Вероника Адаменко
Развитие детей раннего возраста средствами малых форм фольклора в «сотворчестве» с игровыми маркерами
▼ Скачать + Заказать документы
Использование фольклора в раннем возрасте способствует всестороннему развитию малыша. Какова значимость фольклора для детей в раннем детстве? Народные песни и сказки дают предпосылки к формированию детского воображения и творческого мышления.
Благодаря простоте и мелодичности звучания фольклорных произведений, дети раннего возраста легко запоминают незатейливые тексты, приобретая вкус к художественному слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Пение народных песен, рассказы сказок, пальчиковые игры с использованием потешек обогащают детский словарный запас, развивают артикуляционные навыки.
Ну и, конечно же, фольклор помогает освоить малышам начальные социальные знания, навыки сотрудничества, создает благоприятные условия для появления уважения к традициям и культурному наследию своего народа, формирует личностные качества и способности, которые пригодятся им в будущем.
Но знакомство малышей с колыбельной или пестушкой будет отрывочно или поверхностно ими воспринято, если со стороны взрослого не будут обозначены грамотно подобранные средства и методы ознакомления, материалы и пособия как главная составляющая для понимания образа обьекта.
Изучением и применением методов наглядности, предметного мира в развитии малышей занимались М. Монтессори, Н. А. Короткова, Т. Н. Доронова, которые считали, что благодаря демонстрации предмета (или его уменьшенной копии) внимание ребенка оказывается направленным на существенные характеристики изучаемых предметов, явлений, он быстрее и полнее познает те фрагменты действительности, которые являются предметами демонстрации; взаимодействуя с наглядным материалом он получает возможность перейти к словесной формулировке соответствующих обобщений.
В качестве наглядного материала при знакомстве с фольклорными произведениями можно использовать игровые маркеры, которые помогают лучше понимать и воспринимать сюжеты, отраженные в них.
Существует “негласная” методика использования игрового маркера при ознакомлении малыша с фольклорным произведением, например, при знакомстве с потешкой "Сорока, сорока":
1. Необходимо подготовить соответствующие тексту игровые маркеры, такие как пластмассовые фигурки сороки, посуду для каши, игрушечные воронят и т. д.
2. В процесс рассказа потешки включить игровой элемент: соединить слово с действием.
3. После нескольких прочтений потешки взрослым, предложить детям повторить действия с игровыми маркерами в тот момент, когда взрослый будет читать потешку.
4. Распределить игровые маркеры среди детей и попросить их действовать в соответствии с потешкой, которую они сами будут произносить
5. Во время игры детей поощрять их к активному участию, задавать вопросы, помогать “договаривать” слова/
Таким образом, дети смогут погрузиться в саму потешку, визуализируя ее с помощью игровых маркеров и запоминая ее в разы быстрее.
Знакомить малышей с фольклорным произведениями в сотворчестве с игровыми маркерами можно в различные режимные моменты, например, во время завтрака. Игрушки и незатейливый текст потешки (“Травка-муравка со сна поднялась, птица-синица за зерно взялась, зайка – за капусту, мышка – за корку, детки – за молоко”) создадут атмосферу игры и радости, поощряющей принятие пищи всеми детьми. Можно включать как на занятиях по развитию речи, так и качестве физминутки или динамической паузы. Во вторую половину дня знакомство с фольклором можно проводить в рамках театрализованной деятельности, которая является одним из способов привлечения внимания детей к народным произведениям.
Игровые маркеры, такие как костюмы, различный реквизит, могут значительно усилить вовлеченность детей и сделать процесс знакомства с фольклором более увлекательным и запоминающимся.
Таким образом, использование фольклора в сотворчестве с игровыми маркерами в раннем возрасте будет положительно влиять на развитие детей, способствуя их творческому, речевому, социальному и когнитивному развитию.