Алла Гришневская
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в зимний лес к лесовичку» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект оод по ознакомлению с окружающим миром
Программное содержание:
Учить детей мыслить логично, устанавливать причинно - следст-венные отношения между живой и неживой природой, делать правильные умозаключения. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам. Закрепить и расширить знания детей о приспособлении диких животных к изменениям в неживой природе. Доставить детям эстетическое удовольствие через музыкальные и изобразительные средства. Воспитывать гуманное, бережное экологически осознанное отношение к природе, лесу, показать значимость их сохранения. Активизировать словарь за счет слов (мышует, снежный наст, санитар леса, настовички).
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром „Путешествие в зимний лес к лесовичку“ в старшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
Материал: Плакаты зимнего и летнего леса; карточки с изображением птиц. Снежинки с загадками. Карта-схема следов животных. Схема контуров животных. Шапочки волка, лисы, белки, зайца. Угощение зверям, кормушка для птиц.
Предварительная работа: Разучивание индивидуально с детьми стихотворений. Рассматривание иллюстраций книги «В лес по загадки» Н. Сладкова. Рассматривание и беседа с помощью альбома о диких животных на тему «Дикие животные России».
Ход:
В:- Ребята, посмотрите, нам принесли письмо. Интересно, кто его прислал? Хотите узнать? Давайте вместе его прочтем.
-Здесь написан наш адрес. Значит это нам? Давайте прочтем.
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам лесовичек. На весь лес сорока растрещала новость о том, что дети д/с «Подсолнушек» лучше, чем я знают лес и его лесных обитателей. Если это так, то я приглашаю вас в зимний лес. Не откладывайте ни минуты, вас ждет увлекательное путешествие.»
Подпись: Лесовичок.
- Ребята, хотите отправиться зимний лес?
Прежде, чем отправиться, давайте вспомним правила поведения в лесу (дети читают стихотворение).
-Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай!
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
И, почаще вспоминай
С поляны мусор убирать!
Из рогатки не стрелять,
Ты пришел не убивать!
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
-Молодцы, значит, будете их соблюдать. А вдруг мы встретим лесных обитателей, а мы знаем, что зимой в лесу очень голодно зверям. Как вы думаете, что можно взять с собою? Кто поможет нести угощение зверям?
В:- Вы слышите? Начинается метель. Вот она-то и поможет оказаться нам в зимнем лесу (звучит запись метели).
-Вьюги, ветры и метели
Закружите нас скорее
В лес дремучий и густой
Заберите нас с собой!
Дети произносят слова и кружатся вокруг себя.
- Вот мы и на месте. Посмотрите как красиво. Кругом белые сугробы, все укрыто снегом и лишь зеленые елочки стоят. А вот кто-то к нам спешит! (Подлетает ребенок в шапочке сороки)
-Здравствуйте, ребята! (дети отвечают)
-Я - сорока-белобока. Лесовичек прислал меня
У него сейчас дела.
Вы по-лесу погуляйте
Для себя все примечайте
Лесовичка загадки отгадайте!
Ну, а мне уже пора
Поважнее ждут дела, пока!
-До свидания, сорока! Видно и впрямь много дел у нашего лесовика зимой. Нам прийдется разгадать его загадки. В путь!
-Мы шагаем по сугробам
По сугробам крутолобым
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
(останавливаются возле ели)
- Посмотрите, какая красивая елочка, а какие резные снежинки на ней! (Дети снимают снежинки) А снежинки не простые, на них загадки лесные. Отгадаете?
- Говорят, они воришки,
эти серые малышки
И шумливы и драчливы,
Все щебечут:
«Чьи вы? Чьи вы?» (Воробьи)
- Окраской – сероватая
Повадкой – вороватая
Крикунья хриповатая
Известная персона-
Ну, кто она? (Ворона)
-Пациентов простучу-
И от хвори излечу.
Без припарок и лекарства
Я болезнь лишу коварства
Высокие мои больные-
Клены, ели вековые. (Дятел)
- Непоседа птица эта-
Одного с березой цвета.
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
-Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут. (Снегирь)
- Всю ночь летает - мышей добывает,
А станет светло - спать ляжет в дупло. (Сова)
- Молодцы, загадки отгадали, а как одним словом можно назвать всех этих птиц? (зимующая и кочующий снегирь) В последней снежинке спрятались птицы. Каждому достанется по одной. Подумайте и назовите, что это за птица, и какая она (перелётная или зимующая). Если это зимующая птица, то поместим её в зимний лес, а если перелётная – в летний лес. (Дети располагают птиц на плакатах.)
- Справились с заданием, молодцы, а теперь, подумайте, и скажите почему перелетные птицы улетают на юг? ( зимой холодно и нет корма: комаров, лягушек, рыбы, семена)
- А как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают на юг? ( ответы детей: они питаются тем кормом, который можно добыть в лесу: семена, орешки шишек, мерзлые ягоды).
-Да, вы правы, зимой очень тяжело добыть себе корм, не замерзнуть в морозы. А сейчас Даша и Настя прочтут стих о зимующих птицах.
Дети читают стихотворение Аллы Яшиной «Покормите птиц зимой»
-Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их-
Несчесть
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц теп
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
- Спасибо, девочки. А как вы, ребята, помогаете птицам зимой? Ваня с папой изготовили кормушку сами, Давайте повесим здесь кормушку и угостим птиц. Вот с первой загадкой лесовичка вы справились. А теперь в путь.
-Мы шагаем по сугробам
По сугробам крутолобым….
- Вот и пришли. Посмотрите, на какой замечательной поляне мы оказались. Она вся покрыта снегом, и лишь следы лесных зверей видны. Можете отгадать, кто оставил их? (Заяц)
- А как вы догадались?
-Далер, у нас будет зайкой (одеть шапочку ребенку). Здравствуй, зайка!
-Здравствуйте, ребята! Я - заяц, расскажу, как живется мне в лесу.
К зиме, ребята, побелел.
Шубу новую надел.
Очень трудно зимой бывает,
Когда сильный мороз и еды не хватает.
А что вы обо мне знаете?
Вопросы обращает воспитатель к детям:
-Меняет ли цвет шубки заяц и зачем?
-Чем питается заяц зимой? (ветками осины, ивы, корой фруктовых деревьев, сухой травой).
-Где живет заяц? (под кустом, под деревом, норы нет)
-Назовите его врагов (сова, лиса, волк)
- Молодцы, все знаете. А зимой у зайчихи появляются зайчата - настовички. Наст - снег, покрытый коркой льда, вот зайчат и назвали настовичками. Для тебя мы приготовили угощение. Оставайся с нами, а мы будем дальше отгадывать следы. Чьи же эти следы? (белки) Белочкой будет Алиса (одеть шапочку). Здравствуй, белочка!
-Здравствуйте, ребята! Я белка – веселый зверек, по - деревьям скок да скок. А что вы знаете обо мне?
Воспитатель задает вопросы:
-Меняет ли белка цвет своей шубки? Для чего?
-Где живет?
-Спит ли белка зимой? (в сильные морозы)
-Чем питается белка? (орехами, грибами, ягодами, а иногда может съесть мышонка, яйца птиц)
-А есть враги у белки? (куница, сова)
- Белочка, ты такая быстрая, резвая, поиграй с нами, а то ребята уже начинают замерзать.
Физ. минутка (проводит белка) :
-Зарядкой белочке не лень
Заниматься целый день. (поднимание рук вверх, в стороны)
С одной ветки прыгнув смело, (прыжок вверх)
На сучке она присела. (приседание)
Вверх подпрыгнула потом, (выпрыгивание из положения сидя)
Покружилась над дуплом. (кружение вокруг себя)
Вверх- вниз целый день (прыжки на месте)
прыгать белочке не лень.
-Спасибо, белочка за игру. Мы для тебя принесли угощение. Ребята, чем угостим ее? Оставайся с нами разгадывать следы зверей. А это чьи следы? (волка)
А волком, у нас будет Кирилл. (одеть шапочку волка)
-А сейчас я расскажу,
Как зимую я в лесу.
Зимой я очень злой,
Замерзший, голодный, худой.
В одиночку не хожу
С волками в стае я брожу.
Лучше нам не попадаться
Надо нас остерегаться
- Чтобы ты не был голодным мы приготовили тебе угощение.
Вопросы детям:
-Почему волка называют хищником?
-Как вы понимаете выражение «волки-санитары леса»?
Оставайся волк с нами, разгадывать следы зверей. Чьи это следы? (лисы) Лисой будет Маша.
-Я зимы не боюсь
В шубу рыжую ряжусь
Мало кто знает,
Но и мне зимой трудно бывает.
- А мы много про тебя знаем и сейчас тебе расскажем
Вопросы для детей:
- Где живет лиса? (в норе)
-Чем питается?
-Как вы понимаете выражение «лиса мышует»?
Мы и для тебя приготовили угощение. Давайте все вместе сейчас разомнемся и поиграем в п. /и. «Снежки»(имитирование изготовления снежков, бросков снежков в разные цели)
- Вот и согрелись. А это что за морозные узоры? Это послание лесовика. Надо разгадать, какие животные нарисованы и, объяснить, почему в лесу мы их не встретили.
Ответы детей:
- Медведь - зимой спит в берлоге;
- Барсук – спит в своей норе;
-Лягушки зимой спят;
-Ёж спит, зарываясь в листья;
-Змеи спят под корягами.
-Вот и с последним заданием справились. (Звучит скрип снега -запись) Вы слышите?А вот и сам хозяин пожаловал.
- Здравствуй, лесовик!
Лесовик :- Здравствуйте, ребята.
Все про вас мне рассказали,
Зря вы время не теряли:
Все загадки отгадали.
Лаской, угощеньем моих зверей встречали!
Я - старик лесовик.
За лесом смотрю
И животных в обиду не даю!
-А вы хотите со мной поиграть в игру «Бывает – не бывает?»
Задания:
-Бывает или не бывает, чтобы сова улетала в дальние края?
-Бывает или не бывает, чтоб в феврале синичка птенцов кормила?
-Бывает или не бывает, чтобы зайцы в сильные морозы ели семена шишек?
-Сорока в дупле живет?
-Ежик зимой навстречу мне побежит?
Лесовик : - Молодцы и это знаете. Понравился вам мой лес и его обитатели? Много тайн и загадок хранит в себе лес. Надо его оберегать, заботиться о нем. Вся мудрость о лесе хранится в народных пословицах и поговорках. А вы, какие знаете?
Дети называют знакомые пословицы и поговорки. «Кто природу губит, тот свой народ не любит». «Птиц, зверей оберегай и всегда им помогай!». «Лес – богатство и краса, береги свои леса. «Люби лес, люби природу – вечно будешь мил народу».
Лесовик :- Как много вы знаете! Я думаю, из вас вырастут настоящие друзья и защитники леса. Приходите в гости еще и узнаете много интересного. А мне с моими зверями пора. До свидания!
- Спасибо и вам за ваши загадки, прогулку по лесу. Нам очень понравилось. До свидания! А нам пора возвращаться в д/с., в группу. Все вместе скажем волшебные слова:
-Вьюги, ветры и метели
Закружите нас скорее
В детский садик наш родной
Заберите нас с собой!
- Вот мы и вернулись. Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше запомнилось, понравилось?Предлагаю в следующий раз отправиться к лесовику весной, чтобы посмотреть, что изменится в мире зверей с приходом тепла.