педагогическими принципами:

- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

- принцип доступности, последовательности и систематичности излагаемого учебного материала;

- принцип педагогической поддержки воспитанников в поиске адекватного решения проблемных ситуаций;

- принцип критериального отбора музыкальных и литературных произведений, видеоматериалов, интернет ресурсов;

- принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе музыкально-художественной деятельности (свобода реакций и высказываний ребенка, совместное высказывание оценок и суждений педагога и ребенка на основе равноправных, партнерских отношений).

Цели и задачи, реализуемые в интеграции образовательных областей:

1) усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

2) развитие всех компонентов устной речи детей, формирование способности высказывать свои суждения и отстаивать точку зрения, обогащение обществоведческого словаря воспитанников;

3) воспитание интереса к национальной культуре, формирование эстетического вкуса, стимулирование творческих проявлений детей во всех видах музыкально-художественной деятельности.

Оборудование:

- мультимедийный комплекс;

- музыкальный центр с usb-входом;

- флеш-карта с музыкальным и видео материалами;

- театральная ширма;

- мини-декорации, атрибуты и элементы костюмов для инсценирования;

- воздушный шар в форме сердца;

- гусиное перо для письма (выполнено мастером-профессионалом, возглавляющим кружок декоративно-прикладного искусства, родителем одного из воспитанников).

Предварительная работа:

- чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»;

- восприятие и анализ музыкальной темы «Царевна Лебедь» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»;

- инсценирование стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» (индивидуальная работа педагога с детьми);

- просмотр мультфильма «День рожденья ослика Иа»;

- разучивание «Песенки о слове», ритмопластики «Песенка о разных языках», «Дошкольного вальса».

Дети под музыку входят в зал, останавливаются у центральной стены. Звучит музыкальная распевка. Музыкальный руководитель (далее – М. Р.) и дети приветствуют друг друга.

М. Р. : Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное гусиное перо. Очевидно, что эта удивительная находка сулит встречу с чем-то непознанным, неизведанным. Приглашаю вас в музыкальное путешествие, а путь нам укажет это гусиное перо. Возьмите друг друга за руки, ведь главное в пути – надежная поддержка друга.

(Далее дети двигаются танцевальным шагом змейкой, влево и вправо по кругу, сужая и расширяя круг, по траектории «улитки» и т. д. В процессе выполнения упражнения на ориентирование в пространстве дети перемещаются в следующую зону музыкального зала, где расположены стулья и мультимедийный комплекс. М. Р. предлагает детям присесть.)

М. Р. : Ребята, слышите? Нас встречает очень красивая и очень знакомая мелодия. Если вы правильно назовете это произведение, то музыкальный образ появится на экране.

Дети: Музыкальное произведение называется «Царевна Лебедь».

На экране проектора появляется картина «Царевна Лебедь» М. Врубеля.

М. Р. : Вы совершенно правы. Это музыкальная тема «Царевна Лебедь» из оперы, которую написал русский композитор. Если вы верно назовете имя композитора, то его портрет тоже появится на экране.

Дети: Оперу написал композитор Н. А. Римский-Корсаков.

На экране – портрет Н. А. Римского-Корсакова кисти художника В. А. Серова.

М. Р. : Взгляните, как одухотворено лицо Н. А. Римского-Корсакова. Его можно назвать композитором-сказочником, потому что многие из его опер написаны на сказочный сюжет. Вот и «Царевна Лебедь» является одной из главных героинь замечательной сказки выдающегося русского поэта. Назовите сказку и ее автора.

Дети: «Сказка о царе Салтане». Автор А. С. Пушкин.

На экране появляется портрет А. С. Пушкина кисти художника Ю. В. Иванова.

М. Р. : Вы, наверное, не узнали Александра Сергеевича Пушкина. Он изображен совсем юным, в годы учебы в лицее. Обратите внимание на то, что он держит в руке. (Ответы детей).

М. Р. : Действительно, он держит в руке гусиное перышко. Оказывается, в эпоху великого поэта гусиные перья служили для письма. Их заостряли особым способом, затем обмакивали в чернила и выводили буквы и слова. Именно таким пером были написаны все произведения поэта, в том числе и «Сказка о царе Салтане». Предлагаю вернуться к предыдущему слайду, более пристально рассмотреть картину «Царевна Лебедь» и попытаться описать ее словами А. С. Пушкина. Я начну, а вы продолжайте. «А сама-то величава…».

(Дети продолжают. Один из детей произносит ключевую фразу: «Сладку речь-то говорит, Будто реченька журчит».)

М. Р. : По мнению А. С. Пушкина, одним из главных достоинств человека является его способность красиво говорить, обладание выразительной речью. А как вы думаете, для чего человеку нужна речь?

(М. Р. применяет игровой прием: предлагает детям, желающим участвовать в дискуссии, брать в руки микрофон для создания имиджа взрослого человека, участвующего в ток-шоу. Педагог стимулирует и поощряет суждения детей, выступает равноправным партнером в диалоге с детьми. Резюме педагога: речь – средство общения и культуры.)

М. Р. : Еще один ответ на заданный мной вопрос – необычный, музыкальный. Это «Песенка о слове». Предлагаю исполнить песню с солистами.

Исполняется «Песенка о слове» (сл. и муз. О. Труфановой).

М. Р. : Речь дана только человеку. Он произносит тысячи разных слов, но есть среди них самые нужные, самые важные, самые главные – слова приветствия, прощения, внимания, милосердия, благодарности и любви. Приглашаю вас в театр, чтобы вы могли узнать о том, что может случиться, если такие слова забывают.

Дети перемещаются в следующую зону зала. Проводится инсценирование стихотворения Эммы Мошковской «Вежливое слово». Дети делятся на две группы: артисты и зрители. Слово от автора читает воспитатель.

Э. Мошковская. «Вежливое слово».

Театр открывается!

К началу все готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

В три часа открылась касса,

Собралось народу масса,

Даже ежик пожилой

Притащился чуть живой.

Подходите,

Ежик, ежик!

Вам билет в каком ряду?

Мне поближе:

Плохо вижу.

Вот Спасибо! Ну, пойду.

Говорит Овечка:

- Мне - одно местечко!

Вот мое. Благодарю -

Доброе словечко.

Утка: - Кряк! Целый ряд.

Для меня и для ребят!

И достала Утка

Доброе Утро.

А Олень - Добрый день!

Если только вам не лень,

Уважаемый кассир,

Я бы очень попросил

Мне, жене и дочке

Во втором рядочке

Дайте лучшие места,

Вот мое - Пожалуйста!

И вдруг, отпихнув,

Старух, стариков

Петухов, Барсуков:

Вдруг ворвался

Косолапый,

Отдавил хвосты и лапы.

Стукнул Зайца пожилого:

- Касса, выдай мне билет

- Ваше вежливое слово?

- У меня такого нет.

Ах, у вас такого нет?

Не получите билет.

- Мне - билет!

- Нет и нет.

- Мне билет!

- Нет и нет.

Не стучите - мой ответ

Не рычите - мой совет.

Не стучите, не рычите,

До свидания, привет.

Ничего кассир не дал!

Косолапый зарыдал,

И ушел он со слезами,

И пришел к мохнатой маме.

Мама шлепнула слегка

Косолапого сынка

И достала из комода

Очень вежливое что-то:

Развернула, и встряхнула,

И чихнула, и вздохнула:

- Ах, слова какие были!

И не мы ли их забыли?

Изволь! Позволь!

Их давно уж съела моль!

Но Пожалуйста, Прости,

Я могла бы их спасти!

Бедное Пожалуйста,

Что от него осталось-то?

Это слово золотое

Это слово залатаю!

Живо-живо положила

Две заплатки. Все в порядке!

Раз-два! Все слова

Хорошенько вымыла,

Медвежонку выдала:

До Свиданья, До скаканья

И еще До кувырканья,

Уважаю очень Вас

И десяток про запас.

- На, сыночек дорогой,

И всегда носи с собой!

Театр открывается!

К началу все готово

Билеты предлагаются

За вежливое слово!

Вот уже второй звонок!

Медвежонок со всех ног

Подбегает к кассе:

- До Свиданья! Здрасте!

Доброй ночи! И Рассвета!

Замечательной зари!

И кассир дает билеты -

Не один, а целых три!

С Новым годом!

С Новосельем!

Разрешите Вас обнять!

И кассир дает билеты -

Не один, а целых пять.

Поздравляю с Днем

Рожденья!

Приглашаю Вас к себе!

И кассир от восхищенья

Постоял на голове!

- Благодарен! - Извиняюсь!

- Славный парень!

- Я стараюсь!

- Вот какая умница!

Вот идет Медведица,

И она волнуется,

И от счастья светится!

-Здравствуйте, Медведица!

Знаете Медведица,

Славный мишка, ваш сынишка,

Даже нам не верится!

- Почему не верится?

Говорит Медведица, -

- Мой сыночек-молодец!

- До Свидания! Конец!

М. Р. : У нас есть замечательная возможность освоить язык добра. Приглашайте друг друга танцевать.

В качестве динамической паузы проводится ритмопластика, танцевальная композиция под «Песенку о разных языках».

Звучит «Песенка о разных языках» (сл. Ю. Энтина, муз. О. Юдахиной)

М. Р. : Добрые слова, которые сопровождаются добрыми делами, могут сделать счастливыми тех, кто рядом, тех, кто особенно нуждается в нашей любви и заботе. Приглашаю вас заглянуть на день рождения к ослику Иа. (Дети смотрят трехминутный эпизод из мультфильма «День рождения ослика Иа», в котором Пятачок, Винни-Пух и Сова поздравляют именинника с днем рождения и дарят ему подарки).

М. Р. : Ребята, как вы думаете, что позволило грустному и отчаявшемуся ослику Иа стать жизнерадостным и оптимистичным? (Суждения детей).

М. Р. : Совершенно не обязательно ждать, когда наступит день рождения или другой праздник, чтобы подарить друг другу добрые слова. Сказанные от всей души, они уместны в любое время и в любой обстановке. Предлагаю поиграть в игру «Комплименты». У меня в руках воздушный шарик в форме сердечка. Мы будем говорить друг другу комплименты и передавать воздушный шарик, словно дарить частицу своего сердца. Вы согласны? Давайте попробуем. (М. Р. передает воздушный шарик воспитателю со словами: «Анна Владимировна, Вы замечательный педагог». Затем получает его: «Благодарю, Елена Ивановна, с Вами приятно работать». В игру включаются дети. Педагоги следят, чтобы в игре приняли участие все дети).

М. Р. : Я думаю, что эти замечательные слова станут прекрасным предисловием к танцу. Мальчики, приглашайте барышень на вальс. (Исполняется «Дошкольный вальс» А. Чугайкиной и Е. Плаховой).

М. Р. : Наша встреча подошла к завершению, но путешествие гусиного перышка не заканчивается. Оно отправится прямо к вам в групповую комнату. Вас ждут замечательные эксперименты с гусиным пером и чернилами. Я уверена, что вы сможете, как когда-то Александр Сергеевич Пушкин, написать на листе бумаги добрые слова и подарить их миру.

Публикации по теме:

Консультация «Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр» Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр Воспитатель: Билялова Наталья Александровна.

Конспект беседы с родителями «Воспитание культуры общения у дошкольников» Конспект беседы с родителями «Воспитание культуры общения у дошкольников» Форма проведения: традиционное собрание. Цель: раскрытие значения.

Конспект НОД по ПДД «Мы — пассажиры!» для детей подготовительной к школе группы Цель: формирование знаний о правилах для пассажиров общественного транспорта. Задачи: - закреплять знания детей о видах пассажирского транспорта,.

Конспект ООД для детей подготовительной логопедической группы по теме «Транспорт» Конспект ООД для детей подготовительной логопедической группы по теме «Транспорт» Инструктор по физической культуре Н. А. Котельникова Дата.

Консультация для воспитателей «Воспитание культуры общения детей старшего возраста» Воспитание культуры общения детей старшего возраста Проблема формирования культуры общения изучается в основном с точки зрения психологии.

Овладение речью дошкольниками — это способ познания действительности. Проблема развития речи на современном этапе является одной из актуальных в связи с тем, что предъявляются все более высокие требования к.

Педагогический совет «Развитие у детей звуковой культуры речи с учетом правильного произношения и культуры общения» Культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания,.

Перспективный план по развитию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) Сроки проведения Сентябрь Тема занятия: Что такое этикет? Задачи занятия по познавательному развитию Познакомить детей с понятием этикет.

«Путешествие в математику». Конспект НОД по ФЭМП для детей подготовительной группы по теме «Измерение» Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП «Путешествие в математику» воспитателя МБДОУ №3 "Эрудит" Матиевой З. А. Направление:.

Занятия НОД по социальному миру в подготовительной к школе группе «Правила речевого этикета во время общения по телефону» Районное муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Конспект занятия по социальному миру.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД «Овладение речью как средством общения и культуры» для детей подготовительной к школе группы
Опубликовано: 10 октября 2015 в 14:29
+48Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД «Овладение речью как средством общения и культуры» для детей подготовительной к школе группы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Пономарева (УИ 127590) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД