Ильичева Ирина
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Весна идет — весне дорогу»
Программное содержание:
Обучающие задачи: Расширять представления по теме: «Весна». Уточнять представления детей о весенних признаках. Закрепить навыки составления связного описательного рассказа.
Развивающие задачи: Развивать связную речь – монолог, диалог; развивать память, внимание, логическое мышление.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе.
Публикация «Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе „Весна идет — весне дорогу“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Предварительная работа: Заучивание стихотворений о весне, загадывание загадок, знакомство с жизнью лесных животных весной, проведение дидактических игр: «Детеныши животных», чтение рассказов Г. А. Скребицкого «Весна на пороге», «Весна – художник».
Используемый материал: проектор, интерактивная доска, компьютер, слайды, мяч, письмо.
Ход.
Введение в игровую ситуацию.
(Слайд № 1 «Заголовок»)
Дети стоят полукругом.
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Ведь если с утра настроишься на хорошее, то и весь день пройдёт хорошо и принесёт нам только положительные эмоции. А если у кого-то ещё есть внутри грустинка, то мы это сейчас быстро исправим. Давайте выпрямим спины, сделаем глубокий вдох – вдохнём воздух нового дня, а потом сделаем выдох, выдохнем все неприятности и огорчения.
- Ребята, зима закончилась, а после неё всегда приходит красавица весна. Весне радуются все: звери, птицы, люди, деревья. Всё кругом оживает. Но почему-то весна никак не наступает и никак не может прийти к нам.
- Сегодня нам в группу пришло письмо, и оно от Весны. Прочитаем его?
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Весна. Очень надеюсь на вашу помощь. Я попала в беду: кто-то все тропинки перепутал, и я не могу прийти к людям. Чтобы выручить меня, приходите в лес. По дороге вас ждут нелегкие препятствия, а преодолеть вы их сможете лишь в том случае, если сумеете говорить выразительно, четко, ясно. Очень прошу вас поторопиться. Надеюсь на вас друзья!»
(Слайд № 2 «Девушка-Весна»)
Актуализация знаний и фиксация затруднения.
- Ну, что же, пойдем выручать весну? Поможем ей выйти из леса и найти дорогу?
- Чтобы помочь весне найти дорогу и выйти из леса - вам необходимо преодолеть испытания. Вы готовы?
- Ну что, готовы отправиться в путь?
- Закройте глаза и скажите волшебные слова: «Вокруг себя повернись – в лесу окажись!».
- Ребята, посмотрите, мы оказались на опушке леса.
- Присаживайтесь на пеньки (стулья).
(Слайд № 3 «Опушка леса», «Перелетные птицы»)
Открытие нового знания.
Задание № 1.
- Первое испытание. Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май).
- Какие вы знаете признаки наступившей весны?
Предполагаемые ответы детей:
-Днём стало пригревать солнце;
-Стало теплее, день стал длиннее;
-Снег потемнел и стал таять;
-Появляются первые проталины (место, где стаял снег и открылась земля.);
-Птицы звонко щебечут, они радуются наступлению весны;
-Начинают бежать ручьи;
-Возвращаются перелётные птицы.
- Признаки вы назвали, молодцы. Справились с испытанием.
Задание № 2.
- Ребята, а какие стихи о весне вы знаете?
Дети читают заранее подготовленные стихотворения.
(Слайд № 4 «Март»)
Ребенок 1
Первым солнечным лучом
Март стучится в двери.
Солнце ярче с каждым днем.
Улеглись метели.
Потемневшие снега
На полянах тают,
А деревья кружева
Снежные снимают.
Вся природа после сна
В марте вдруг проснется
И красавица весна
На земле начнется!
- О каком месяце нам прочитала стихотворение.? (О месяце марте)
- Что происходит с природой в марте? (Снег тает, солнце светит теплее, природа просыпается ото сна)
(Слайд № 5 «Апрель»)
Ребенок 2
Весёлый, ласковый апрель –
Звенит по лужицам, капель
Вернулись снова птички:
Журавли, скворцы, синички.
И греет солнышко сильнее,
Повсюду травка зеленеет.
Зимы, мороза больше нет –
Привет, весна, тебе привет!
- О каком весеннем месяце нам рассказал.?
- Что происходит в природе в месяце апреле? (возвращаются перелетные птицы: журавли, скворцы, синички, травка зеленеет, мороза больше нет)
(Слайд № 6 «Май»)
Ребенок 3
Месяц май цветет и греет,
Над полями ветер веет,
Белый ландыш расцветает,
Мотылек над ним летает.
Полосата, весела
Первый мед несет пчела,
Шелестят травой луга
И крутые берега.
На деревьях зреют почки,
Пробиваются листочки.
Вылупляются птенцы,
Лета жаркого гонцы.
Мать-и-мачеха желтеет,
Заяц рожь на поле сеет.
Глухо рыкнул первый гром
И рассыпался дождем.
- О каком весеннем месяце нам рассказала.?
- Что происходит в природе в месяце мае?
- Молодцы ребята, вы всё правильно рассказали.
- А теперь все возьмёмся за руки и отправляемся дальше в путь.
Физминутка.
Чур, в пути не отставайте,
И шагайте вслед за мной.
Ножки выше поднимайте,
На пеньки не наступайте.
Звонко капают капели - «Кап, кап, кап» (Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой).
Птицы весело поют – «Чирик, чирик, чирик!» (хлопают в ладоши).
Встретят солнце птичьи трели, («Тр-р-р, тр-р-р, тр-р-р» (Сжимают пальцы в кулаки и разжимают их).
Птицы к нам тепло зовут. (Каждый ребенок кричит голосом любой птицы (по выбору).
Тает снег - «А-ах, а-ах, а-ах» - (сугроб оседает, (дети присаживаются)
Бежит в канавке звонкий чистый ручеек - «Бл-л-л, бл-л-л, бл-л-л».
Выполнение пробного действия в аналогичной ситуации.
Задание № 3.
- Ребята, пора дальше отправляться.
(Слайд № 7 «Весна»)
- Вот мы и оказались с вами на поляне.
- Ребята, какое время года изображено на поляне? (На поляне изображена весна).
- А сейчас мы попробуем составить рассказ о весне по этой картине.
- Какая стоит погода? (Погода ясная, солнечная, теплая)
- Солнце видно на картине? (Солнца не видно, но чувствуется его тепло)
- Небо какое? (Голубое)
- Что происходит на улице, когда приходит весна? (Тает снег, лед, появляются первые проталины, цветы, прилетают птицы)
- А когда снег растает, что бывает? (Бегут ручьи.)
- Если припекает солнце, то ручьи журчат. А что происходит с деревьями? (Деревья пробуждаются от зимней спячки, появляются почки, зеленые листочки. Природа просыпается).
- Эта картина радостная или грустная? (Эта картина радостная, потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло и зелено).
- Так что же бывает, когда наступает весна? Кто попробует сам составить рассказ о весне?
Рассказ по картине.
Наступила весна… Припекает солнце на голубом небе… Погода ясная, солнечная, теплая… Тает снег и лед, появляются первые проталины… Побежали ручьи…Они стали журчать… Вода чистая, прозрачная… Деревья пробуждаются от зимней спячки… Перелетные птицы возвращаются в родные края… Эта картина радостная, потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло и зелено.
- Молодцы. Отправляемся дальше?
Задание № 4.
- Поиграем в игру «Весенние слова».
- Вот сейчас мы и проверим, знаете ли вы весенние слова. Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет – потопать ногами.
Январь, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, стужа, март, новый год, проталина, метель, подснежники, сугробы, скворечник.
- Молодцы. Справились на отлично! Отправляемся дальше?
Задание № 5.
- А как поменяется жизнь у животных весной? (У животных появятся детки)
- Давайте поиграем в игру. Я буду называть вам животных, а вы их детенышей.
(Слайд № 8)
- Весной у лосихи появился (лосёнок)
- У волчицы… (Волчонок).
- У зайчихи … (Зайчонок).
- У медведицы… (Медвежонок).
(Слайд № 9)
- У лисы… (Лисенок).
- У белки… (Бельчонок).
- У ежихи… (Ежонок).
- У оленихи (Олененок).
(Слайд № 10 «Весна»)
- Молодцы, справились и с этим заданием. Идем дальше.
Задание № 6.
- А тут до Весны рукой подать. Если мы преодолеем это, последнее испытание, то Весна выйдет из леса. Вы готовы?
- Поиграем в игру «Подскажи слово» (с мячом). Я буду бросать вам мяч, а вы называть мне признаки весны и бросать мяч обратно.
- Весной снег… (что делает) чернеет, тает, становится серым.
- Правильно подобрал (а) глаголы. А теперь ответь полным предложением.
- Весной солнце… (что делает) греет, припекает, ласкает.
- Сосульки (что делают) тают на солнце, превращаются в воду.
- Весной солнце (какое) яркое, теплое, ласковое.
- Солнышко светит как? – Ярко.
- Снег растаял. На улице стало как? – Сыро, мокро, грязно.
- Почки на деревьях (что делают) … набухают.
- Ручей … бежит, журчит, течёт.
- Весной лёд на реке (что делает) тает, ломается, плывёт.
- На лесных полянках появляются… (что) первые проталины, подснежники, молодая травка.
- Весной просыпаются … (животные и насекомые).
- Весной прилетают из теплых краев… (перелетные птицы).
- Весной у животных появляются (кто) … детеныши.
- У птиц … птенцы.
- Птицы весной… (какие) звонкие, радостные, голосистые.
- Молодцы! Справились! А вот и весна!
(Слайд № 11 «Девушка Весна»)
- Вы отлично справились со всеми заданиями и помогли Весне найти дорогу и выйти из леса! Посмотрите, какая она красивая, ясная, теплая. Теперь у нас будет все таять намного быстрее, солнце светить горячее, прилетят птицы, и мы наконец снимем теплые вещи и наденем легкие весенние.
(Слайд № 12 «Видео Весна»)
(Слайд № 13 «Весна»)
Рефлексия. Итог.
- Ребята, наше путешествие подошло концу, пора возвращаться обратно в группу.
- Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись – в нашей группе окажись».
- Что с нами произошло? Куда мы с вами отправились путешествовать?
- Как помогли Весне выйти из леса?
- Какие испытания вам пришлось преодолеть?
- Ребята вы сегодня очень старались. Показали свои знания, были дружными и помогли весне найти дорогу и выйти из леса. У нас наступила долгожданная Весна.