Эльвира Белова
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:систематизировать представления детей старшей группы о животных леса (сезонных изменениях в жизни, потребностях в пище, жилище, защите от врагов); обогащать и активизировать словарь по теме; развивать познавательную активность, умение участвовать в беседе; воспитывать доброжелательное заботливое отношение к животным.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением диких животных и беседа по ним; чтение произведений художественной литературы о жизни диких животных; дидактические игры: «Чьи следы», «Найди корм животному», «Найди дом».
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в старшей группе „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
Материал и оборудование: имитация зимнего леса в музыкальном зале; слайды с изображением зимнего леса и диких животных; аудиозаписи (голос лесовика, вой волка); игрушки (лесовик, лиса, заяц, волк, белка, медведь); снежинки (из салфеток на нитке); следы зайца (из бумаги).
Ход занятия.
Дети стоят полукругом около воспитателя.
Воспитатель: Здравствуйте, я очень рада нашей встрече, ребята. Хочу улыбнуться и передать вам своё хорошее настроение, а вы передайте его друг другу. (Дети улыбаются друг другу). Молодцы! А теперь, послушайте, я буду загадывать загадки, а вы попробуйте их отгадать.
Воспитатель читает загадки:
Летом сер, зимою бел,
По характеру несмел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку. (Заяц)
У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост —
Я коварна и хитра.
Глубоко моя нора. (Лиса)
Кто зимой холодной, Ходит злой, голодный? (Волк)
Кто на ветке шишки грыз, И бросал объедки вниз? Кто по елкам ловко скачет, И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка)
Хозяин лесной, Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки. А как вы думаете, о ком эти загадки?
Дети: Эти загадки о животных.
Воспитатель: Правильно, эти загадки о животных. А где живут эти животные?
Дети: Эти животные живут в лесу.
Воспитатель: Молодцы! Да, эти животные живут в лесу. А, чтобы с ними встретиться, посмотреть, где они живут и чем питаются зимой, я приглашаю вас на прогулку в зимний лес. Сейчас, я дам вам волшебные снежинки, которые перенесут нас в лес.
Воспитатель раздаёт детям снежинки.
Воспитатель: Ребята, давайте скажем вместе со мной волшебные слова, подуем на снежинки и закроем глаза.
Дети вместе с воспитателем произносят слова: Раз, два, три! Снежинка в лес меня неси!
Дети открывают глаза, звучит сказочная музыка, на экране появляется изображение зимнего леса.
Воспитатель: Ну вот, мы с вами уже в лесу. Как здесь тихо и красиво. Ребята, посмотрите, нас кто-то встречает. Давайте, подойдём поближе, поздороваемся.
Дети вместе с воспитателем подходят к пеньку, на котором сидит лесовик (игрушка, здороваются с ним.
Лесовик (аудиозапись) : Здравствуйте! Я лесовик – хозяин леса. Вы зачем пришли в мой лес?
Воспитатель: Мы с ребятами пришли погулять по лесу, на зверей посмотреть.
Лесовик (аудиозапись) : Ну, хорошо! Я вас провожу, чтобы не заблудились. Только надо вести себя тихо, не шуметь, не ломать веток, а то всех зверей испугаете.
Лесовик обращает внимание детей на следы.
Лесовик (аудиозапись) : Ребята, посмотрите, чьи-то следы на снегу. Пойдём по следам и увидим, куда они нас приведут.
Дети вместе с воспитателем идут по следам за лесовиком, подходят к кусту, под которым находят игрушку зайца. На экране появляется слайд с изображением зайца.
Воспитатель: Кто это, ребята?
Дети: Это заяц.
Воспитатель: Правильно, это заяц. Как он приготовился к зиме?
Дети: С наступлением холодов зайцы меняют серую шубку на белую.
Воспитатель: Да, и теперь его непросто будет заметить врагам. Как заяц живёт зимой?
Дети: У него нет отдельной норки. Заяц спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб. Питается корой деревьев, засохшей травой, тонкими веточками.
Лесовик обращает внимание детей на скорлупу от орехов под ёлкой, предлагает подойти поближе, посмотреть, кто её разбросал. Дети подходят к ёлке и находят игрушку белку. На экране появляется слайд с изображением белки.
Воспитатель: Кто это, ребята?
Дети: Это белка.
Воспитатель: Да, это белка.
Давайте, расскажем о ней, как она живёт зимой?
Ответы детей: Белка живёт в дупле. Свой дом она застилает ветками и мхом. Белка ловко прыгает по деревьям, ей помогает её пушистый хвост. Она также укрывается им когда спит. Зимой белка меняет рыжую шубку на серую, более тёплую. В такой шубке белку не видно среди деревьев, что помогает ей прятаться от врагов. На зиму белка делает запасы из орехов, желудей и грибов.
Воспитатель: Правильно, белка — запасливая хозяйка, добытую к зиме пищу высушивает и складывает в дупло. В сильный мороз белки могут прибежать к птичьей кормушке и полакомиться кормом птиц.
Лесовик предлагает отправиться дальше и обращает внимание детей на хвост, торчащий из норы. На экране появляется слайд с изображением лисы.
Воспитатель: Ребята, чей это хвост выглядывает из норы?
Дети: Лисы.
Воспитатель: Почему мы не заметили её следов?
Дети: Потому что она их хвостом заметает.
Воспитатель: Правильно, лисьи следы увидеть нелегко. Недаром её называют «лисица - хитрица». Чем питается зимой лиса?
Дети: Лиса охотится на мышей, зайцев.
Воспитатель: Правильно. Лиса и зимой рыжая, потому что ей не от кого прятаться, она сама хищник. Зимой не спит, от зимней стужи может спрятаться в норе.
Слышится аудиозапись воя волка. На экране появляется слайд с изображением волка.
Воспитатель: Кто это воет?
Дети: Волк.
Воспитатель: Ребята, как волк готовится к зиме?
Дети: С приближением холодов его шерсть становится более длинной и пушистой.
Воспитатель: Как называется жилище волка?
Дети: Логово.
Воспитатель: Как охотятся волки?
Дети: Волки охотятся на крупных животных: оленей, лосей.
Воспитатель: Как вы думаете, что помогает охотиться волкам?
Дети: Длинные сильные ноги, они долго могут бежать за добычей.
Воспитатель: Недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются.
Лесовик (аудиозапись) : Вот, ребята, вы и познакомились с моими жителями. Пора нам возвращаться обратно.
Дети вместе с воспитателем идут за лесовиком и находят большой сугроб, подходят к нему. На экране появляется слайд с изображением медведя.
Воспитатель: Ребята, послушайте, там кто-то есть. Как вы думаете, кто это?
Дети: Это медведь.
Воспитатель: Верно. Это медведь. Давайте, расскажем, как живёт медведь зимой.
Ответы детей: Зимой медведь спит в своей берлоге – это его дом. Он делает её из веток, мха и шишек и спит до весны. Осенью медведь много ест, запасает жир на зиму. От холода его также спасает тёплый, густой мех.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы всё правильно рассказали.
Лесовик (аудиозапись) : Ребята, давайте пойдём дальше, а то вдруг ещё разбудим спящего мишку.
Дети вместе с воспитателем идут за лесовиком и возвращаются к пеньку.
Воспитатель: Как говорится, в гостях хорошо, а дома лучше. Не пора ли нам возвращаться в детский сад?
Лесовик (аудиозапись) : Я вижу вы, хорошие ребята, и поэтому я всегда буду рад видеть вас у себя в гостях. До свидания!
Дети прощаются с лесовиком.
Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка по лесу. Сейчас мы возьмём наши снежинки, скажем волшебные слова, вернёмся в детский сад.
Дети вместе с воспитателем говорят слова: Раз, два, три! Снежинка в детский сад меня неси.
Воспитатель: Вот и вернулись. Ребята, вам понравилась наша прогулка?
Дети: Да. Каких зверей мы ещё могли встретить в лесу, вы узнаете, отгадав загадки.
Воспитатель: Каких животных мы с вами встретили?
Дети: Зайца, белку, лису, волка, медведя.
Воспитатель: Ребята, как можно назвать всех этих животных?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Почему их называют дикими?
Дети: Этих животных называют дикими, потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу.
Воспитатель: Ребята, а каких ещё диких животных вы знаете?
Дети: Лось, ёж, кабан.
Воспитатель: Да, всё верно. Жизнь зимой у лесных жителей очень сложная, поэтому они и меняют цвет шерсти, впадают в спячку, утепляют свои жилища. Всё в природе взаимосвязано и подчиняется своим законам. А вы, ребята молодцы, все очень старались и хорошо вели себя в лесу. За это лесовик подарил вам лесные орешки. Угощайтесь ребята!