Людмила Тормышова
«В гостях у хозяюшки». Конспект ОД по ознакомлению с русским народным декоративно-прикладным искусством в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: дать детям представление о некоторых видах русского народного декоративно-прикладного искусства : игрушки из глины, из дерева, кружево, вышивка; дать представление о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью,нарядностью,узорчатостью,
что создает радостное настроение, украшает быт. Учить замечать
сочетание цветов, расположение элементов узора. Формировать у
детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии
произведений народных мастеров. Развивать воображение детей и
творчество.
Оборудование: кукла в народном костюме, карусель с ленточками, дымков-
ские, филимоновские игрушки, изделия хохломы (посуда, мебель,запись
народной музыки, домино «Дымковская игрушка», мольберт, «палит-
ра», кисти, тычки.
Ход занятия.
Звучит запись народной музыки. Дети входят в «русскую избу». Их встречает хозяюшка (кукла в народном костюме).
-Здравствуйте, гости, прошу в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. (Дети разглядывают предметы быта).
Воспитатель: Ребята, вам понравилась хозяюшкина изба? В ней много очень красивых вещей. А сама хозяюшка вам нравится? Чем? Посмотрите на наряд нашей хозяюшки. Как он украшен? (ответы). Для того, чтобы одежда стала нарядной, мастерицы вышивали ниткой и иголкой на ней цветы, травку, разные узоры, с помощью деревянных палочек – они называются коклюшки – плели кружева. Посмотрите на кружево, на что похож узор? (ответы).
У хозяюшки много красивой посуды. В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью. (Показ посуды). Вам нравится такая посуда? Чем она нравится? (яркая, праздничная). Позже стали делать и детскую мебель. На хохломской посуде вьется, кружится травка – былинка, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина или цветы.
-Найдите на предметах ягоды, листья, завиток, цветы. (Дети находят).
Как волшебница жар - птица
Не выходит из ума,
Чародейка, мастерица,
Золотая Хохлома.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
- А еще мастера делали разные игрушки на забаву малышам. Сейчас мы поиграем с такой игрушкой. (Проводится подв. игра «Карусель»).
У нашей хозяюшки в избе много разных игрушек. Их делали из глины, сушили, обжигали в печи. Мастера лепили фигурки животных, людей. Они считали, что эти фигурки защитят их и их детей от злых сил.
-Какое настроение создают эти игрушки?
-Как мастерицы передали нам радостное настроение? (игрушки светлые, яркие).
-Какими узорами расписаны игрушки?
Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка.
-Сейчас мы с вами найдем эти узоры на игрушках. (Дети определяют цвет и с помощью «палитры» повторяют узор на изделии сухой кисточкой).
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Конь домчит до карусели,
На седло залез Емеля.
Влез, встал, засвистал –
Засвистал, поскакал.
-А сейчас, ребята, приглашайте хозяюшку поиграть в домино «Дымковская игрушка». (Проводится игра).