Любовь Прокопьева
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по картине С. А. Куприянова «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему : «Составление рассказа по картине С. А. Куприянова «Осень»
Цель: учить детей составлять рассказ ар картине.
Задачи:
Обучающие: Формировать связную монологическую речь дошкольников при помощи составления описательного рассказа по картине. Учить детей грамматически правильно строить предложения, логично и последовательно рассказывать о приметах осени.
Публикация «Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе „Составление рассказа по картине С, А, Куприянова „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Развивающие : развивать наблюдательность, логическое мышление.
Восптывающие: воспитывать любовь к родному краю.
Демонстрационный материал: Аудиозапись Антонио Вивальди «Времена года. Осень», репродукция картины С. А. Куприянова «Осень», корзина с осенними листиками, осенние иллюстрации с изображением неба, деревьев, земли, березок. Вазы на столах с букетиками осенних листьев, мольберт, разрезаные уменьшенные репродукции картин Куприянова по осенней тематике.
Предварительная работа: разучивание и чтение стихов о времени года – осень С. Есенина, Ф. Тютчева, А. Плещеева. Рассматривание репродукций картин И. И. Левитана, И. И. Шишкина. Знакомство с приметами осени, беседа о художнике Куприянове.
Содержание организационной образовательной деятельности:
Организационно-мотивационный момент «Выход Осени с загадками»
I. Воспитатель читает стихотворение:
Солнышко усталое,
Скупо греешь ты.
Желтые да алые
Кружатся листы.
В шелесте, да в шорохе
Наш осенний сад.
На дорожках листики
Пестрые лежат (Пожарова)
- Дети, скажите, когда это бывает? (осенью)
- Правильно. Самое прекрасное и чудесное время года – это осень.
- А вы хотели бы, чтобы к нам в гости пришла осень? (да)
- Давайте пригласим ее в гости
Дети зовут: «Осень, осень, в гости просим!»
(Звучит аудиозапись А. Вивальди «Времена года». Приходит девочка в костюме осени. Она кружится под звуки музыки с корзинкой в руках. Подходит к детям, низко кланяясь, здоровается и обращается к ним).
Осень : Ребята, я пришла к вам с осенними загадками. Прошу вас их отгадать.
II.Осенние загадки :
1. Пришла без красок и без кисти, а перекрасила все листья (осень-художница).
2. Листья с клена пожелтели
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, подскажи? (сентябрь)
- А какие еще знаете осенние месяцы? (октябрь, ноябрь)
3. Его весной и летом
Мы видели одетым,
Сорвали все рубашки (дерево)
4. Падают с ветки золотые монетки (листья)
- Как это явление называется в природе? (листопад)
5. Стоят в поле сестрицы
Платья белены,
Шапочки зелены (березки)
6. Это что за потолок?
То он низок, то высок.
То чуть-чуть голубоват,
А порой такой красивый
Кружевной и синий-синий (небо)
(По мере отгадывания загадок на мольберте появляются иллюстрации – отгадки с изображениями)
Осень : спасибо, ребята, вы правильно отгадали загадки. Но я еще хочу послушать, как вы умеете рассказывать об осени (садится рядом с детьми)
III.Основная часть. Словарная работа
1. Закрепление представлений об осени и ее приметах
Воспитатель: Предлагаю вам зайти в лес, увидеть и почувствовать расоту осенней природы.
Дидактическая игра «Найди следы осени»
Воспитатель: Поможет вам в этой игре репродукция картины Куприянова, покоторой мы должны с вами составить описательный рассказ.
- Дети, как называется картина, на которой изображена природа? (пейзаж)
- Какую осень вы видите на картине, когда голубое небо, светит солнце, тепло, на деревьях еще не опавшие листья? Какая она? Подберите слова-определения (золотая, солнечная, теплая, нарядная, яркая)
- Вы вошли в красивый осенний лес, ярко светит солнце. Какое у вас настроение? (радостное, веселое, хорошее, праздничное)
- Что нам хочется делать в таком осеннем лесу? (играть, бегать, веселиться)
- Зашли в осенни лес. Смотрите на небо. Какое оно? Небо созвучно с нашим настроением (чистое, светлое, голубое, ясное)
- Какие деревья стоят в осеннем лесу? (нарядные, красивые, пестрые, высокие, разукрашенные)
- С деревьев падают осенние листочки. Как можно сказать другими словами об этом? (падают, летят, кружатся, опускаются, ложатся)
- В лесу растут березки. Как можно сказатьт о них? (стройные, высокие, белоствольные, нарядные)
- Молодцы! Вы хорошо поработали. Думаю, осени понравилиь ваши ответы. А сейчас мы отдохнем.
Физминутка (звучит медленная музыка)
- Представьте, что мы с вами на лесной полянке. Пригревает солнышко. Листики медленно кружатся и опускаются на землю.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели (садятся на корточки)
Ветер дунул, полетели (летают по группе)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели (тихо садятся)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (поднимаются)
Повертел их, покружил (кружатся и снова садятся)
И на землю опустил.
IV.Составление описательного рассказа по картине С. А. Куприянова «Осень»
Воспитатель: Осень – прекрасное время года, поэтому композиторы, художники, поэты старались запечатлеть красоту осен в своих произведениях.
- Перед нами репродукция картины С. А. Куприянова «Осень». Мы должны внимательно рассмотреть картину и составить рассказ-описание.
1. Рассматривание картины
Вопросы: (дети отвечают полными предложениями, воспитатель путем наводящих вопросов помогает)
- Какое время года вы видите на картине?
- После какого времени года наступает осень?
- Как называются деревья, которые растут на переднем плане картины?
- Пришла волшебница осень в лес, взяла с собой краски, взмахнула кистью и лес преобразился. Как она его разукрасила?
- Так почему же ель осталась в своем прежнем зеленом наряде?
- Начался листопад, опадает листваю Какая стала земля под деревьями?
- Какое небо вы видите на картине?
- Кого вы видите на заднем плане картины?
- Куда направляются журавли?
- Как они летят?
- Какую песню поют журавли?
- Кого вы еще видите на переднем плане картины? (грибники)
- Куда они собрались?
- Почему вы так решили?
- Как они одеты?
- Какие грибы растут на опушке леса?
2. Дыхательная гимнастика «Ветерок» с осенними листочками (сильный ветер, слабый ветер)
3. Упражнение «Собери картинку» (на тарелочках перед детьми лежит уменьшенная разрезная репродукция картины Куприянова на восмеь частей. Дети работают парами).
V.Творческий рассказ воспитателя
1. После теплого лета наступила золотая осень. Лес оделся в яркий красный, оранжевый, желтый наряд из листьев. Белоствольные березки стоят на пригорке тоненькие и прямые, их желтая листва так и светится золотым огоньком. Только ели стоят в своей прежней зеленой одежде. Начался листопад и разноцветные листочки медленно кружатся и тихо опускаются на землю. Небо чистое, светло-голубое. Косяк журавлей тянется к югу, птицы с прощальными криками улетают в теплые края. Началась грибная пора. Из леса с корзинками вышли грибники. Они направились к опушке леса, где растут еще подберезовики. Хорошо осенью в лесу.
2. Творческие описательные рассказы детей (3-4 человека) (предложить детям в своих рассказах передать собственные мысли и чувства).
3. Рефлексия
- Что мы с вами делали на этом занятии, чему учились?
- Скажите, что вам больше всего запомнилось в прогулке по осеннему лесу?
-Какие задания вам понравились ольше всего?
Литература:
1. В. В. Волина «Учимся играя». «Новая школа». Москва
2. Т. А. Фалькович «Развитие речи, подготовка к усвоению письма». Москва
3. М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Грамматика в картинках. Осень»
4. Н. Гусарова. «Беседа по картинке. Времена года». Москва