ЧЕЧЕЛЬ МАРИНА ЕВГЕНЬЕВНА
Конспект ООД по рисованию «Ветка рябины» в подготовительной группе
Конспект ООД по рисованию «Ветка рябины» в подготовительной группе.
Цель: Создать условия для упражнения рисования акварелью, кистью (всем ворсом, концом). Способствовать развитию чувства прекрасного, умения любоваться своей работой.
Задачи:
Образовательная. Формирование представлений о красоте природы через средства изобразительной деятельности на примере ветки рябины. Расширять представления детей о природе, в частности о дереве рябина.
Развивающая. Формировать умение передавать в рисунке характерные особенности ветви рябины: строение ветви, формы и окраски листьев, ягод. Закреплять разные приемы рисования кистью (всем ворсом и концом). Формировать умение строить композицию рисунка. Развивать память, воображение, творчество.
Воспитательная. Воспитание чувства прекрасного через средства изобразительной деятельности. Воспитание бережного отношения к природе. Вызвать желание детей сохранять её красоту в природе.
Материалы: Мольберт, иллюстрации «рябины», альбомный лист, акварельные краски, простой карандаш, баночки с водой, кисточки, тряпочки, клееночки.
Словарная работа: Рябина, двухцветные листочки, черешки листьев, гроздь рябины, примакивание, тычек.
Предварительная работа: наблюдения осенних явлений в природе, рассматривание кустов и деревьев, расцвеченных осенью. Чтение рассказов и стихов об осени, о рябине в частности.
Ход занятия:
Воспитатель- Ребята, отгадайте загадки:
Платье потерялось, а пуговки остались.
***
Висят на ветке подружки,
Прижавшись тесно друг к дружке.
***
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость.
И садам украшенье,
А друзьям угощенье.
***
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют.
И, галдя, его клюют.
Воспитатель- Что за дерево? (Рябина). Правильно, это рябина. Давайте вы послушаете об этом дереве.
Рябина – уникальное дерево. Она выдерживает морозы до -50. Там, где климат мягкий, рябина может достигать высоты 15 метров, а где холодный – не более 50 сантиметров. Ягоды Рябины похожи на маленькие яблочки с равносторонней пятиконечной звездой на нижней части.
В рябине много витаминов. За счёт этого рябина борется не только с вирусами, но и с бактериями. После заморозков рябина становится сладкой
Рябина растёт в Крыму, Кавказе, Азии и Северной Америке. Всего учёные насчитали более ста видов красной рябины. В России – примерно тридцать.
Рябина – дерево, приносящее человеку много пользы. Цветы рябины любят пчёлы, а мёд, получаемый с рябины, обладает противовоспалительными свойствами и повышает иммунитет. Ягоды рябины можно употреблять в пищу как в свежем виде, так и в приготовленном. И хотя плоды рябины на вкус горьки, а все равно хороши. Из рябины делают компоты, варенья, желе, мармелад, кисели, джемы. Ягоды рябины сушат и вымачивают. Из древесины получаются прочные и красивые деревянные изделия, в том числе, мебель. Название рябины имеет весьма простое происхождение: от слова «рябь». Действительно, в лесу плоды рябины заметны издали. И их вкрапления значительно украшают лес.
А вот одна народная примета, связанная с рябиной: В лесу много рябины – осень будет дождливой, если мало – сухой. Пословицы:
Не твоему, черна-галка, носу красную рябину клевать!
Выйдем на долинку, сядем под рябинку – хорошо цветёт.
Без рябины осень скучна.
Сентябрь славится одной ягодой, да и то горькой рябиной.
Горох — не рябина, а все едино.
Слушай, рябина, что лес говорит!
Теперь давайте послушаем очень красивое стихотворение Л. Коротаевой «Осенняя рябина»:
Нежно гладит куст рябины
Осень влажною рукой:
Ягод красные рубины
И багряных листьев рой.
Каплет дождик непрестанный,
И сбегают ручейки
В лужу под рябиной старой.
Выбивают пузырьки
Капли. В луже все в движенье.
Смотрит осень: "Только рябь.
Где мое в ней отраженье?
Развела такую хлябь.
Ну-ка, перестань лить, дождик,
Солнцу путь освободи.
Нарисуй меня, художник.
Фон - рябина позади. "
А теперь пора внимательно рассмотреть мою картину с рябиной и настоящую веточку рябины.
Листики рябины осенью окрашиваются в разные тона. В какие? (Красные, бордовые, желтые, коричневые, оранжевые). Какой формы ягодки? (круглые) Какого цвета? (красные) Как расположены ягодки? (гроздью, их много). Посмотрите внимательно, и скажите, как расположены листочки на веточке? (парами, симметрично, по два). Какого цвета листики? (желтые, оранжевые, немного зелёные).Правильно,умнички.
Прежде, чем мы начнём рисовать рябину, давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер по лесу летал,
(Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
(Загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист с осинки
(Спокойно укладываем ладони на стол)
Ветер бросил на тропинку.
Молодцы.
Теперь мы можем приступить к работе.
Воспитатель проводит объяснение и показ порядка выполнения рисунка на педагогическом эскизе.
1. Обмакиваем кисточку в воду, потом в краску и пишем основную ветку по диагонали листа. Делаем ответвления для грозди рябины. Перед этим с детьми опускаем кисть руки вниз пальчиками и рассматриваем, как пальчики крепятся к ладошке. Сравниваем с кистью рябины.
2. Рисуем листья рябины по обеим сторонам ветки.
3. Мокаем ватную палочку в красную краску и ставим точечки-ягодки на ответвлениях для грозди рябины.
4. Когда работа закончена, вытираем салфеткой руки и кисточки. Напоминаем о важности работать аккуратно с красками, чтобы не запачкать стол и одежду.
А давайте немножечко отдохнем.
Физкультминутка «Рябинка»
На холме стоит рябинка, Потягивания — руки вверх.
Держит прямо, ровно спинку.
Ей не просто жить на свете — Вращение туловищем вправо-влево.
Ветер крутит, крутит ветер.
Но рябинка только гнется, Наклоны в стороны.
Физ. минутка повторяется несколько раз.
Можно продолжить рисовать нашу рябину.
Самостоятельная деятельность детей сопровождается музыкой.
Воспитатель следит за правильностью выполнения работ,оказывает индивидуальную помощь. Если требуется,то напоминает о последовательности и способов рисования.
Постепенно готовые работы оформляются на выставку.
Заключительная часть.
Воспитатель: «Ветку, какого дерева мы сегодня рисовали? С творчеством, какого поэта мы сегодня познакомились? Вам нравится наши рисунки?
В конце занятия рисунки рассматриваются, выбираются наиболее удачные, индивидуально обсуждаются недостаточно выразительные.
Рисунки вывешиваются на доску. Украшают группу.