Бибиченко Ольга
Конспект ООД по развитию познавательно-исследовательской деятельности «Снег, лёд, пар, вода»
Цель: формирование представления детей об агрегатных состояниях воды.
Программные задачи:
- совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода – источник жизни, необходима для поддержания жизни всего живого на Земле);
- о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, растворитель);
- уточнить знания детей о свойствах твердого, жидкого и газообразного состояния воды;
- дать представление о трёх состояниях воды и причинах перехода одного в другое.
Публикация «Конспект ООД по развитию познавательно-исследовательской деятельности „Снег, лёд, пар, вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Темочки
Материалы и оборудование: презентация «Вода», таз со снегом и кусочками льда, банка с водой, ложка, соль, термос, блюдце, молоточек, две маленьких машинки.
Ход ООД
Дети входят в группу и садятся вокруг стола, накрытого покрывалом.
- Сегодня, ребята, мы с вами превратимся в исследователей, будем проводить опыты и делать открытия. Послушайте загадку, а отгадка и есть тема нашего занятия:
Она и туча, и туман,
Она – ручей и океан.
Она летает и бежит.
Она стеклянной может быть. (Вода)
- Правильно, это вода. Для чего нужна вода человеку? (пить, умываться, варить еду, стирать, поливать растения, и т. д.). Ученые установили, что без еды человек может прожить 3-4 недели, а без воды – только 3-4 дня.
- А кто еще не может обойтись без воды? (животные, птицы, рыбы).
- Как вы думаете, много ли воды на нашей планете? И где мы это можем увидеть? (по телевизору, из космоса, на глобусе).
- Давайте посмотрим, какого цвета на глобусе больше всего? (голубого). Правильно, это изображены моря и океаны. Нашу планету так и называют «голубой планетой».
- А сейчас послушайте загадки-стишки и подсказывайте мне отгадки.
Он летает белой стаей.
И сверкает на лету.
А коснёшься – тихо тает
На ладони и во рту. (Снег)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
Мы пошли искать их днём.
Ищем, ищем – не найдём. (Роса)
День сначала был хорошим.
Вдруг посыпался горошек.
Положил в карман штук тридцать.
Глядь, в руках – одна водица. (Град).
Прозрачный, как стекло.
Но не вставишь его окно. (Лёд).
В небе родился, на земле пригодился,
В земле схоронился. (Дождь).
- Какие слова мы сейчас назвали, давайте вспомним и повторим все вместе. Что у них общего? (ответы детей) Правильно, всё это – вода!
- Итак, приступаем к экспериментам. (Воспитатель снимает покрывало со стола).
- Что стоит у нас на столе? (таз со снегом и льдом, банка с водой, соль или сахар, ложка, термос, молоток).
Возьмите в одну руку немного снега, а в другую – кусочек льда, погрейте! Что можно сказать про снег и лёд? (он горячий, жжется).
- Нет, на самом деле он жжется, потому что очень холодный, а еще какой? (мокрый, твёрдый, гладкий, скользкий, тает).
- А когда лёд тает, что остаётся на ладонях и тарелке? (Вода).
- почему лёд и снег тают? (Потому что тепла, руки теплые).
- А что тает быстрее, снег или лёд? (Снег)
- Так происходит, потому что снег мягкий, пушистый, лёгкий, а лёд твердый.
Бросьте льдинки в банку с водой, что вы видите? (Они плавают, не тонут)
- Посмотрите на мою льдинку. (Воспитатель показывает тонкую плоскую льдинку толщиной 1-2 см). Какого она цвета? (Д. : Белая. Прозрачная.)
- Такая же белая, как этот лист бумаги (показать альбомный лист) или всё же прозрачная? Как узнать, кто прав? Может, посмотреть? Через лед видно всё, а через бумагу – нет.
- Сейчас я что-то спрячу за куском льда и за листом бумаги. Догадайтесь, что там. (Дети угадывают, что воспитатель спрятал за льдом машинку и делают вывод, что лед не белый, а прозрачный.)
Исследуем дальше: беру молоточек и стучу по льдинке, какая она? (Твердая.)
- Стучу сильнее (лед раскалывается). Что произошло? (Льдинка разбилась.)
- Почему? (Д. : Она тонкая была, слабая.)
-А какой лед я не смогу разбить? (ответы детей). Например, зимой лёд на реке. По нему даже машины ездят. Но всегда ли на реке лед толстый? (Нет. Весной тает. И зимой бывает тонкий.)
- И об этом надо помнить. Опасно ходить по льду, когда не знаете, какой он. А теперь посмотрите в банку. Где наш лёд? (Растаял, это была замерзшая вода).
- Да, как весной. Растаяли снег и лёд, и побежали ручьи. Послушайте. (Воспитатель переливает воду из одной банки в другую.)
- Что делает вода? (Льётся, журчит.) Песни поет. Разговаривает.
- Давайте и мы с вами превратимся сейчас в ручеёк и весело побежим по лужайке (дети берутся за руки и бегут за воспитателем вокруг стола и по группе, извиваясь и не отставая друг от друга). А теперь представьте, что я – мама-тучка, а вы – мои детки, капельки дождя.
Мама-тучка по небу кружила, за собой детей водила. (Дети ходят рядом с воспитателем.)
Но потом она устала и решила отдохнуть. (Мама присаживается и закрывает глаза).
Только тучка задремала, малыши пустились в путь. (Дети разбегаются по группе).
Разлетелись кто куда, не осталось и следа.
Тучка в облако превратилась и детей искать пустилась.
Лёгкая, воздушная, ветерку послушная,
Целый день она летала и детишек собирала. (Мама-тучка ходит среди детей и собирает их в центр группы.)
«Вот и снова все со мной! Дождь прошёл – и все домой!».
Так и в природе бывает. Появляются в небе тяжёлые серые тучи, и начинает идти дождь. Дождь прошёл и через некоторое время можно увидеть лёгкий туман над землёй, это испаряется вода, то есть, поднимается вверх, долетает до облаков. И когда воды в облаке становится много, облако превращается в дождевую тучу. (Дети садятся за столы.)
- Какого цвета вода? (Прозрачная).
- Как можем проверить? (Руку в банку вставить, бросить туда что-нибудь.)
- У меня есть ложка. Опустим её в банку. Что произошло? (Её видно, вода прозрачная.)
- А теперь ещё один опыт. В банку с водой насыпаем соль. Размешиваем ложкой получившуюся жидкость. Что получается? (Соль в воде пропала.)
- А если мы попробуем воду на вкус, какая она будет? (Солёная.)
- Соль была твёрдая и почти непрозрачная, но вода её растворила. Что ещё может растворить вода? Для чего нам нужно такое свойство воды? (Чтобы суп варить, чай пить сладкий,)
- Предлагаю вам последний опыт: давайте посмотрим, что у меня в термосе. (Д. : Тоже вода.)
- А какая она? (Горячая.)
- Как вы это узнали? (Пар идёт.) Да, я сильно нагрела воду, и она закипела. Термос не даёт ей быстро остывать. А что же такое пар? (Воспитатель держит блюдце над термосом, и оно покрывается капельками воды. Вода начинает стекать вниз.)
- Что это у нас идет? (Вода капает. Дождь с блюдца капает.)
- Но ведь был же пар, откуда вода на стекле взялась? (Она в паре, вода. Вода собралась на блюдце.)
- Так что же получается, лед – это вода, и пар – вода? Да, лед – холодная вода, которая замерзла. Пар – горячая вода. Вода, когда кипит, превращается в пар.
Итак, ребята, сегодня мы с вами выяснили, что вода может быть паром, льдом, снегом.
- И в заключение я предлагаю вам посмотреть на красоту воды, её мощь и важность в жизни всего живого (презентация «Вода»).