Ольга Турчук
Конспект ОД по познавательному и речевому развитию «Традиции моей семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по познавательному-речевому развитию в интеграции образовательных областей в рамках ФГОС «Традиции моей семьи» для детей подготовительного возраста с ТНР.
Цель: углубить представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект ОД по познавательному и речевому развитию „Традиции моей семьи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
- создать условия для раскрытия значения понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха;
- сформировать навыки ответственного поведения в семье;
- расширить интерес к семейным традициям, праздникам;
Коррекционно-развивающие:
- развивать связную устную речь, посредствам составления описательного рассказа;
- развивать мышление, память.
Воспитательные:
- воспитывать чувства любви к своей семье, уважения к родителям;
- формировать чувство собственного достоинства.
Материалы и оборудование: музыкальная композиция Ю. Антонова «Под крышей дома твоего», ребус со словом «семья», составление альбомов «Мои семейные традиции».
Предварительная работа: Беседа «Моя семья», рассказывание на тему: «Семья», рассматривание иллюстраций, картин с изображением семьи, чтение пословиц и поговорок о семье, разучивание стихов и песен.
Вводная часть
1. Организационный момент
Круг радости.
Дети становятся в круг, приветствуют друг друга.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(Все друг другу улыбнулись и назвали друг друга по имени.)
2. Основная часть. Объявление темы и целей занятия.
Звучит фонограмма песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов)
Воспитатель:
Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растет». Сегодня наше занятие о семейных традициях и праздниках.
-А как вас ласково зовут дома, в семье?
(Ответы детей)
-Какое у вас настроение, когда вас ласково называют по имени?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Дети сегодня мы поговорим о ваших семьях.
Вопросы:
-С кем ты живешь?
-Кто самый старший в вашей семье?
-Кто чем занимается в семье?
-Кто о тебе заботится?
-Как ты заботишься о других?
-Какая ваша семья? (Большая, дружная, крепкая)
Воспитатель:
Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что у вас у всех есть папы и мамы и вы живете дружно и счастливо.
Семьи бывают разные, главное, чтобы в семье все друг друга уважали и любили. Семью почитали еще с древних времен, народ сложил много пословиц о семье. Вот послушайте:
-Отец и мать цены не имеют.
-При солнышке тепло, при матери –добро.
-Нет милее дружка, чем родная матушка.
-В родной семье и каша слаще.
-В семье лад, так не нужен и клад.
-Вся семья вместе, так и душа на месте.
Пальчиковая игра «Дружная семья»:
(Дети поочередно загибают пальцы в кулачок)
- Этот пальчик –дедушка,
-Этот пальчик – бабушка,
-Этот пальчик – папочка,
- Этот пальчик – мамочка,
- А вот этот пальчик – я,
Вместе - дружная семья!
Воспитатель:
Мы с вами поговорим о традиции «Составление семейного альбома»
С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
— Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были — загляните в семейный альбом», — поется в одной из песен.
Я предлагаю вам рассказать о своих семьях. Воспитанники рассказывают о своих альбомах, которые они сделали дома.
Воспитатель:
А какие семейные традиции вы знаете?
(Ответы детей)
Традиции бывают разные, но у каждой семьи – свои традиции: встречать и угощать гостей, проводить праздники и дни рождения. Семейные традиции- это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе.
-Дети, а кому каждый вечер мама читает сказки?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Чтение книги – это тоже семейная традиция. Традиция эта очень хорошая, ведь из книг можно узнать много интересного и полезного. Такая традиция называется –семейное чтение.
-Кто мне расскажет об интересных традициях в ваших семьях, например, как вы празднуете дни рождения? А рассказ можно начинать вот так: «Мы всегда вместе….»
(Ответы детей)
-Как встречаете Новый год?
(Ответы детей)
-А теперь расскажите, как вы проводите дома выходной день?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Спасибо, дети. Теперь мы знаем, что каждая семья имеет свои традиции и поэтому каждая семья интересна по-своему. Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Эти правила составляют культуру семьи, являются её ценностями.
-Дети, а есть ли традиции у нас в детском саду?
(Ответы детей)
- А какие например?
(Ответы детей: «День именинника» и т. д.)
Воспитатель:
Правильно, дети. У нас в детском саду есть свои традиции, мы ведь тоже как одна семья. Какая у нас семья? Как мы живем?
(Ответы детей: «Мы живем в детском саду большой и дружной семьей»)
-Дети, посмотрите на доску, здесь нарисован хитрый ребус, что вы видите?
(Ответы детей: цифру 7 и букву Я).
-Если прочитать ребус: какое слово получится?
(Ответы детей)
Воспитатель:
- Правильно, получилось слово «СЕМЬЯ».
-Молодцы, ребята! А теперь послушайте внимательно стихотворение и попробуйте сосчитать, сколько человек в этой семье?
-Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Так мама есть у нас в дому,
А самый младший – это Я!
-Сколько нас в семье?
(Ответы детей: В этой семье 5 человек.)
Воспитатель:
Вы все любите отдыхать с семьей, а я вам предлагаю отдохнуть сейчас. Слушайте задание и выполняйте.
Физкультминутка.
-Те, у кого есть старший брат – встаньте и хлопните в ладоши.
- У кого есть сестра или сестренка - помашите над головой рукой.
-Кто помогает дома близким - встаньте и хлопните в ладоши.
-У кого в семье живут домашние животные –поднимите руки вверх.
-Кто очень любит свою семью – хлопните в ладоши.
3. Итог занятия. Рефлексия.
Воспитатель:
Сегодня мы поговорили о семье, о семейных традициях.
Вопросы:
-Что такое семейные традиции?
-Чем отличается одна семья от другой?
-Какая пословица о семье вам запомнилась?
Итак, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас?
(Ответы детей)
-Правильно, семья!
-Это близкие и родные люди. Это те люди, которых мы любим, с кого берем пример. Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья. Это ваши родители, дедушки, бабушки, сестры и братья.
-Мы много говорили о разных семейных традициях.
Так для чего же они нужны?
(Ответы детей)
-Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.