Алиса Баранова
Конспект ООД по познавательной области «Перелетные и зимующие птицы»
Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие»
Тема: «Перелетные и зимующие птицы»
Старший возраст
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Расширить представление детей о перелетных птицах.
2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.
Развивающие задачи:
Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание.
Публикация «Конспект ООД по познавательной области „Перелетные и зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, желание проявить заботу о них.
Активизация словаря: перелетные, зимующие.
Предварительная работа:
Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры; дидактические игры: «Чье гнездо», «Кто лишний».
Материал к занятию:
Проектор, экран, презентация «Перелетные птицы» картинки с изображением перелетных птиц и их силуэты, мнемотаблицы.
Ход НОД:
Организационный момент.
Воспитатель: Посмотрите ребята, сколько сегодня пришло к нам гостей, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
«Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»
Воспитатель: Кто принес письмо? Особа всем известная, она крикунья местная (ворона). Поможем расколдовать птиц? Думаю, что наши знания и умения нам помогут. А сейчас, я предлагаю вам, садиться на стульчики.
Беседа «Перелетные птицы»
• Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (Перелетные.)
• А птиц, которые остаются с нами? (Зимующие.)
• В какое время года птиц больше? (Летом.)
• Почему? (И зимующие, и перелетные.)
• Каких птиц заколдовала ведьма, кто не вернулся с юга? (Перелетные.)
• В какое время года они возвращаются? (Весной.)
Но есть птицы, которые прилетают к нам зимовать. (Снегири)
Пришло время расколдовать наших птиц, которые к нам прилетают весной? Тогда отгадайте загадки.
Есть на дереве дворец.
Во дворце живет певец. (Скворец.)
Черный, проворный
Кричит «Крак!»
Червякам враг. (Грач.)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели? (Соловей.)
Прилетели к нам с теплом,
Путь проделав длинный
Лепит домик под окном
Из песка и глины. (Ласточка.)
Жить чужим птенцам мешают,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
Счет годам ведут (Кукушки.)
Воспитатель: как одним словом можно назвать всех этих птиц? (Перелетные.)
Воспитатель: молодцы!
Воспитатель: ребята, я вам предлагаю поиграть в интересную игру.
Сейчас я буду называть перелетных и зимующих (оседлых) птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.
(Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля.)
Воспитатель: А сейчас предлагаю рассказать о птицах.
Слайд шоу на экране. Воспитатель спрашивает, у кого на рисунке изображена данная птица. И тот ребенок рассказывает про нее.
Дети: составляют три - четыре рассказа по картинкам.
«Грач – большая черная птица с белым клювом. У него есть голова, туловище, крылья, хвост, лапки. Тело покрыто перьями. Весной грач прилетает из теплых стран. Вьет гнездо и высаживает птенцов. Питается насекомыми и семенами. Осенью улетают теплые края.
«Ласточка – небольшая птичка. Спина – черная, а грудка розовая с белым. У него есть клюв, голова, туловище, перья, хвост и лапки. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Ласточка – перелетная птица.»
«Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. У него есть клюв, голова, крылья, туловище и лапки. Питается червяками, гусеницами. Скворец – перелетная птица.»
Физкультминутка: про птиц
«Соловей – маленькая птичка с тонкими высокими ножками. Оперение коричневое, желтое. У него есть: голова, крылья, туловище, клюв. Питается мелкими насекомыми. Жаворонок – перелетная птица».
«Утка-водоплавающая птица которая живет в водоёмах, внешность их довольно разнообразна, но имеются и общие черты, характерные для всех утиных. Тело имеет обтекаемую форму, лапы снабжены плавательными перепонками, шея средней длины, голова небольшая – все эти особенности позволяют птице хорошо плавать и нырять, а также доставать корм из воды. Клюв у уток тоже особенный – он уплощенный и с плавно закругленным концом»
«Снегирь- это особенная птица, она прилетает к нам зимовать. относится к небольшим птичкам, по размеру она чуть крупнее воробья. Вес снегиря составляет приблизительно 30-35 граммов, но в тоже время телосложение у него достаточно плотное и крепкое. Длина тела обычного снегиря около 18 сантиметров, а размах крыльев доходит до 30 сантиметров.
Как вы думаете помогли мы пернатым друзьям? (Ответы детей.)
Итоги:
Воспитатель: ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких перелетных птицах вы узнали?
- А какие птицы остаются зимовать?
- А какие прилетают к нам зимовать?
- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
Перелетные – зимующие (оседлые)
А вы знаете голоса птиц? Закрывайте глаза, и слушайте… Что это за птица поет?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!