Любовь Сырова
Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие на планету Финграмика»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Итатский детский сад № 1 «Гусельки»
«Путешествие на планету Финграмика»
Воспитатель: Сырова Л. Н.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
-систематизировать и обобщать знания по ранней финансовой грамотности;
- учить детей сравнивать, анализировать, соотносить потребности и возможности («хочу» и «надо»);
Развивающие :
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе „Путешествие на планету Финграмика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
- продолжать развивать умение различать монеты, банкноты, купюры, пластиковые карты.
- продолжать развивать творческие способности;
Воспитательные:
- воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами, пластиковыми картами;
- воспитывать финансовую культуру;
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Речевое развитие», «Физическое развитие»,, «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Предварительная работа:
Рассказ педагога об истории возникновения денег, о том, какие бывают деньги, просмотр презентаций «История денег», «Монетный двор», рассматривание монет и банкнот в альбомах, чтение сказки А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», К. Чуковский «Муха - цокотуха», дидактические игры: «Покупки», «Продуктовая корзина», сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Кафе», «Семья».
Оборудование: ноутбук, телевизор, сундучок с бумажными купюрами и металлическими монетами, мешочки с крупой, зерном, сахаром, бумажные шапочки исследователей, стакан с водой, доска с магнитами, сосуды с водой, кошельки, банкомат (муляж, заготовки банковских карт, карандаши цветные, шоколадные монетки.
Ход ОД:
Вводная часть:
(Монетка выводит за руку всех детей под музыку «Деньги-лепестки» на середину группы, дети становятся полукругом)
Кокетка Монетка: Здравствуйте, ребята! Я – Кокетка Монетка. Мне очень приятно оказаться у вас в гостях. Пришла я к вам не с пустыми руками, посмотрите, у меня сундучок. А что там внутри, вы узнаете, отгадав мою загадку:
В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. (Деньги)
Слайд №1 (деньги)
(Ответы детей).
Монетка: Совершенно верно, это деньги. А что же такое деньги?
(Размышления детей).
Монетка: Действительно, деньги – это средство для жизни, особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги. Как и где мы используем деньги в повседневной жизни?
Ответы детей (покупка продуктов питания, оплата проезда в транспорте, покупка каких – либо подарков и многое другое)
Монетка: А как вы думаете, деньги всегда были?
Размышления детей.
Монетка: А чтобы посмотреть, как обходились люди без денег мы отправимся с вами на древнюю планету под названием «Финграмика».
Слайд № 2. (фото планеты)
Монетка: Друзья, а как вы думаете, на чем можно отправиться на другую планету? Правильно, на ракете. Ну что, полетели?
Слайд № 3 (фото ракеты)
Пристегнуть ремни! (имитация)
Включить зажигание! (имитация)
Завести двигатель! (вертушки)
Начинаем отсчёт - 5,4, ,3 2, 1 – пуск! Полетели! (имитация)
Слайд №4 (фото ракеты со звуком)
(Звучит музыка. Дети имитируют взлёт ракеты).
Основная часть
Слайд №5 (фото скота)
Монетка: Вот мы и очутились на древней планете финансов. Обратите внимание на экран. Что здесь изображено? (ответы детей).
Монетка: В древние времена люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались различными предметами. Так, например, племена скотоводов с незапамятных времен использовали в качестве денег скот.
Монетка: Давайте посмотрим дальше.
Слайд № 6 (фото ракушек)
Ребята, а это что такое? Правильно, ракушка.
Роль мелких денег играли раковины каури, которые прикреплялись к ткани или куску кожи, нанизывались на шкуры или складывались в мешки. На земле ракушки широко использовались в Океании, Индии, Африке.
Слайд № 7 (фото какао-бобов)
Какао-бобы тоже выполняли роль денег. Ими еще пользовались в Мексике.
Слайд № 8 (фото шкурок ценных зверей)
Шкурки ценных зверей служили деньгами. Древние предки использовали шкурки в Канаде, Аляске и Сибири.
Слайд № 9 (фото камней)
А в Новой Зеландии племена использовали камни, имеющие в середине отверстие.
Монетка: Ребята, обратите внимание, у меня на подносе лежат мешочки. Предлагаю вам пощупать и угадать, что в них может храниться.
(Воспитатель раздает. Высказывания детей).
Монетка: Давайте откроем и посмотрим.
(В мешочках лежат сахар, зерно, соль, рис)
Как вы думаете, могли ли все эти вещества служить деньгами? Конечно, могли. Все эти вещества также служили в качестве товарных денег.
Скажите, ребята, а как называется обмен одной вещи на другую?
Ответы детей (бартер)
Давайте подумаем, удобны ли все эти вещи в качестве денег были в использовании? Представим, идет древний человек в магазин, а под мышкой
держит быка или корову, а может, большую слоновую кость или мешок камней. Это удобно?
Ответы детей.
Почему? Да, это неудобно, потому что они занимают много места. Их нельзя, например, положить в карман, как бумажные или металлические деньги. Поэтому возникла потребность в другой, более практичной форме платежа. Обратите внимание на экран.
Слайд № 10 (фото золотых и серебряных слитков)
Это золотые и серебряные слитки. Слиток — это форма для хранения драгоценного металла, обладающего материальной ценностью. Но позже и такие деньги стали неудобными. И вот со временем, когда люди научились работать с металлом, стали появляться металлические монеты.
Слайд № 11 (фото первых металлических монет)
Посмотрите, они отличаются от современных монет? Чем?
Ответы детей (неровные края, отсутствие округлой формы, нечеткий рисунок)
Монетка: Такие монеты стали быстро распространяются по всему миру. Это можно было легко объяснить, т. к. монеты удобно хранить, транспортировать, дробить и объединять. В России был такой царь – Иван Грозный. Его все боялись. При нем стали делать ровные монеты, на них был изображен всадник на коне, с копьем в руках, и люди стали называть такие монеты, как?
Ответы детей (копейки).
Слайд № 12 (фото копейки Ивана Грозного)
Монетка: Пришло время маленько подвигаться.
Физкультминутка
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг порвались босоножки! (один хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки руками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопали ногами)
Станем денежки считать! (потереть ладошки обеими руками)
Один рубль, два, три, четыре. (загибаем пальцы)
Вот мы туфельки купили! (указать руками на обувь)
Монетка: Но монеты тоже были очень неудобные. Как вы думаете, почему?
Предположение детей.
Монетка: Да, их нужно было очень много и монеты были тяжелые и занимали много места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Именно поэтому люди придумали другие деньги – бумажные. Как их еще называют?
Ответы детей (купюры, банкноты). Первые деньги из бумаги появились в Китае.
Слайд № 13 (фото первых бумажных денег)
Монетка: Деньги у людей появлялись путём обмена, продажи. Ребята, а как вы думаете, каким образом можно было еще заполучить деньги? А за что получают деньги ваши родители?
(Дети размышляют).
Слайд №14 (фото ремесленников)
Монетка: Правильно, за работу. Люди позже додумались за выполненный объём работы брать деньги. Получается, деньги стали не только средством покупки каких – либо вещей, но и оплачивали результаты труда людей. Поэтому к деньгам нужно относиться очень бережно.
А какими деньгами мы с вами сейчас пользуемся?
Ответы детей (Монеты, бумажные деньги, банковские карты).
Слайд № 15 (фото современных денег, монет, пластиковых карт)
Монетка: Чем, по-вашему, удобнее пользоваться? А как вы думаете, где в наше время безопасно хранить деньги?
Дети высказывают своё мнение (безопасно хранить деньги в Банках и на пластиковых картах).
Монетка: Как же нам разобраться, что лучше монеты или купюры? Подумайте? А, может, мы это попробуем проверить? На одном из островов нашей планеты Финграмика есть экономическая лаборатория.
Закрываем глазки, я произношу волшебное заклинание:
(пока произносятся слова, надеваем каждому шапочки)
Чудо чудное явись,
Нашим деткам покажись,
Дверь волшебную открой,
Волшебство зовет с собой. !
Слайд №16 (фото лаборатории)
Открываем глазки и вот мы очутились в лаборатории…
Мы в ней проведем небольшое исследование. Пришло время воспользоваться содержимым моего сундучка.
Монетка: Как настоящие исследователи, мы будем делать записи всех наших результатов на доске: разделим ее на 2 части - монеты и купюры. Посмотрите, что лежит на столе?
(пока монетка объясняет, раскладывают на стол предметы для экспериментов)
Дети: Купюры, монеты, стакан с водой.
Монетка: давайте проведём 1 эксперимент.
1. Эксперимент.
Монетка: Возьмите купюру в руку, сомните, попробуйте порвать…
Монетка: Бумага мнётся, рвется; монета – нет. Какой вывод можно сделать?
Дети: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.
Монетка: На доске напротив монеты ставим фишку - магнит, здесь монета показала лучшие качества.
2. Эксперимент.
Монетка: Кладите бумагу в воду. Что происходит?
Дети: Она намокает.
Монетка: А если она намокнет, что произойдёт?
Дети: Она может легко порваться.
Монетка: А теперь проверим монету. Что с ней произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает?
(Ответы детей. Монета).
Монетка: На доске напротив монеты ставим фишку - магнит.
3. Эксперимент.
Монетка: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра. Как вы думаете?
(Дети размышляют).
Монетка: Давайте опытным путём проверим. Возьмите в одну руку монету, в другую - купюру. Что тяжелее? Давайте подуем? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче? Ставим фишку - магнит на доске, где купюры.
4. Эксперимент.
На столе лежат кошельки. Предлагаю взять каждому по кошельку и положить туда купюру и монету. А теперь потрясите. Попробуйте перевернуть. Сделаем вывод, что удобнее хранить в кошельке?
(Дети проверяют, исследуют).
Монетка: Какой вывод можно сделать?
Дети: Хранить в кошельке купюры гораздо удобнее.
Монетка: Ставим фишку – магнит напротив купюр. А теперь давайте посчитаем количество магнитов.
Дети: Одинаковое количество фишек у монет и купюр.
Монетка: Совершенно верно. По одним достоинствам выигрывают монеты, а по другим - купюры. Какой вывод мы сделаем?
Дети размышляют.
Ребята, мы с вами путешествие совершили, опыты провели. Я вижу, что вы много теперь знаете о деньгах и для чего они нужны.
Предлагаю проиграть.
Игра «Что можно и, что нельзя купить за деньги?»
( две доски с надписями: «что можно купить за деньги?», «что нельзя купить за деньги?», фишки. Дети должны сделать правильный выбор и прицепить фишку на нужную доску с надписью.)
Монетка: Подведем итоги.
То, чего не купишь, это душевные качества, всё дорогое и близкое нам - это и есть настоящее богатство человека.
Монетка: Скажите-ка мне, мои друзья, где же мы можем хранить наши деньги?
Дети: (ответы детей)
Монетка: Правильно, ребята. Деньги можно хранить в копилке, в кошельке, а можно отнести в банк и положить их на банковскую карту. Карты бывают разные по оформлению, но предназначение у всех одно – хранение денег.
Слайд №17 (фото различных пластиковых карт на слайде)
Монетка: Вы видели такие карты у родителей? Как ими пользоваться, знаете? (ответы детей)
Монетка: Сейчас я вам предлагаю создать свою именную банковскую карту.
Проходим к столам, здесь у каждого из вас лежат заготовки банковских карт, вы будете должны расписать карту на свое усмотрение. Приступаем…
Сейчас мы с вами попробуем снять деньги в банкомате.
Подходим по одному к банкомату, прикладываем карту к значку wi-fi и после звукового сигнала забираем деньги.
(снимают сюрпризные монетки)
Заключительная часть
Монетка: Давайте, вспомним, о чем мы сегодня говорили:
1) как раньше люди обходились без денег, чем они их заменяли?
2) какие деньги появились первыми?
3) какие деньги сейчас?
4) что мы с вами сегодня создали?
Монетка: Для закрепления наших знаний о деньгах я предлагаю по прибытию на планету Земля посмотреть мультфильм, который называется «История денег».
Монетка: Молодцы, ребята! Я рада, что мы побывали на планете Финграмика и узнали много нового. Пришло время прощаться.
Слайд №18 (фото ракеты)
Пристегнуть ремни! (имитация)
Включить зажигание! (имитация)
Завести двигатель! (вертушки)
Начинаем отсчёт - 5,4, ,3 2, 1 – пуск! Полетели! (имитация)
Слайд №19 (фото ракеты со звуком)
Звучит музыка.