Марина Плескачева
Конспект ООД по познавательному развитию с экспериментальной деятельностью «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по познавательному развитию с экспериментальной деятельностью по теме : «Волшебница вода»
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды.
2. Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности.
4. Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
5. Прививать бережное отношение к воде.
Развивающие :
1. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей.
2. Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.
3. Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов.
2. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды.
3. Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.
Оборудование: проектор, экран, презентация «Путешествие капельки», игра «Кому нужна вода?» (карточки с изображением предметов,, растений, птиц, животных, рыб, насекомых, человека и т. д., капелька со стрелочками); 3 стакана с чистой водой и 1 стакан с молоком для каждого ребенка, мисочки одна с сахаром, другая с речным песком, ложечки, лед, салфетки для каждого ребенка, мяч, по 2 камешка для каждого ребенка, кисточки, краска, стакан с грязной водой, ватный диск, воронка, баночка, капельки – подружки для детей.
Методы и приемы: наблюдение, беседа, эксперимент, анализ и обобщение результатов.
Предшествующая работа: Беседы о воде, её роли в жизни человека. Проведение занятий - экспериментирований с водой. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода». Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др. Чтение художественной литературы. Наблюдение за водой во время прогулок.
Ход:
Организационный момент.
Слайд 1 Ребята, девиз наш сегодня такой:
С голубого ручейка
Начинается река.
А улыбка начинается друг к другу.
А о чем будем сегодня говорить, вы узнаете, если отгадаете загадки:
Бежит, бежит, не выбежит,
Течет, течет, не вытечет.
(вода)
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без …. (воды)
О чем все эти загадки? (о воде)
- Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о ее Величестве Воде.
Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит из воды. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется. Поэтому, воду надо беречь и охранять.
- Ребята, а давайте поговорим, какие свойства воды мы уже знаем?
1. Вода – это что? (Ответы детей - жидкость.)
Слайд 2 Вода имеет собственной формы или нет? (Ответы детей –вода не имеет собственной формы).
Слайд 3,4 У воды есть или нет вкуса и запаха.? (Ответы детей – У воды нет вкуса и нет запаха.
- Молодцы, а сейчас я хочу вам рассказать историю:
Слайд 5 Капелька недавно родилась в сказочной стране Капландии. Однажды на Капландию налетел сильный ураган, поднял Капельку высоко в небо и унес из родного дома.
Слайд 6 Там высоко в небе она встретила Тучку и вместе с другими каплями упала к нам на Землю. Капельке очень грустно от того, что она ничего про себя не знает. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.
слайд 7- Ребята, давайте расскажем Капельке, кому нужна вода.
Я предлагаю поиграть в игру: «Кому нужна вода?»
(Дети рассматривают карточки с изображением предметов, растений, птиц, животных, рыб, насекомых, человека и т. д. Надо определить, кому из них нужна вода и объяснить, для чего. По центру расположено изображение капельки воды и стрелочки, к которым ребенок должен положить необходимый предмет. Например:
Дерево - это растение, которое не может жить без воды, оно погибнет, засохнет.
Рыба - это существа, которые живут в воде, питаются. На суше (земле) рыба жить не сможет, погибнет. И т. д.)
- Ребята, а давайте вспомним, для чего человеку нужна вода?
слайд 8 Игра: «Вода в жизни человека».
- Ребята, а вы знаете, что вода – волшебница. Я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. (Присаживаемся за столы.)
- Ребята, перед вами 2 стаканчика с чистой водой и мисочки. Одна с сахарным песком, другая с речным песком.
- Давайте посмотрим, что станет с сахарным и речным песком, если мы их положим в воду.
- В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде или нет? (Ответы детей -сахарный песок в воде растворился).
- Затем в другой стаканчик положите ложечку речного песка. Растворился речной песок в воде или нет? (Ответы детей -Речной песок в воде не растворился.)
- Проведя сейчас опыты с сахарным и речным песком, с каким же новым свойством воды мы познакомились? (Ответы детей - Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет)
- Правильно, молодцы! В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
-Ребята, подойдите ко мне и закройте глаза (по руке каждого ребенка проводится кусочком льда)
- Что вы почувствовали? (Ответы детей - Холод)
- Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке?
(Ответы детей - чем-то мокрым, холодным, льдом).
- Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.
(Ответы детей - Лед начинает таять. Лед превращается в воду)
- Так что же такое лед? (Ответы детей - Лед – это вода в твердом состоянии)
слайд 9 В каком состоянии может быть вода? (Ответы детей - Вода может быть в жидком и твердом состоянии)
- Молодцы, возьмите салфеточки и протрите руки.
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо- плохо»
- Встаем в круг. Я вам буду бросать мячик и задавать вопрос:
«Вода – это хорошо. Почему?» или «Вода – это плохо. Почему?»
(ХОРОШО -из нее готовят пищу люди, поливают растения, пьют животные, моют посуду. стирают… моются, водяные мельницы измельчают зерно, перевозят груз по морям, рекам, в воде живет рыба, морские животные, дождь убирает пыль с деревьев, с дороги, в фонтане –красиво…
ПЛОХО -может затопить дома, много луж после дождя - грязно, намочишь ноги- заболеешь, нельзя гулять- дождь, появиться ржавчина на металле, гниют деревья, белье намокнет)
- А теперь давайте пройдем в нашу лабораторию и продолжим наши опыты с водой.
- Уберите на поднос не нужные стаканчики, а к себе подвиньте поближе 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком.
- Положите в оба стаканчика по камешку.
- В каком из стаканчиков камешки видны, а в каком нет?
(Ответы детей - В стаканчике с молоком камешка не видно, а в стаканчике с водой камешек виден).
- Как вы думаете, почему? (Ответы детей - В стаканчике с водой камешек виден, потому что вода прозрачная, бесцветная).
- Какой вывод мы можем сделать из этого опыта (Ответы детей - Вода прозрачная, бесцветная)
- Ребята, как вы думаете, вода может поменять свой цвет. Давайте попробуем.
- Возьмите кисточки, опустите ее в краску и перемешайте в воде.
- Изменила вода свой цвет или нет? (Ответы детей - да)
- Какого цвета стала вода у …. ?
- Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? (Ответы детей - Вода может менять свой цвет).
- Ребята, а как вы думаете, изменит вода свой цвет, если положить в нее варенье. Попробуйте это сделать дома, это будет ваше домашнее задание, а завтра вы мне расскажите.
слайд10 - Капелька, что это у тебя?
Капелька (аудиозапись) Надо же! Я испачкалась, когда проплывала мимо завода. Я и вам захватила с собой воды напиться, вот она.
- Ребята, а нам можно пить такую воду пить (Ответы детей - НЕЛЬЗЯ)
Да, нельзя. В такой воде даже рыбы не живут.
Капелька: Что же мне делать? Может вы мне посоветуете?
- Ребята, поможем Капельке очиститься?
- А вы знаете, это можно сделать с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычной салфетки. Если нет салфетки, можно взять марлю или вату.
- Возьмем фильтр, поместим в воронку. Давайте посмотрим, как работает наш фильтр.
- Я очень осторожно буду лить грязную воду в баночку с фильтром.
- Что мы видим? (Ответы детей - вода очищается)
- Аккуратно возьмем фильтр. Посмотрите на воду. Какая она стала? (Ответы детей - Вода стала чистая, прозрачная)
- Куда делась грязь? (Ответы детей - вся грязь осталась на фильтре)
- Я вам показала самый простой способ очистки воды, но всю воду в мире нельзя так очистить. Поэтому воду нужно беречь, не загрязнять водоемы.
- Дети, с какими новыми свойствами воды мы сегодня с вами познакомились?
(Ответы детей - Вода может растворять одни вещества, а другие нет.
Вода прозрачная.
Вода может менять свой цвет.
Вода может быть в жидком и твердом состоянии.
Воду можно очистить с помощью фильтра.)
слайд 11 Капелька: Спасибо вам большое. Я очень рада, что вы так много знаете о воде. Мне пришла пора отправляться дальше в путешествие. А на память я вам дарю своих подружек – капелек. Дружите с ними и берегите их.
- Спасибо, тебе Капелька! До свидания!
- Ребята, а закончить я хочу следующими словами:
В природе путешествует вода.
Она не исчезнет никогда.
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.