Папки-передвижки

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» в средней группе

Селивёрстова Наталья Васильевна
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках перелётных птиц.

Задачи:

Образовательные: расширить представление о перелетных птицах, развивать умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни перелетных птиц.

Развивающие: развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание; развивать интерес детей, любознательность, познавательную активность.

Воспитательные: воспитывать чувство доброты и любви к живой природе, уважительное и бережное отношение к ней, окружающему нас миру.

Материал и оборудование: фонограмма с шумом леса и пением птиц; изображения ласточки, скворца, грача, соловья, аиста, кукушки; набор картинок для игры «Собери разрезную картинку»; фонограмма голосов птиц, на каждого ребенка – набор птиц для игры, птичье перо, стакан с водой, пипетка, кисточка, салфетка, тарелочка с подсолнечным маслом.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на участке во время прогулки; отгадывание загадок о птицах; разучивание стихов по данной тематики; прослушивание аудиозаписи голосов птиц; рассматривание иллюстраций «Осень», «Птицы»; проведение подвижных игр, дидактических игр.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Листья осенью облетают,

Высыхает трава на болотах,

Собираются птицы в стаи

И уже готовы к отлету.

И, прощаясь с родными местами,

С золотыми березками, ивами,

Долго кружат они над лесами,

Над крутыми речными обрывами.

Ребята, давайте мы с вами послушаем звукозапись. Что вы, слышите? (ответы детей). А как вы догадались, что это лес? Чьи голоса вы услышали в лесу? (ответы детей). Давайте вспомним еще раз и назовем какое у нас сейчас время года. (ответы детей). Правильно. А что у нас происходит осенью? (ответы детей).

Включается аудиозапись голоса вороны.

-Что за шум? Педагог выходит в приемную, надевает на руку перчаточную куклу вороны Каркуши.

Каркуша: «Я ворона Каркуша, я летала по лесам, побывала тут и там, новость слышала в лесу. На хвосте её несу. Говорят, у нас в лесу птицы рассорились, не знают когда и кому из них улетать в теплые края. Помогите, ребята разобраться».

Воспитатель: Ребята, поможем Каркуше?

2. Основная часть.

Слайд1

Я предлагаю вам прогуляться по осеннему лесу и познакомиться с перелетными птицами.

Скажите, пожалуйста, почему они так называются «перелетные птицы»?

Птицы, которые питаются насекомыми или ищут корм около воды, зимой этого делать не могут. Без корма птицы не смогут выжить. Давайте с вами подумаем, как же птицы могут решить эту проблему. (ответы детей).

Правильно. Птицы собираются в стаи и летят в … (ответы детей).

А весной возвращаются на Родину, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Вот почему их называют перелетными. В отличие от зимующих, которые остаются зимовать, эти птицы перелетают в теплые края и обратно. Я приготовила вам рассказ о перелетных птицах.

Слайд 2.

На экране слайд с изображением грача.

Воспитатель : Отгадайте загадку.

Всех прилетных птиц черней

Чистит пашню от червей.

Взад – вперед по пашне вскачь,

А зовется птица (грач)

«Ребята, грач – крупная птица с черным оперением. Прилет грачей – признак наступившей весны. На ночь грачи устраиваются в ветках деревьев. Эта птица уничтожает очень много вредных насекомых. Давайте послушаем, какие звуки издаёт перелетная птица «грач». Аудиозапись

Слайд 3.

На экране слайд с изображением ласточки.

Воспитатель:

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Строит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

Пока дети рассматривают птиц, воспитатель рассказывает информацию об этих птицах:

«Лапки у ласточек очень маленькие и слабые, им трудно удержать тело. Поэтому ласточки никогда не ходят по земле, они все время в полете. А когда устают, садятся на ветку дерева или провода. Даже пьют ласточки на лету, зачерпывая воду из реки клювом. Как и другие перелетные птицы, ласточки с наступлением холодов улетает на зимовку на юг, в теплые страны. Весной они всегда возвращаются в родные места.

Давайте, послушаем какие звуки издают ласточки. Аудиозапись.

Слайд 4

На экране слайд с изображением кукушки.

Воспитатель читает загадку:

Эта птица никогда

Для птенцов не вьёт гнезда!

Ребята, вы еще не догадались, что это за птица – думаю вам поможет запись ее пения. Послушайте, какие звуки она издаёт. Аудиозапись. (ответы детей).

Конечно, это кукушка.

Пока дети рассматривают птиц, воспитатель рассказывает информацию о кукушках:

«Кукушку трудно увидеть, потому что она старается сесть на самую верхушку дерева. Кукушки никогда не строят себе гнезд и не высиживают птенцов. Свои яйца они подкладывают в гнезда других птиц. Отложив на земле яйцо, кукушка берет его в клюв, и, подлетев незаметно к гнезду какой-нибудь птички, подкладывает яйцо туда пока хозяев «нет дома». Поэтому птенцов кукушки выращивают другие птицы».

Слайд 5

На экране слайд с изображением аиста. Воспитатель читает загадку:

Это старый наш знакомый

Он живет на крыше дома.

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый!

Он летает на охоту

за лягушками к болоту. (аист)

Пока дети рассматривают птиц, воспитатель рассказывает интересную информацию об аистах:

«Люди считают, что если аист поселился на крыше дома – то это к счастью! Поэтому многие специально укрепляют на крыше или высоких столбах колесо от телеги, или что-то, из чего аист может сделать себе гнездо и поселиться рядом с домом. Гнёзда у аистов большие. Весной они всегда возвращаются в те места, где родились. Чинят свое старое гнездо, устраиваются в нем и высиживают новых птенцов – аистят.

Аист не издает никаких голосовых сигналов, а лишь щелкает, стучит своим клювом.

Давайте послушаем, как он это делает».Аудиозапись

Слайд 6

Кто в лесу выводит трели,

На рожке и на свирели?

Знать, опять среди ветвей,

Поселился (соловей)

Пока дети рассматривают птиц, воспитатель рассказывает информацию об этих птицах:

«Пение этой птицы настолько приятно, что даже есть выражение «поет как соловей»! именно так люди говорят о талантливом певце или певице: «Поет, как соловей!» хотя скворец отлично поёт сам, он любит подражать пению других птиц. Давайте послушаем пение этой птицы». Аудиозапись

Слайд 7

На шесте - дворец

Во дворце - певец,

А зовут его (скворец)

Пока дети рассматривают птиц, воспитатель рассказывает интересную информацию о скворцах:

«С давних пор повелось, что прилет скворцов означает приход весны. Скворцы очень любят жить в специально построенных для них домиках – скворечниках. Скворцы уничтожают очень много вредных насекомых, спасают целые сады от гибели. Поэтому люди в благодарность и для того, чтобы привлечь как можно больше скворцов в свой сад готовят для них скворечники. Скворцы -прекрасные певцы! Давайте послушаем пение этих птиц». Аудиозапись.

ФИЗМИНУТКА (Летим на юг)

Ребята, давайте немного разомнемся.

Стая птиц летит на юг, (Дети машут руками, словно крыльями)

Небо синее вокруг.

Чтоб быстрее нам летать, (дети машут руками интенсивнее)

Надо крыльями махать.

В небе ясном солнце светит, (потягивание руками вверх, ноги на носочках)

Космонавт летит в ракете,

А внизу леса, поля – (низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)

Расстилается земля.

Птички начали спускаться, (дети приседают на несколько секунд)

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть.

И опять пора в дорогу, (дети встают и машут руками – «крыльями)

Пролететь нам надо много.

Вот и юг. Ура! Ура! (дети садятся за столы для продолжения занятия)

Приземляться нам пора.

Слай 8

Ребята, рассмотрите внимательно слайд. Назовите части тела птицы и признаки, которые отличают птиц от других животных.

Дети формулируют ответы:

У птицы есть туловище.

• У птицы есть хвост.

• У птицы есть крылья.

• У птицы есть ноги.

• У птицы есть голова и шея.

• У птицы на голове есть глаза.

• У птицы на голове есть клюв.

• Тело птицы покрыто перьями и пухом.

• Птицы появляются из яиц.

Как назвать одним словом птиц, с которыми мы сейчас познакомились? (ответы детей).

Игра «Собери картинку».

Ребята, у нас в конвертах разрезные картинки. Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их. Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки. Расскажите, чьи изображения вы сложили (ответы детей).

Слайд 9

Давайте посчитаем, сколько и каких птиц прилетело к нам из теплых стран.

Дети пересчитывают птиц.

Обращаем внимание на правильное согласование числительного с существительным.

Сколько аистов прилетело?

- Один аист.

Сколько скворцов прилетело?

- Два скворца.

Сколько соловьев прилетело?

- Три соловья.

Сколько кукушек прилетело?

- Четыре кукушки.

Сколько грачей?

- Пять грачей.

Ребята, теперь вы хорошо разбираетесь в перелетных птицах! У вас на столах лежат карточки с изображением птиц. Давайте найдем всех перелетных птиц и обведем их карандашом. Дети выполняют работу.

Ребята, Каркуша, в благодарность за то, что она очень многое узнала, просит вас с ней поиграть.

Дидактическая игра «Где находится птица» (ориентировка на листе).

• Кукушка сидит на березе.

• Грач стоит перед елкой.

• Скворец сидит на ветке дерева.

• Соловей сидит на бревне

• Аист стоит на камне.

• Ласточка летит в небе.

Каркуша: «Ой, ребята, кажется, дождь начинается. Вам нужно спрятаться, а то вы промокните. А мне дождь не страшен».

Воспитатель: Почему, Каркуша?

Каркуша: У птиц перья имеют секрет. Хотите узнать какой? Давайте с вами проведем один опыт. У вас на столах стоят тарелочки, в которых лежит птичье перо, стакан с водой, пипетка. Как вы думаете, что произойдет, если мы капнем водичку на перышко? Предположения детей. Давайте проверим, проведем опыт. Поставьте тарелочку перед собой, возьмите в одну руку пипетку, наберите воды, возьмите в другую руку перышко. Держите перышко над тарелочкой и выдавите водичку из пипетки на перышко. Что происходит? Вода скатывается с пера. Потрогайте перышко руками. Какое оно на ощупь?. (Ответы детей). Как вы думаете почему? Предположения детей.

Воспитатель: Каркуша, открой нам свой секрет.

Каркуша: Перья у птиц не намокают, потому что покрыты тонким слоем жира, благодаря чему они остаются сухими.

Воспитатель: Ребята, давайте убедимся в том, что жир не пропускает воду. Возьмите жир, нанесите на кисть руки, полейте из пипетки водой на руку. Что видите? Правильно, жир не дает воде намочить нашу кожу, водичка скатилась с руки, рука осталась сухой. Что мы узнали из этого опыта? Правильно, жир не пропускает воду. Вот теперь мы знаем почему Каркуша не боится дождя.

Каркуша: «Ребята, мне пора возвращаться в свое гнездо. До свидания, спасибо вам за все». Мы в лесу гуляли, за природой наблюдали. В лесу тихо и спокойно. Но, а нам пора возвращаться в детский сад.

Заключительная часть. Ребята, наше занятие подошло к концу. Где мы с вами побывали? О ком беседовали? С какими птицами познакомились? Как одним словом можно их назвать? Что вам понравилось? Что узнали нового? Не забывайте, что птицы – наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять. Каркуша очень много узнала и в благодарность вам оставила корзину с угощением.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы» Цели: Формирование  экологической культуры у детей; привитие любови к птицам и воспитание бережного отношения к ним. Задачи: 1. Развивать.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней логопедической группе «Водоплавающие птицы»Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней логопедической группе «Водоплавающие птицы» Цель: Формирование представлений о водоплавающих птицах посредством лепки. Задачи: Образовательные: • Закрепить и уточнить знания детей.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему «Зимующие птицы» Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста. На тему: «Зимующие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» в средней группе
Опубликовано: 14 января 2025 в 21:30
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Селивёрстова Наталья Васильевна (УИ 3522331) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД