Анна Клышко
Конспект ООД по развитию речи «Истории в картинках»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи. (Старшая группа)
Сюжетная линия: Помочь звуку найти свой дом.
Тема: Звук «М». Выделение согласного звука в начале слова.
Цель: Сформировать у детей знания о согласном звуке «М».
Задачи: 1. Познакомить детей с артикуляцией звука «М». 2. Познакомить детей с понятием «согласный звук» и в чём его отличие от гласного звука (наличие или отсутствие преграды). 3. Научить детей выделять звук «М» из потока изолированных звуков, слогов и слов. 4. Обеспечить овладение начальным этапом формирования навыков звукового анализа и слитного чтения. 5. Развивать фонематический слух.
Публикация «Конспект ООД по развитию речи „Истории в картинках“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Ожидаемый результат: 100% детей выделяют первый согласный звук «М» в словах. 100% детей описывают артикуляцию звука «М». 90% детей слитно читают звуковые цепочки. 85% детей самостоятельно выполнят звуковой анализ слова «мама». 100% детей дифференцируют гласные звуки «А», «У», «И» от согласного «М».
Словарь: «согласный звук», преграда, «гласный звук», главное слово.
Оборудование: индивидуальные зеркала, зрительные знаки гласных звуков «А, У, И», зрительный знак согласного «М» (синий квадрат, опорный сигнал (звонкий звук - колокольчик, конверты с заданиями, карточки для определения первого звука в слове (машина, ключ, матрёшка, шар. оса. облако, карточки для звукового анализа «мама», стенд со звуковыми домиками красного и сине-зелёного цвета.
Ход занятия (Деятельность педагога)
Сегодня утром, когда я зашла в кабинет я увидела конверт, очень удивилась и произнесла «А». На конверте не написано от кого и я огорчилась «У», а когда прочла, то узнала, что нас приглашают в гости и конечно обрадовалась «И»
Ребята мы продолжаем путешествие в стране звуков, но прежде давайте вспомним о звуках, с которыми уже познакомились.
- Почему мы заселили звуки «А», «У», «И» в красный домик?
- К какой группе звуков они относятся?
Гласные песенку звонкую тянут – и и
Могут заплакать и застонать – у у у у
Могут качать в колыбельке Алёнку – а а а а
Могут, как эхо в лесу закричать - «Ау! Ау!»
Легко летят они в высоту – А-И – У.
- Какие звуки мы называем гласными?
Сегодня мы познакомимся с новым звуком, а каким вы определите сами.
Чтение стихотворения о маме.
О ком говорится в этом стихотворении?
Хотите, узнать из каких звуков состоит слово мама?
Какие знакомые звуки вы слышите в слове «МАМА».
Верно, это гласный звук «А».
Какой новый звук мы слышим?
Верно это звук «М». Без звука «м» мы могли произнести слово «МАМА»? Значит звук «М» очень важный звук и без него не получилось бы слово мама. Сегодня на занятии мы узнаем о каком звуке?
Мы узнаем, где живёт звук «М» и поиграем с ним. Вы хотите поиграть с новым звуком?
Произнесите звук «М».
Марина расскажи, с помощью чего мы произносим этот звук.
Саша, как работают губы, язык, зубы. Воздух легко выходит изо рта?
Что ему мешает?
При произнесении этого звука работает голос? Проверьте. Если мы произносим звук с голосом, то он звонкий.
Мы можем заселить звук «М» в красный домик?
Почему?
Верно, в домике красного цвета живут только гласные звуки.
Звук «М»- не гласный, он согласный. Со-гласный. Что же он согласен делать. Послушайте стихотворение про согласные звуки.
Согласные… согласны шелестеть,
Шептать, скрипеть,
Мычать, фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс –змеиный слышен свист.
Шшш –шуршит опавший лист.
Ммм –корова замычит.
Жжж –пчела в саду жужжит.
Повторите слово – согласный. Согласных больше, чем гласных.
Согласный звук «М» мы будем обозначать синим цветом. Какой домик подойдёт для нашего звука? Почему? А, чтобы узнать в какой квартире живёт звук «М» нужно выполнить задания. Количество заданий обозначено на дороге по пути к дому согласных звуков. Если мы выполним все задания, то найдём квартиру для звука «М».
Мы с вами уже знаем, что звук «М»:
Согласный и звонкий. (показ опорных знаков согласный – синий квадрат, звонкой, колокольчик)
Звук «М» приглашает вас поиграть с ним, и вот первое задание. (педагог раскрывает конверт с первым заданием)
1. Поймай звук «М». из ряда изолированных зв.
(хлопни в ладоши, когда услышишь звук «М»)
2. Найди слово, где первый звук «М». (картинки на наборном полотне)
3. Живые звуки, дети берутся за руки, чтобы звуковая цепочка тянулась плавно (чтение звуковых цепочек типа: ауим, уиам, ам, ум, им,ма, му)
какой по счёту звук. (первый, второй, третий, четвёртый)
4. Звуковой диктант (работа с символами звуков. Выкладывание звуковых цепочек и чтение их) аим, ум, им, ма,му.
4. Мы можем узнать в какой квартире живёт звук «м»?
В этом домике не одна квартира синего цвета, поэтому я вам предлагаю выбрать картинку, которая будет обозначать звук «м».
Предлагаются картинки с изображением матрёшки, машины, мамы. (дети должны сами выбрать, если нет, то им помочь)
Давайте выложим слово мама и подарим его.
Наше путешествие в стране звуков закончилось. Вы много узнали о новом звуке. Расскажите о нём какой он? Почему мы говорили, что звук «М» очень важен.
Без звука «М» не было бы слова «МАМА».
В доме, где живут согласные звуки много квартир. Почему они разного цвета мы узнаем на следующем занятии. А сейчас я вам предлагаю разместить свои подарки для мам на экран ваших успехов.
Самоанализ занятия по развитию речи (старшая группа)
1. Вы просмотрели занятие по развитию речи в старшей группе по теме: Звук «М». Выделение согласного звука в начале слова.
Цель занятия: Сформировать у детей знания о согласном звуке «М»
На занятии работала подгруппа детей из 6 человек. Уровень речевого развития детей различный….
2. Данное занятие предусмотрено учебным планом по развитию речи в старшей группе.
В процессе занятия решались следующие задачи:
- Познакомить детей с артикуляцией звука «М».
-Познакомить детей с понятием «согласный звук» и в чём его отличие от гласного звука (наличие или отсутствие преграды).
-Научить детей выделять звук «М» из потока изолированных звуков, слогов и слов.
-Обеспечить овладение начальным этапом формирования навыков звукового анализа и слитного чтения.
-Развивать фонематический слух.
3. Специфика занятия выделяет несколько главных этапов:
- дифференциация гласных звуков от согласного «М»,
- описание артикуляции звука «М»,
- выделение звука «М» из ряда изолированных звуков, слов,
- чтение звуковых цепочек,
- выполнение звукового анализа слова «МАМА» (самостоятельная работа детей, проверка усвоения знаний).
4. Наиболее успешным этапом работы считаю чтение звуковых цепочек (д\у «Живые звуки») и выполнение звукового анализа «МАМА».
Материал мною преподнесён в доступной форме. На протяжении всего занятия удерживала сюжетную линию «Помочь звуку найти свой дом».
Тема, цель и задачи соответствуют образовательной программе для детей дошкольного возраста.
5. На занятии использовала следующие методы и приёмы:
- вопросы проблемного характера,
- демонстрация и описание артикуляции произносимого звука,
- практический (как метод закрепления – характеристика гласных звуков, и как метод контроля за усвоением материала выкладывание и чтение звуковых цепочек, звуковой анализ слова «МАМА»)
- упражнения (поймай звук, определи первый звук в слове).
6. Образовательный продукт, который был создан детьми в процессе занятия – это звуковой анализ слова «МАМА».
Содержание занятия соответствует возрастным особенностям детей. На протяжении всего занятия учитывала индивидуальные особенности каждого ребёнка, поскольку главной целью занятия являлось формирование знаний о согласном звуке «М», я старалась организовать деятельность детей так, чтобы каждый смог проговорить о своих ощущениях при произнесении звука. Выделить его из потока изолированных звуков, слов, выполнить звуковой анализ звуковых сочетаний, слогов и слов.
7. На занятии оптимально сочеталась подгрупповая, индивидуальная и фронтальная формы работы.
Оборудование занятия соответствует санитарно -гигиеническим нормам и технике безопасности.
8. 100% детей включены в образовательную деятельность.
9. Поставленной цели достигла:
задача % детей оптимально усвоивших
выделяют первый согласный звук «М» в словах. 100%
описывают артикуляцию звука «М» 100%
слитно читают звуковые цепочки 90%
самостоятельно выполняют звуковой анализ слова «мама» 85%
дифференцируют гласные звуки «А», «У», «И» от согласного «М» 100%
Уровень освоения программного материала = оптимальный –
Наличие обратной связи можно было увидеть (реакция на высказывания детей, работа над ошибочными ответами)
Результат считаю оптимальным.
Достоинства занятия и недостатки
1. Грамотно, логически выстроенный конспект занятия.
2. Обеспечение разных форм организации детей.
3. Доступное, эстетичное наглядное сопровождение.
4. Хорошая мотивация - подарок для мамы.
5. Методически грамотная последовательная работа над изучаемым звуком.
Недостатки:
1. Речевые ошибки
2. Временные рамки занятия.