Ольга Кантемирова
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотехники «Волшебное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебное путешествие»
Цель: Развитие связной речи с применением ТРИЗ технологии.
Задачи:
1. Образовательные:
Уточнить и систематизировать представления детей о времени года «весна», называть характерные признаки
Расширять и обогащать словарный запас по теме: «Весна»
Совершенствовать грамматический строй речи
Упражнять в подборе слов-действий
Формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам;
Публикация «Конспект ООД по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотехники „Волшебное путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
2. Развивающие :
Развивать у детей познавательный интерес
развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки,
словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, инициативность, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.
3. Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений художественной литературы о весне; работа над составлением мнемосхем.
Ход ООД
1. Мотивационно – ориентировочный этап
Воспитатель заходит вместе с детьми в группу, встают полукругом
Воспитатель: Ребята, у нас гости, поздоровайтесь с ними.
Дети: Здравствуйте!
Встают в круг
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся, и друг и другу улыбнемся
Руки к солнцу протянули
Лучики поймали и к груди скорей прижали
С этим лучиком в груди ты на мир ясней гляди
Я вижу улыбки на ваших лицах, хорошее настроение.
Воспитатель: Сегодня утром к нам в группу пришло письмо.
Давайте посмотрим, кому оно:
«Ребятам старшей группы детского сада села Вознесеновка».
Это нам, правда, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Хотите узнать, о чем там говорится -O-
Дети: Да! Хотим!
2. Поисковый этап:
«Здравствуйте, ребята! Со мной приключилась беда. Злой волшебник заколдовал меня и всех моих помощников: солнце, воду, растения, животных. Расколдует, если вы расскажете про меня и расколдуете моих помощников, которые находятся на лепестках цветка»
Воспитатель: Ребята, от кого может быть письмо? Знаете?
Воспитатель: Чтобы узнать, отгадайте загадку!
3. Практический этап:
Воспитатель:
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает,
Когда это бывает?
Дети: Весной!
Воспитатель: Кто догадался, от кого нам пришло письмо?
Дети: От Весны.
Воспитатель: Правильно, письмо от Весны.
Ребята, у нас проблема: как нам найти нужный цветок? Если цветок волшебный, то в каком лесу он растет? (в волшебном)
С помощью чего мы можем туда попасть?
Дети: На ковре самолете, с помощью волшебных слов ….
Мы совершим свое путешествие в волшебный лес с помощью волшебных слов : «Раз, два три повернись в волшебном лесу окажись»
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в волшебном лесу. О чем просит Весна?
Дети: О помощи, чтобы мы расколдовали ее.
Воспитатель: Еще о чем просит?
Дети: Рассказать о ней.
Воспитатель: Что же нам делать?
Дети: Помочь Весне.
Воспитатель: Вы, готовы помочь Весне?
Дети: Да!
Воспитатель: И можете рассказать о ней?
Дети: Да!
Воспитатель: Какое время года наступило?
Дети: Наступила весна.
Воспитатель: Сколько весенних месяцев? Назовите их.
Наступила весна, кто по-другому скажет?
Дети: Проснулась…
Воспитатель: А еще как можно сказать?
Дети: Порадовала, улыбнулась, согрела, зазвенела, закапала, потекла…
Воспитатель: О весне ещё можно много красивых слов сказать. Весна, какая?
Дети: Дружная.
Воспитатель: Еще какая?
Дети: Весёлая, звонкая, красивая, солнечная, дождливая, теплая, холодная…
Воспитатель: Назовите признаки весны?
Дети: Тает снег, капают сосульки с крыш, появляются листочки на деревьях, прилетают птицы, травка зеленеет, дождь идет.
Дидактическое упражнение «Хорошо – плохо»
Воспитатель: Правильно. Весной идут дожди.
А для кого, хорошо, что идет дождь?
Дети: для растений, деревьев.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что для их роста нужна вода, дождь.
Воспитатель: А кому дождь плохо?
Дети: Людям, наводнения могут быть.
- Под дождем можно промокнуть и заболеть.
Воспитатель: А что можно делать, чтобы не промокнуть под дождем?
Дети: Надеть плащ или укрыться зонтом. Зайти в помещение.
Воспитатель: Правильно, ребята. Нельзя промокнуть, можно заболеть.
Воспитатель: Как вы думаете, почему весной тает снег, лёд, бегут ручьи?
Дети: Снег тает, потому что солнышко греет.
Воспитатель: Правильно,
Воспитатель: Правильно, посмотрите на лепесток. Появились ручейки.
(открывается лепесток, карточка на доску)
По волшебному лесу идем, следующее задание найдем (ходьба на месте)
А вот и следующее задание
Дидактическое упражнение «Сравни и назови»
Воспитатель: солнце по цвету, какое?
Дети: Желтое.
Воспитатель: Солнце желтое, как… что? Как одуванчик, цыпленок, лимон …
Солнце по форме круглое, как… мячик, апельсин, колобок
Солнце ласковое, как… бабушка, мама, ветерок, теплое море
Воспитатель: Правильно, посмотрите на лепесток. Появилось солнце, оно какое, веселое или грустное?
Дети: Веселое.
Воспитатель: Почему солнце веселое, как вы думаете?
Дети: Потому что, мы рассказали, какое оно.
Воспитатель: Правильно, веселое, потому что мы расколдовали его.
(открывается лепесток, карточка на доску)
Дальше по волшебному лесу идем…. следующее задание найдем
Дети: Мы видим воду.
Воспитатель: Верно. Я набрала из ручья воды. Как вы думаете, какая она?
(Воспитатель показывает детям стакан с водой)
Дети: Вода прозрачная
Воспитатель: Еще какая?
Дети: Вода чистая.
Воспитатель: Скажите, а для чего нам нужна вода?
Дети: Вода нужна для того что бы пить, варить еду, умываться, поливать растения.
Воспитатель: Правильно, вода нужна и людям, и животным и первым весенним цветочкам.
Лепесток: весенние цветы
Воспитатель: Какие первоцветы знаете?
Дети: Одуванчики.
Воспитатель: Еще,
Дети: Подснежники, мать-и-мачеха, крокусы…
Воспитатель: Скажите, а цветы можно рвать?
Дети: Нет!
Воспитатель: А почему?
Ответы детей
Воспитатель: Встали в круг, немножко отдохнем, «на лугу растут цветы»
Физкультминутка «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы (руки в стороны)
Небывалой красоты (качаем головой)
К солнцу тянутся цветы (руки поднимаем вверх)
С ними потянись и ты (встаем на носочки)
Ветер дует иногда (машем руками, изображая ветер)
Только это не беда (пригрозим пальцем)
Наклоняются цветочки, (наклоняемся)
Опускают лепесточки (садимся на корточки)
А потом опять встают (встаем)
И по-прежнему цветут (руки в стороны).
Воспитатель: А теперь представьте, мы на полянке, где растут много - много цветов. Представили?
Дети: Да!
Воспитатель: Понюхайте цветочки. Руки положили на живот, дышим правильно….
Дыхательное упражнение «Аромат цветов»
Воспитатель: Мы помогли растениям?
Дети: Да!
Воспитатель: Спасибо, ребята. А теперь, я буду говорить слова, а вы будете называть наоборот и передавать цветочек.
Игра «Скажи наоборот»
• Зима ушла, а весна – … (пришла).
• Зима холодная, а весна – … (тёплая).
• Зимой солнце морозит (не греет, а весной – … (греет).
• Зимой сугробы высокие, а весной – … (низкие).
• Зимой лед толстый, а весной – … (тонкий).
• Зимой день короткий, а весной – … (длинный).
• Зимой воздух холодный, а весной – … (теплый).
• Зимой птицы поют тихо, а весной – … (громко).
Воспитатель: Хорошо весной? Как весною хорошо, об этом чистоговорку четко, внятно, мы с вами выучим и расскажем
Чистоговорка:
Шо, шо, шо – как весною хорошо.
Воспитатель: Скажем вместе громко, … скажем тихо.
Замечательно подойдите к столу и возьмите карточки.
Воспитатель: Я для вас приготовила игру. Здесь 2 стола. На одном изображены животные, на другом их детеныши.
Выберите животного и назовите его, у кого детеныш этого животного выходите тоже.
Дети: Это медведь.
Воспитатель: А кто детеныш?
Дети: Медвежонок.
Воспитатель: Правильно. Нет кого (закрываю медвежонка)
Дети: Нет медвежонка.
Воспитатель: Что делает медведь весной?
Дети: Медведь весной просыпается.
Воспитатель: Верно.
Дети: Лиса– лисенок, нет лисенка (это белка, бельчонок, нет бельчонка)
Воспитатель: Интересно, мы расколдовали животных?
Дети: Да!
Воспитатель: Правильно, молодцы, мы расколдовали животных.
(открывается лепесток, карточка на доску)
Дальше по волшебному лесу идем…. следующее задание найдем
Игра «Собери картинку»
Ребята, для вас разноцветные конверты, в которых лежат разрезные картинки перелетных птиц, и хочет поиграть с вами в игру «Собери картинку». Достаньте из конвертов разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.
Воспитатель. Кого вы собрали? Это перелетные или зимующие птицы? Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание.
Упражнение «Выпусти птицу» (Развитие мелкой моторики).
Воспитатель. Ребята, представьте, что птица сидит в клетке, а вы хотите выпустить её. Для этого необходимо поочередно приподнимать пальцы и «выпускать» птицу, произнося слова: «Я из клетки выпушу …».
(Дети выполняют упражнение, которое повторяется с обеими руками поочередно).
Воспитатель: Ребята, мы расколдовали всех помощников весны, мы с вами повторили признаки и явления весны, а теперь давайте станем писателями и составим интересный рассказ о весне, а помогут нам в этом схемы-картинки. Ребята, как будет назваться наш рассказ? (Весна).
Будем составлять рассказ все вместе, по очереди.
Примеры составления предложений по мнемоквадратам :
Весной…
• Ярко светит солнце.
• Тает снег.
• Бегут ручьи, дети пускают кораблики.
• На деревьях набухают почки, появляется трава.
• Просыпаются медведь и ежик.
• Из теплых краев возвращаются перелетные птицы.
• Просыпаются насекомые.
• Весной появляются первые цветы – подснежники.
Какие вы все молодцы, весну мы расколдовали, давайте все вместе выучим стихотворение
«Про весну», а поможет нам в этом наша помощница: таблица.
Смотрит солнышко в окошко,
В гости к нам пришла весна
Мы захлопали в ладоши
очень ждали мы тепла
Воспитатель: Молодцы, а теперь пора возвращаться в детский сад. «Раз, два, три повернись в детском саду окажись.
4. Рефлексивно – оценочный этап:
Воспитатель: Мы снова в детском саду. Молодцы! Ребята, как вы думаете? Мы помогли Весне?
Дети: Да!
Воспитатель:
Да, мы отгадывали загадку, поиграли в игры, говорили о весне, расколдовали всех помощников весны.
Воспитатель: Что больше всего вам понравилось? Я вам дам лучик солнышка, вы будете передавать его друг другу и говорить, что вам понравилось на занятии, а может кому то что, то было сложно.
Сегодня вы все постарались, все были молодцы.
Ребята посмотрите друг на друга. Ничего не заметили? А я заметила перемены в вашем настроении.
Ребята, давайте улыбнемся друг другу и наше хорошее настроение подарим всем гостям.
5. Последующая работа: А на этих белых лепестках, которые прятали приметы весны, мы с вами нарисуем то, чем мы сегодня с вами занимались и сделаем книжку. Я уже приготовила обложку для книги.