Светлана Фомичева
Конспект ООД по познавательному развитию «Елочка-красавица»
▼ Скачать
" ЕЛОЧКА –Красавица".
Конспект ООД по познавательному развитию (экологическому воспитанию) для детей старшей группы
Цель :Познакомить детей с невидимыми нитями природы, показать взаимосвязи в лесу между растениями и животными на примере дерева ель. Воспитывать доброе отношение к ели, желание сохранить зеленую красавицу в лесу перед праздником.
Задачи:
Обучающие.
-Обучать экологической культуре.
- Формировать стремление бережно относиться ко всему живому в лесу.
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию „Елочка-красавица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
- Содействовать умению понимать взаимосвязь всего живого в лесу.
Развивающие.
- Содействовать развитию внимания, памяти, мышления.
- Развивать умение выделять существенные признаки.
- Развивать коммуникативные действия.
Воспитывающие.
- Воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказ взрослого.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, к природе в целом.
Форма - групповая
Оборудование: музыкальное сопровождение, фланелеграф, силуэты ели, белки, дятла, клеста, мышки, письмо от ели, игрушки Лесовичок, Белочка, Художник, картинки к истории, красивая картина леса с обитателями, елочки зеленого и желтого цвета, магнитная доска.
Ход ООД.
1 Вступительная часть.
Воспитатель: Ребята, у вас сегодня хорошее настроение?
Давайте ласково посмотрим друг на друга, улыбнемся и возьмемся за руки.
Художественное слово
Собрались все дети в круг, Я - твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнёмся.
Посмотрю на ваши лица, С кем бы мне повеселиться.
2. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Ответы детей: зима.
Воспитатель: А вы знаете, какой праздник мы отмечаем зимой? Правильно, Новый год. А как принято его отмечать? Что является главным символом Нового года? Конечно, же это елочка. Ой, ребята, по моему к нам кто-то стучится, пойди, Аня, посмотри, кто к нам пришел.
3 Основная часть.
Появляется Лесовичок (игрушка)
Лесовичек: Здравствуйте, ребята, хотите, я расскажу вам сказку о нашей лесной красавице?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, чтобы лучше понять историю Лесовичка, не хотите ли отправиться в путешествие в сказочный лес?
Ответы детей: конечно, хотим.
Воспитатель: Тогда в путь, по волшебной дорожке.
(Звучит волшебная музыка, ребята по волшебной дорожке отправляются в волшебный лес)
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
(Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
(Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим, до лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.
(Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем. Дальше мы пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: Вот теперь послушайте сказку.
Сказка Лесовичка о том, как однажды его знакомый художник хотел нарисовать лес. (В-ль сопровождает историю иллюстрациями по тексту.)
«Грустная история, которая к счастью не произошла».
Однажды Художник решил нарисовать лес, взял он кисти, краски и нарисовал деревья, а в уголке маленького Старичка-Лесовичка, ведь какой же лес без него. Нарисовал и ушел по своим делам, а когда вернулся, то увидел, что лес у него завял, удивился художник и опять взял кисти и краски и нарисовал деревья, и вдруг услышал шепот Старичка-Лесовичка: нарисуй ягоды и грибы, в лесу всегда есть ягоды и грибы. Нарисовал Художник ягоды и грибы, отложил кисти и краски и ушел, а когда вернулся, увидел, что лес опять завял. Погоревал-погоревал Художник и начал опять рисовать, а Старичок-Лесовичок опять шепчет: нарисуй букашек и бабочек, в лесу много насекомых. Согласился Художник и нарисовал разных насекомых, отложил краски и кисти и ушел, а когда вернулся- очень испугался: его лес на картине не завял, а почернел, а Старичок-Лесовичок забрался на самый краешек картины, так ему было страшно. Оказывается, насекомые съели весь лес, потому что Художник забыл нарисовать птиц. Вздохнул Художник, снова взял краски и кисти и начал рисовать, он рисовал очень долго, старался ничего не забыть, а Старичок-Лесовичок подсказывал, что в лесу еще есть змеи и лягушки, ежики и зайцы и много, много других зверей. Три дня рисовал Художник.
Хотите посмотреть, какая у него получилась картина леса. Закрывайте глазки.
В-ль разворачивает картину и показывает детям.
2. В лесу много разных растений, но сегодня мы познакомимся поближе с вот каким деревом, отгадайте загадку:
- Что же это за девица? Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама ни шьет, а в иголках круглый год! (ель).
Воспитатель: Правильно, ребята, это дерево-ель. Есть ли у елочки листочки? Ответы детей. У нее хвоинки, иголочки.
- Когда в лесу растут одни ели, лес называют хвойным.
- Хвойный лес шумит, когда в него забирается ветер, а лиственный лес шелестит своей листвой.
- Есть ли у ели друзья животные? Кто они, отгадайте загадки.
• Она сушит сыроежки, лапкой с ветки рвет орешки.
Все запасы в кладовой пригодятся ей зимой. (белка)
• Угадайте, что за шапка меха целая охапка,
Шапка бегает в лесу, у кустов грызет кору. (заяц)
• Живет в норке, грызет корки.
Маленькие ножки, боится кошки. (мышь)
• У этой птицы клюв особый,
На инструмент похож ведь он.
Любит птица шишки клевать
И птенцов зимой не боится потерять. (клест)
• Я по дереву стучу и жука добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой, все равно он будет мой. (дятел).
3. На примере ели показать связь с животными: белка, дятел, клест кормятся еловыми шишками, и разносят семена ели, мышка находит на снегу оставшиеся шишки и тоже питается ими, заяц прячется под густыми еловыми ветками.
4. Игра "Чьи следы?" : дети рассматривают следы зверей и узнают, кто прибегал к елке.
(предлагаются предметные картинки со следами животных и птиц).
Воспитатель: Ребята, славно мы трудились, размяться не хотите?
Физминутка Елка
Горит огнями елочка, (сжимают и разжимают кисти рук)
Под нею тени синие, (поднимаем руки вверх)
Колючие иголочки (напрягают пальцы рук)
Как будто в белом инее (опускаем через стороны, вниз)
Огни на елке яркие (круговые движения кистей)
Повсюду зажигаются. (наклоны вправо, влево)
Во всех домах (руками показывают окна)
По всей стране ребята улыбаются (ходьба на месте, улыбка)
Воспитатель: Ребята, хотите, я расскажу вам о путешествии маленького семечка?
Ответы детей: конечно хотим.
5. "Путешествие маленького семечка".
У большой взрослой ели созрели шишки. Проворные белки решили ими полакомиться, они сорвали несколько и утянули себе в дупло, но одна шишка выпала из лап и полетела на землю, да так удачно, что приземлилась на колючую спинку ежика. Ежик помчался со всех ног подальше оттуда. Но его добычу перехватил клест, он клювом стянул шишку и улетел далеко от тех мест., но подул ветер, и семечко упало на землю. Пролился теплый дождик, светило ласково солнышко, ему было тепло и уютно. И вот спустя некоторое время на полянке выросло молодое, пушистое деревце, дитя той взрослой красавицы-ели.
Воспитатель: Вот видите, ребята, какой длинный и трудный путь проделало маленькое семечко, прежде чем стать большой лесной красавицей. Нужно беречь и охранять ели, не рубить их на праздник, а пользоваться искусственными или сделать самим.
(Сюрпризный момент)
6. Стук в дверь, появляется игрушка белки с письмом в лапах)
Вот, ребята, белки принесли нам в садик Письмо от ели всем взрослым под новый год. Хотите, прочитаю вам?
«Уважаемые взрослые, умоляем просто Вас,
Вы нас не рубите, вы нас не губите.
Мы ведь тоже жить хотим, человеку не вредим.
Как же все наши соседи, птицы, белки и медведи,
Будут жить в лесной глуши без красавицы-души?
Белка –шишек не найдет, зайка кору не сдерет,
Птицы будут без гнезда, как же жить им всем тогда?»
7. Обсуждение проблемной ситуации:
Как быть, как правильно поступить, елка на праздник нужна детям и живую рубить нельзя в лесу. (выслушать ответы детей)
3 Заключительная часть.
(Звучит волшебная музыка, ребята по волшебной дорожке возвращаются в группу)
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
(Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
(Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим, до лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.
(Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: Ну вот мы снова дома, в детском саду.
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и побывали в волшебном лесу, нарисованном Художником, познакомились с лесными обитателями, получили письмо от елочки. Что нового вы узнали? Чем понравилось наше путешествие? О чем бы вы рассказали своим друзьям? А давайте вспомним, какие животные и птицы дружат с елочкой?
Ответы детей.
В заключении можно прочитать детям стихотворение :
Мне елку купили, мне елку купили, ее на опушке в лесу не рубили,
А сделали елку на добром заводе, хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите, скорей поглядите на елку мою из серебряных нитей.
Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,
Задень, и она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая, стоит, на опушке макушкой кивая.
Кому? Никому, просто ветру, метели, соседке живой, не спиленной ели.
Скажите, ребята, можно ли рубить елочки?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, нельзя, а хотите, мы с вами сами сделаем различные елочки?
Ответы детей: да, конечно.
4 Рефлексия
Воспитатель: Хорошо, но мы их сделаем не сейчас, а позже, согласны? Если вам понравилось наше путешествие, возьмите зелененькие елочки, а если было скучно, то желтые, завявшие после праздника и повесьте на нашу магнитную доску. (Дети выбирают и вешают елочки)