Селивёрстова Наталья Васильевна
Конспект ОД по познавательному развитию «Что такое природа» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить с понятием «природа», «живая природа», «неживая природа».
Задачи: Учить детей отличать объекты живой природы от объектов неживой природы. Формировать представления о неразрывной связи человека с природой. Учить детей отличать природные объекты от искусственных (созданных человеком). Развивать логическое мышление; расширять и активизировать словарный запас детей. Воспитывать бережное отношение к объектам природы.
Словарная работа: живая, неживая природа, рукотворный мир.
Предварительная работа:
1. Наблюдение на прогулке за объектами природы и неживой природы, которые нас окружают.
2. Просмотр фрагментов видеофильмов о природе.
3. Прослушивание аудиозаписи звуков природы.
Материал и оборудование:
На половине листа ватмана рисунок «Природа»; такие же рисунки на альбомных листах (по количеству детей); карточки на каждого ребёнка с изображением природных и неприродных объектов; две коробочки зеленого и красного цвета; красные и зелёные кубики; цветные карандаши, доска.
Ход занятия:
(Основной формой проведения занятия является проблемная беседа).
Воспитатель: Ребята, послушайте отрывок из стихотворения Ф. Тютчева:
Сияет солнце, воды блещут
На всем улыбка, жизнь во всем.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом
Поют деревья, плещут воды
Любовью воздух растворен
И мир цветущий, мир природы
Избытком жизни упоён.
Как вы думаете, о чем это стихотворение?
Дети: О природе.
Воспитатель: Правильно, о нашей природе. Отгадайте загадки, а отгадки найдите на этом рисунке (показывает иллюстрацию «Природа»).
В морях и реках обитает
Но часто по небу летает
А как наскучит ей летать –
На землю падает опять. (вода).
***
Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут –
А я всё терплю
И всем добром плачу (земля, почва).
***
По небу ходит маляр без кистей.
Краской коричневой красит людей. (солнце).
***
Выше леса, выше гор расстилается ковёр.
Он раскинут над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий, то он ярко – голубой. (небо)
***
Много рук, нога одна. (дерево).
***
Вот иголки и булавки
Выползают из – под лавки.
На меня они глядят,
Молоко они хотят. (еж).
***
На земле он всех умней,
Потому и всех сильней. (человек).
Воспитатель: Вы правильно ответили на все загадки. А что вы еще видите на этом рисунке?
(Дети называют объекты живой и неживой природы).
Воспитатель: А теперь еще раз посмотрим на рисунок и подумаем, как, одним словом назвать все, что изображено на нем.
Дети: На рисунке изображена природа.
Воспитатель: Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы. Что можно отнести к миру живой природы?
Дети: Животные, растения.
Воспитатель: Правильно. Всё то, что дышит, растёт, питается и размножается. А что относиться к неживой природе?
Дети: Солнце, камни, вода, почва, облака.
Воспитатель: Молодцы. У них нет способности к росту, питанию, дыханию.
Игра: «Живая и неживая природа».
(Воспитатель называет объекты живой природы дети двигаются, неживой стоят на месте.)
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз посмотрим на рисунок. На рисунке нет домов и машин, заводов и заборов, скамеек и игрушек, качелей и велосипедов. Почему художник не изобразил их? Он сделал это специально или просто забыл?
Дети: Художник сделал специально, ведь на рисунке изображена только природа.
Воспитатель: Кто же делает игрушки, машины, велосипеды?
Дети: Человек.
Воспитатель: Все это сделано руками человека. А что сделано руками человека, мы не можем назвать природой. Итак, природа – это все что нас окружает, но не сделано руками человека.
Физ. Минутка:
Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)
Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми руками)
Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)
Все лучи свои послало, (качаем поднятыми вверх руками)
Вдруг повеял ветерок (помахали руками вверх, вниз)
Небо тучей заволок (закрыли руками лицо)
И деревья раскачал (качание туловища влево – вправо)
Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)
Барабанит дождь по крыше (хлопки руками)
Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)
Вот и спряталось за тучи, (приседаем)
Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)
Воспитатель: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. Например:
Вертолёт – похож на стрекозу.
Подводная лодка – на кита.
Душ в ванне – на дождь.
Крыша дома – на крону дерева.
Бассейн – на озеро. (дети продолжают ряд).
Дидактическое упражнение: «Разложи картинки»
На столах у вас лежат картинки. Рассмотрите их внимательно и подумайте, что на них изображено, природа или нет. Положите картинки с природой в коробочку зеленого цвета, а в красную коробочку остальные.
(Дети рассматривают картинки и выполняют упражнение).
Воспитатель: Молодцы все справились с упражнением. А теперь задание посложнее. Возьмите большие картинки. Раскрасьте, но не всю картинку, а только то, что я назову. Итак, те у кого на столе зеленые кубики раскрашивают живую природу, а у кого красный неживую.
(Проверка правильности выполнения задания).
Воспитатель: Вы сегодня на славу потрудились. Ребята вам было интересно? Что нового вы узнали? Какими знаниями вы можете поделиться со своими друзьями и близкими? (ответы детей). Я хочу вас наградить медалями «Знатоки природы» за любознательность, старания и знания. Молодцы ребята!