Ирина Жилиховская
Конспект ООД по пластилинографии «Первоцветы»
Задачи:
- Обучать детей создавать лепную композицию (первоцветы, используя нетрадиционную технику лепки – пластилинографию, передавать характерные особенности строения и окраски цветка на картонной заготовке.
- Вызвать интерес к пробуждающейся весенней природе, познакомить с весенними изменениями, дать представления о первоцветах
- Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином, приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание.
- Развивать мелкую моторику, чувство композиции.
- Активизация активного словаря существительными и прилагательными.
Публикация «Конспект ООД по пластилинографии „Первоцветы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
-Упражнять в количественном счете.
-Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал и оборудование: плотный картон, набор пластилина, стека, доска для лепки, салфетки для рук.
Закрепление словаря: проталины, первоцветы, вестник весны.
Ход занятия:
Воспитатель: Ранней весной на открытых местах, на проталинках, где снег успел растаять, появляются первые цветы. Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте угадать, как они называются.
-Первый вылез из темницы на проталинках
Он мороза не боится хоть и маленький
Дети: - (первоцветы)
Воспитатель: Кто-нибудь из вас знает, почему они так называются?
Дети: - (ответы детей)
Предлагаю Вам отгадать загадки:
1. Ручейки бегут быстрее, светит солнышко теплее. Баба снежная грустна — В гости к нам идет. (весна)
2. Вдоль дорожек без труда мчится талая вода. Снег от солнечных лучей превращается в. (ручей)
3. Осенью летели к югу, чтоб не встретить злую вьюгу. А весной снежок растаял, и вернулись наши стаи! (Перелетные птицы)
4. Пробиваюсь я в апреле - Все поля позеленели! Покрываю, как ковер, Поле, луг и школьный двор. (Трава)
5. Он растет красивый, нежный, голубой иль белоснежный. Даже раньше расцветает, чем на речке лед растает. Распустился точно в срок первый мартовский цветок. (Подснежник)
Воспитатель: - Молодцы мои ребятки, отгадали все загадки! А сейчас я хочу рассказать вам сказку о подснежнике, и вы узнаете, почему его так называют.
Отрывок из сказки Г. Х. Андерсена «Подснежник»
Завывал зимний ветер, а в домике было хорошо, уютно. В этом домике укрылся цветок. Он укрылся в своей луковице под землей и снегом. Потом выпал дождь. Капли проникли сквозь снежный покров в землю к цветочной луковице и сообщили ей о белом свете, что над нею. Скоро пробрался туда и солнечный луч, такой тонкий, сверлящий; он пробуравил снег и землю и слегка постучался в луковицу.
— Войдите! — сказал цветок.
— Не могу! — ответил луч. — Я еще слаб, и мне не раскрыть луковицы! А вот к лету я соберусь с силами!
— А когда будет лето? — спросил цветок и спрашивал то же самое у каждого нового гостя — солнечного луча. Но до лета было еще долго; снег еще не весь стаял, и лужицы каждую ночь затягивало льдом.
— Как это долго тянется! — говорил цветок. — А мне просто не сидится на месте! Хочется потянуться, вытянуться, раскрыться, выйти на волю, повидаться с летом! То-то блаженное времечко!
И цветок потянулся в своей тонкой скорлупке, размягченной водою, согретой снегом и землею, пронизанной солнечными лучами. Скоро из земли, под снегом, пробился зеленый стебелек со светло-зеленым бутоном, окруженным, словно ширмочкой, узенькими, толстенькими листками. Снег был еще холодный, но весь залит лучами солнца, — он был уже настолько рыхл, что им легко было пробиться сквозь него, да и сами они стали теперь сильнее.
— Добро пожаловать! Добро пожаловать! — запели они, и цветок выглянул из-под снега. Солнечные лучи ласкали и целовали малютку, так что белоснежная с зелеными жилками чашечка его совсем раскрылась. Радостно и скромно склонил он головку.
— Милый цветочек! — пели солнечные лучи. — Как ты свеж и нежен! Ты первый, единственный! Ты наше возлюбленное дитя! Ты возвещаешь лето, чудное лето! Скоро весь снег растает, холодные ветры унесутся прочь! Царствовать будем мы! Все зазеленеет! И у тебя появятся подружки: зацветут сирень и желтая акация, а потом розы, но ты все-таки первый, такой нежный, прозрачный!
Вот была радость! Казалось, самый воздух пел и звучал, солнечные лучи проникали в самые лепестки и стебелек цветка. И он стоял, такой нежный, хрупкий и в то же время полный сил, в пышном расцвете юной красоты, такой нарядный в своем белом платьице, с зелеными ленточками, и славил лето. Но до лета было еще долго; облака закрыли солнышко, подули холодные, резкие ветры.
— Рановато ты появился! — сказали они цветку. — Сила еще на нашей стороне! Постой, мы зададим тебе! Сидеть бы тебе да сидеть в тепле, а не торопиться франтить на солнышке — не пришло еще время!
Холод так и щипал. Дни шли за днями, а не показывалось ни единого солнечного луча. Нежному цветочку хоть замерзнуть было впору. Но он был сильнее, чем подозревал сам; его укрепляла радостная вера в обещанное лето. Оно должно было скоро прийти! Недаром же о нем возвестили солнечные лучи. Цветок твердо верил их обещанию и терпеливо стоял на белом снегу в своем белом наряде, склоняя головку под тяжелыми, густыми хлопьями снега; вокруг него бушевали холодные ветры.
— Ты сломишься! — говорили они. — Завянешь, замерзнешь! Что тебе надо было тут? Зачем ты дал себя выманить? Солнечный луч обманул тебя! Вот и поделом тебе теперь! Эх ты, подснежник!
— Подснежник! — прозвучало в холодном утреннем воздухе.
—Подснежник! — ликовали дети, выбежавшие в сад. — Вот тут растет один, такой миленький, прелестный, первый, единственный!
И слова эти пригрели цветок, словно солнечные лучи.
Воспитатель: Теперь вы знаете, почему его называют подснежником – расти он начинает под снегом и появляется ранней весной, не боится ни холода, ни морозов, ни сильного ветра. Вместе с подснежником появляются и первоцветы. Кто увидит голубые, желтые, фиолетовые цветы, понимает, что весна пришла! А летом эти цветы опять спрячутся в своей луковке, что находится в земле, будут в ней отдыхать и набираться сил, чтобы перезимовать зиму и пораньше проснуться раннею весной.
Воспитатель: Первые нежные цветы привлекают внимание, всех кто их видит. Люди собирают первоцветы в букеты, не думая о том, что в неволе без своей луковицы – домика они долго не проживут. Ребята, так хочется, чтобы нас тоже радовали эти цветы дома и в садике, но совсем не хочется губить их. А как вы думаете, что можно сделать, что бы первые, нежные цветы и у нас распустились и порадовали нас своей красотой? Но так, чтобы их не губить.
Дети: - (Ответы детей)
Воспитатель: - Какие вы молодцы, как хорошо придумали. Действительно можно сфотографировать, нарисовать, или даже вылепить из пластилина. И у нас будут свои собственные первоцветы которые не завянут. А давайте, сегодня, мы с вами сделаем картину – миниатюру и вылепим их из пластилина.
Воспитатель: Ребята, рассмотрим эти цветы. Какие они?
Дети: - (ответы детей) (тонкий стебелек, цветные овальные лепестки – закрытые в бутон или полураскрытые в форме чашки, удлиненные листья нежно-зеленого цвета).
После этого воспитатель предлагает детям самим подумать, как можно слепить первоцвет, чтобы он был похож на натуральный цветок.
Физкультминутка:
Наши нежные цветочки
Открывают лепестки.
На ветру качаются,
Друг другу улыбаются.
Ты дружок их не бери,
Нежных цветов не губи.
Воспитатель: - Ребята, а почему в этом стихотворении автор просит нас не губить цветы? Подснежники очень редкие цветы. С каждым годом их становится все меньше и меньше. Есть такая книга, называется она «Красная», в ней записаны все редкие растения и животные. Вот и наш подснежник тоже записан в Красную книгу. Давайте беречь редкие растения! Практическая часть:
1. Стебельки. В начале работы скатать три тонкие длинные колбаски из пластилина зеленого цвета и закрепить их на основе, наметив будущую композицию (стебельки можно расположить прямо, могут быть разной высоты, с наклоненной верхней частью).
2. Листики. Листики у первоцветов двух видов : крупные удлиненные, расположенные у основания стеблей, и мелкие – в верхней части стебля.
Крупные листья. Скатать длинную толстую колбаску зеленного цвета, стекой разделить их на три части, каждую поочередно пальчиками сплющить, заострить с обеих сторон, затем расположить листья в нижней части стеблей, расплющить, закрепить на основе.
3. Мелкие листочки. Выполняют по тому же принципу, что и крупные листья, только меньшего размера. Готовые листья расположить в верхней части стебельков и слегка прижать к основе, сильно не расплющивая их.
4. Цветы. Вначале скатать горошину из пластилина зеленого цвета и расплющить ее на конце верхней части стебля; получится часть растения, которое называется чашелистиком, который соединяет цветок и стебель.
Далее приступить к изготовлению лепестков: скатать колбаску цветного цвета, разделить стекой на три части, каждую заострить с концов, как у листиков. Выложить из готовых лепестков цветок следующим образом: два лепестка соединить кончиком у чашелистика, а верхние кончики наклонить вправо и влево, третий лепесток расположить между первыми двумя по центру и слегка прижать к основе, сильно не расплющивая.
Итог занятия:
Воспитатель: - Ребята, а давайте мы с вами сделаем выставку ваших работ? - - (Дети крепят свои картины, любуются.)
Воспитатель: - Мне очень нравится наша выставка! Как много цветов у нас получилось, а давайте их посчитаем.
- (Дети считают первоцветы : один первоцвет, два первоцвета, три первоцвета и т. д.).
Воспитатель: - Теперь первоцветы будут радовать нас круглый год. А вы сможете не только рассказать о цветах, которые первыми появляются после долгой зимы, но и показать, как они выглядят!