Наталья Вешта
Конспект ОД по познавательному развитию в разновозрастной группе от 3 до 5 лет «Откуда взялся дождик»
▼ Скачать + Заказать документы
Организационная информация
1. Доминирующая образовательная область. Познавательное развитие.
2. Виды деятельности детей. Коммуникативная, познавательная, познавательно - исследовательская, игровая, двигательная, изобразительная.
Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности. «Откуда взялся дождик»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Словесные: беседа, рассказ с опорой на презентацию «Весна»,
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию в разновозрастной группе от 3 до 5 лет „Откуда взялся дождик“» размещена в разделах
Наглядные: игрушка Снеговик, показ эксперимента «Дождик», прослушивание звуков дождя, записи А. Вивальди. "Времена года". "Весна"
Практический: экспериментально-опытническая деятельность
3. Интеграция образовательных областей. Речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.
4. Возрастная группа Разновозрастная группа от 3 до 5 лет.
5. Цель. 2 младшая группа : Формирование интереса детей к экспериментальной деятельности.
Средняя группа : Систематизация знаний детей о весне, о видах дождя.
6. Задачи Обучающие.
2 младшая группа :
- формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями;
- продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы.
Средняя группа :
- формировать умение выделять признаки весны;
- познакомить с моделью формирования дождя.
Развивающие.
2 младшая группа :
- развивать познавательную и речевую активность детей в процессе несложного экспериментирования
Средняя группа :
- способствовать расширению знаний о видах дождя.
Воспитательные.
2 младшая и средняя группа :
- воспитывать аккуратность в обращении с водой;
- продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения друг к другу;
- воспитывать умение аккуратно выполнять работу в практической деятельности.
7. Планируемые результаты Ребё нок:
2 младшая группа :
- знает и правильно называет время года - весну;
- проявляет активность в процессе экспериментирования;
- имеет понятие количественных отношений "много", "мало".
Средняя группа :
- имеет представления о видах дождя (грибной, проливной);
- проявляет заинтересованность, любознательность, самостоятельность, интерес к совместной деятельности;
- умеет выдвигать элементарные гипотезы.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Для воспитателя: Снеговик – игрушка, аудиозапись "Шум дождя", А. Вивальди. "Времена года". "Весна", проектор, ноутбук, портативная аудио система, слайды презентации «Весна»
Для детей: материалы для экспериментальной деятельности по количеству детей на каждого ребё нка: поднос, губка, два цветных стакана с разным количеством воды, салфетки для вытирания рук; для рисования: кисточка, тарелочка с краской, заготовка для "фотокопии", подставка для кисточки, влажные салфетки.
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в ре-жимные моменты. Дидактические игры «Малыши и краски», «Времена года»
Игры и упражнения с водой
Наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе.
Пальчиковая игра "Сколько знаем мы дождей".
1. Вводная часть.
1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации) (Дети играют в игровом центре совместно с воспитателем в напольную мозаику, в это время за окном младший воспитатель держит игрушку Снеговика и тяжело вздыхает: «Ох - ох - ох!»)
Воспитатель: Ребята, кто так тяжело вздыхает? Ваня, это ты? Нет? А кто? (Дети обращают внимание на Снеговика). Посмотрите, Снеговичок хочет зайти к нам в гости. Что мы должны сделать, прежде чем пригласить гостей?
Дети: Убрать игрушки. (Младший воспитатель передаёт Снеговика в группу) 1 мин
1.2 Мотивация деятельности детей. Снеговичок: Ох - ох - ох! Как мне грустно. Солнышко греет всё сильнее и сильнее, скоро я совсем растаю. Пора собирать вещи и отправляться на север, где всегда стоят морозы и лежит снег. А мне так не хочется. Я ведь даже не знаю, какое время года после зимы приходит. А вы, ребята, знаете?
Дети: Да, весна.
Снеговичок: Я зимой видел только снег, а весной тоже идёт снег?
Дети: Нет, весной идёт и снег, и дождь.
Снеговичок: А что такое дождь?
Дети: Дождь – это вода, которая капает с неба, из тучи.
Снеговичок: Я никогда не видел дождь, а мне очень хотелось бы. 1 мин
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Воспитатель: Не грусти, Снеговичок. Ребята, а вы хотите вместе со Снеговичком послушать приближение весны? Для этого нам нужно сесть на ковёр, закрыть глаза и представить весну, разговаривать нельзя, иначе мы её не услышим.
Слушание аудиозаписи А. Вивальди. "Времена года". "Весна".
Воспитатель: Радостно становится от приближения весны?
Дети: Да, становится радостно.
Снеговичок: И мне веселее стало, даже настроение чуть - чуть улучшилось. А как же изменяется природа, когда наступает весна?
Дети: Весной становится теплее, тает снег, бегут ручьи. 2 мин
2. Основная часть
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний. Воспитатель: Молодцы, ребята, вы всё правильно рассказали Снеговичку. (Презентация)
Слайд 1.
Воспитатель: Как весной светит солнце?
Дети: Солнце светит ярко.
Воспитатель: Правильно, солнце начинает светить ярче и пригревать.
Слайд 2. Слайд 3.
Воспитатель: Что происходит со снегом?
Дети: Снег тает.
Воспитатель: Да, тает снег, становится грязным и серым.
Слайд 4.
Воспитатель: Во что собирается талая вода?
Дети: Талая вода собирается в ручейки.
Воспитатель: Правильно, текут первые весенние ручьи.
Слайд 5.
Воспитатель: Что происходит с почками на растениях?
Дети: Почки набухают, появляются листья
Воспитатель: Молодцы, распускаются листья на деревьях.
Слайд 6.
Воспитатель: Что появляется из-под снега?
Дети: Появляется травка и первые цветы.
Слайд 7.
Воспитатель: А какие птицы к нам прилетают из тёплых краёв?
Дети: Прилетают перелётные птицы.
Слайд 8.
Воспитатель: Ребята, что же появилось на весеннем небе?
Дети: Появляются тучи.
Воспитатель: Что же прольётся из такой тёмной тучи?
Слайд 9.
Дети: Дождь.
Воспитатель: Да, это первый весенний дождь.
Снеговик: Ух-ты, первый весенний дождик! Жалко, что я никогда не видел дождик и не слышал его!
Воспитатель: Не расстраивайся, Снеговичок. Давай вместе с ребятами послушаем шум дождя. Закрываем глаза и слушаем очень внимательно.
Слушают аудиозапись. "Шум дождя".
Воспитатель: Маша, что ты услышала?
Маша: Я услышала дождь.
Воспитатель: Как ты думаешь, какой это дождь?
Маша: Это сильный дождь.
Воспитатель: Диана, что ты услышала?
Диана: Я тоже услышала дождь.
Воспитатель: Как ты думаешь, какой это дождь?
Маша: Это дождь с грозой.
Воспитатель: Снеговичок, дождь бывает разным, наши ребята знают названия разных дождей. Вот послушай.
Пальчиковая игра "Сколько знаем мы дождей".
Сколько знаем мы дождей
Сосчитаем поскорей:
Дождик с солнцем,
Дождь грибной,
Дождик с радугой - дугой,
Дождик с ветром,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Снеговик: Молодцы, ребята, я и не знал, что бывает столько разных дождей!
Воспитатель: Слайд 10. Посмотрите, дождь прошёл, а капельки остались и приглашают нас поиграть. Проводится подвижная игра "Тучка и капельки". Слайд 11. 4 мин
2.2 Добывание (сообщение и принятие) нового знания Воспитатель: Ребята, а откуда берётся дождь?
Дети: Дождь идёт из тучи.
Воспитатель: А как он появляется в туче?
Дети: Не знаем.
Воспитатель: А хотели бы вы узнать, как появляется дождь?
Дети: Да.
Воспитатель: Снеговичок, а тебе интересно, откуда берётся дождик? Я вам сейчас помогу это узнать. Для этого нужно пройти к столу, посмотрим, что же нам приготовила весна.
Опытно - экспериментальная деятельность.
Дети подходят к столам, на которых стоят подносы с губками, стаканы с водой и миски.
Воспитатель: Что лежит на подносе?
Дети: Губка, стаканы с водой, миска.
Воспитатель: Как вы думаете, на что похожа губка?
Дети: Губка похожа на тучу.
Воспитатель: Правильно, она похожа на тучу. Туча состоит из капелек. Сожмите её и посмотрите, течёт из тучи вода или нет?
Дети берут губку - тучку и сжимают в руке.
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему не идёт вода?
Воспитатель: Правильно, губка - тучка сухая. В тучке очень - очень мало капелек собралось и поэтому дождь не идёт. Положите свои тучки в миску. Перед вами стоят стаканчики, сколько их?
Дети: Два.
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Белый и красный.
Воспитатель: Сколько воды в белом стаканчике?
Дети: Мало.
Воспитатель: Сколько воды в красном стаканчике?
Дети: Много.
Воспитатель: Возьмите белый стаканчик и вылейте воду на вашу губку - тучку. Для того, чтобы помочь воде пропитать тучку, нажмите на неё пальчиками. Что произойдёт, если мы поднимем и отожмём тучку?
Дети: Получится дождик.
Дети проверяют свои предположения опытным путём.
Воспитатель: Получается дождик. Вика, у тебя получился дождик?
Вика: Да.
Дети: Арина, какой у тебя получился дождик - сильный или слабый?
Арина: У меня получился слабый дождик.
Воспитатель: Как можно назвать такой дождик?
Дети: Грибной, с радугой - дугой, с солнцем.
Воспитатель: Дети, а какой дождик называют грибным?
Дети: Грибной дождик тёплый, после него растут грибы.
Воспитатель: Положите губки - тучки опять на поднос. Возьмите красный стаканчик и вылейте из него воду на тучку. Нажмите на неё пальчиками, пропитайте водой. Что теперь произойдёт, если тучку отжать?
Дети: Получится сильный дождь.
Дети проверяют свои предположения.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как много капелек воды собралось в губке. Капельки становятся слишком тяжёлыми для тучки и выпадают дождём. Какой дождь получился?
Дети: Получился сильный дождь.
Воспитатель: С каким дождём его можно сравнить?
Дети: Такой дождь можно сравнить с дождём с ветром, с градом.
Воспитатель: Как такой дождик называют?
Дети: Такой дождь называют проливной.
Воспитатель: Повторим все вместе «проливной».
Воспитатель: Никита, как такой дождь называют?
Никита: Проливной дождь.
Воспитатель: Полина, как такой дождь называют?
Полина: Такой дождь называют проливной.
Воспитатель: Вытрите руки салфетками. (Воспитатель выводит детей на ковёр)
Воспитатель: (обращается к детям 2 мл. гр.) Малыши, расскажите, как у вас сегодня получился дождь?
Дети: Мы налили воду на губку, отжали её, и получился дождь.
Воспитатель: (обращается к детям ср. гр.) Ребята, одинаковые ли у вас сегодня получались дождики, почему?
Дети: Сначала мы взяли мало воды, и дождик получился слабый, затем взяли много воды, и дождик получился сильный.
Воспитатель: Ваня, какой дождь у тебя получился сначала?
Ваня: Сначала дождь получился слабый.
Воспитатель: Почему дождь получился слабый?
Ваня: Дождь получился слабый, потому что мы добавили мало воды.
Воспитатель: С каким дождём в природе можно сравнить наш дождик?
Ваня: Такой дождь в природе называется, грибной, дождик с солнцем.
Воспитатель: Диана, какой ещё дождь у тебя получился?
Диана: Ещё у меня получился сильный дождь.
Воспитатель: Как у тебя получился сильный дождь?
Диана: Дождь получился сильный, потому что я добавила много воды.
Воспитатель: С каким дождём в природе можно сравнить такой дождь?
Диана: Такой дождик в природе называют проливным.
Воспитатель: Слайд 12. Вот так, Снеговичок, всё происходит и в природе: соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождём.
Снеговичок: Вот это да! Это для меня настоящее открытие! Слайд 13. Смотрите, ребята, какая чудесная капелька к нам в гости пришла!
Видео «Капелька чудесная».
Снеговичок: (обращается к детям 2 мл. гр.) Малыши, посмотрите на свои ладошки, не сидит ли там капелька? Полина, покажи свои ладошки. А у Никиты посмотрю ладошки. (Снеговичок смотрит на ладошки детей). А куда она делась?
Дети: Капелька лужицею стала.
Снеговичок: А где мы с вами можем встретить лужи?
Дети: Лужи можно встретить на улице.
Воспитатель: Я предлагаю малышам скорее собраться на прогулку и посмотреть, есть ли на улице лужи, и не там ли наша знакомая капелька, а потом они к нам придут и расскажут (дети 2 мл. гр. уходят) 5 мин
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания. Воспитатель: Ребята, Снеговичок, а мы с вами поищем следы Капельки в группе. Посмотрите, дождик прошёл и оставил на полу капельки. Пройдём по следам дождя. (Дети проходят к мольберту, на котором расположена фотокопия). Весна нам оставила лужи, да не простые, а цветные! А ещё они волшебные! Хотите убедиться, что они волшебные? Я возьму кисточку, обмакну её в волшебную лужицу и аккуратно закрашу лист слева направо. Посмотрите, что у меня проявилось?
Дети: На бумаге появилось солнце.
Снеговичок: Как здорово! Ребята, смотрите, а на столе тоже появились волшебные лужи, теперь мы знаем, для чего они нам нужны.
Дети садятся за столы, на которых приготовлены кисточки, краска в тарелочках, альбомная бумага.
Воспитатель: Выберите любую краску - лужицу, обмакните в неё кисточку и оживите белые картинки, которые лежат перед вами. Закрасьте всю поверхность листа слева направо.
Дети выполняют задание под спокойную музыку. 3 мин
3. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Рефлексия.
Снеговичок: Посмотрите ребята, у вас на листах появляется картинка! Это весна проснулась! Расскажите, у кого какие картинки появились? (цветок, кораблик, солнышко, сосулька, листик, облако и т. д.) Снеговик любуется работами, хвалит детей.
Снеговичок: Ребята, пока ваши работы подсохнут, давайте пройдём по капелькам ещё разок мне так понравилось по ним шагать. (Дети со Снеговичком возвращаются на ковёр)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, смогли мы объяснить Снеговичку, что такое дождь, и какой бывает дождь весной? Давайте ещё раз расскажем, чтобы он не забыл, а ты, Снеговичок, слушай внимательно. (ответы детей)
Снеговик: Мне с вами так интересно было. Я узнал, что такое дождь, вы мне рассказали о приметах весны, я познакомился с новыми играми. Так не хочется уходить, но у вас жарко, и я могу растаять. Пора мне всё - таки собирать вещи и отправляться в путь - дорогу. До свидания, ребята, увидимся следующей зимой! (Снеговичка уносит мл. воспитатель)
Воспитатель: Ребята, я думаю, что наши работы уже подсохли, и мы их можем вывесить на выставку в приёмной. 1 мин