Марина Скобелева
Конспект ООД по лепке из солёного теста «Подводное царство»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики
Конспект ООД
по художественно- эстетическому развитию (лепка из солёного теста)
по теме «Подводное царство»
в средней группе
Подготовила воспитатель Скобелева Марина Ивановна
Публикация «Конспект ООД по лепке из солёного теста „Подводное царство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели, подводный мир. Лепка, пластилин
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
Цель: формировать у дошкольников представление о морских обитателях, путем интеграции познавательной деятельности, речевого развития и лепки из соленого теста.
Задачи:
Обучающие: пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях; учить детей работать с соленым тестом : скатывать, сплющивать, пользоваться шаблоном, обрезать стекой, вдавливать, изображать глаза, передавать характерную форму хвоста, плавников; учить самостоятельно, применять знакомые способы и приемы украшения работы разными дополнительными художественными материалами (посыпками, крупой, ракушками).
Развивающие: развивать мелкую моторику пальцев рук; творческую инициативу и воображение; эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к окружающей природе; коммуникативные умения в коллективной творческой работе.
Методы и приемы: игровой; наглядный: презентация (слайды); словесный-беседа; использование художественного слова (стихи, загадки); практический.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций из серии «Обитатели моря», беседа о морских обитателях, чтение энциклопедии «Подводный мир», стихотворений о морских жителях, отгадывание загадок по теме.
Материал и оборудование: проектор, экран, картинки «Обитатели моря», макет (картина) морского дна, вылепленная рыбка из теста, соленое тесто, шаблоны рыбок, дощечки, клеенки, стеки, посыпки, крупа, емкости под украшения, влажные салфетки, баночки с водой, кисточки.
Музыкальный ряд: «Волшебная музыка», «Шум моря», «Шторм», спокойная фоновая музыка.
Презентация (слайды) : «Морской берег», «Спокойное море», «Шторм на море».
Форма проведения: игровая ситуация.
Интеграция содержания образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Ход занятия:
1 часть. Введение в игровую ситуацию.
Дети заходят в группу.
- Проходите, ребятишки,
И девчонки, и мальчишки!
Прошу в круг всех встать,
За руки друг друга взять.
Друг на друга посмотрите
И улыбки подарите!
- Я пришла к вам не одна –
Гостей в группу привела!
- Поздоровайтесь, ребята.
Дети: - Здравствуйте!
- Ребята, вы любите путешествовать? На чем можно путешествовать? Я хочу вас пригласить в путешествие, но куда, попробуйте догадаться сами. Рассаживайтесь на стулья, закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу, а волшебный ветер перенесет нас далеко от детского сада (звучит запись с шумом моря, прибоя.)
- Вот мы и на месте. Интересно, где это мы оказались? (на экране слайд «Берег моря». Дети высказывают свои догадки о местонахождении).
- Да, мы оказались на берегу моря. Посмотрите, какое оно красивое, большое! Как, много вокруг воды! Каким бывает море в солнечную погоду? ( предполагаемые ответы детей: синее, блестящее, ласковое, прозрачное, теплое, спокойное. На экране слайд с изображением моря в солнечную погоду (звучит запись с плеском волн, криком чаек).
- А что можно сказать о море, когда дует сильный ветер? ( предполагаемые ответы детей: темное, страшное, холодное, штормовое, бурливое. На экране слайд с изображением больших волн. (Звучит запись грозного шума и рокота волн).
Воспитатель читает стихотворение «Море» :
Вот какое море
Без конца и края,
На песчаный берег
Волны набегают.
Перестанет ветер
На море сердиться,
Станет видно, кто там
В глубине таится.
- Но нам повезло, сегодня море голубое и очень прозрачное. И на мелководье можно увидеть морское дно и его обитателей.
- Как вы думаете, кого мы можем увидеть? (Выслушиваются предположения детей). Да, в море обитает множество различных животных и рыб. А, хотите на них посмотреть?
(картинки «Подводный мир», воспитатель проговаривает название каждого обитателя).
- Тогда, отгадайте загадку, о ком она?
Вот просторы океана
Бороздит гора с фонтаном,
Бьёт хвостом, вода кипит -
Проплывает важно (Кит).
Восемь рук иль восемь ног.
Кто же это? (Осьминог.)
Вот так Чудо! Вот так Диво!
Зонтик жжётся как крапива.
Зонтик плавает в воде.
Если тронешь - быть беде! (Медуза.)
Вы знакомы с Морячком
Ходит странно он бочком.
Пятернёй своей не слаб
Морячок - спешащий (Краб.)
На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок —
Прыгает морской. (Конек)
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть — не мигаю,
Крылья есть — не летаю. (Рыба)
-Вот и увидели мы с вами морских обитателей. Хорошо здесь на теплом море, но нам пора возвращаться в детский сад. Встаньте, возьмитесь за руки, закройте глаза, а волшебный ветер перенесет нас обратно в детский сад (звучит музыка ветра) 1,2,3,4,5, в садик попади опять!
-Откройте глаза, вот мы с вами и вернулись в детский сад. Вам понравилось путешествие? Где мы побывали? Кого мы повстречали? Интересное получилось путешествие. Но из путешествия всегда привозят сувениры и подарки, а мы про них и забыли. Но, не расстраивайтесь! Давайте сами сделаем сувениры своими руками, красивых обитателей моря – разноцветных рыбок из соленого теста, которых мы только что видели и поселим их на наше морское дно (показываю картину с камешками, водорослями, ракушками).
2 часть. Объяснение нового материала.
Посмотрите, там плавает одна рыбка. Давайте ее рассмотрим (рассматриваем с детьми вылепленную из теста и высушенную рыбку : уточняем части тела (голова, туловище, плавники; на голове глаза и рот; тело покрыто чешуей) и форму тела рыбки (овальное).
Воспитатель рассказывает поэтапную работу лепки рыбки :
1 этап: берем кусок теста, скатываем в ладонях шар, сплющиваем его между ладонями, кладем на доску, кладем шаблон и вырезаем стекой силуэт рыбки, убираем лишнее тесто в баночку;
2 этап: стекой делаем насечки на плавники и хвост; рот;
3 этап: из крупы делаем глаз;
4 этап: оформление поделки - украшаем рыбку (посыпками, это чешуя нашей рыбки.
Но прежде чем приступить к работе, вспомним о морском побережье и представим, что наши руки - это маленькие рыбки, которые плещутся в голубой воде.
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
Рыбки плавают, ныряют
В чистой голубой морской воде.
(Пальцы обеих рук сложены «щепотью», руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок)
То сожмутся,
(Пальцы рук очень плотно сжимаются)
Разожмутся,
(Пальчики сильно растопыриваются в стороны)
То зароются в песке.
(Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок)
- А сейчас, ребята, я приглашаю вас за столы в нашу мастерскую, где вы и будите изготавливать свои рыбки.
3 часть.
Дети приступают к лепке (во время самостоятельной деятельности детей звучит фоновая музыка, отображающая хорошую погоду на побережье: плеск волн, крик чаек; воспитатель оказывает индивидуальную помощь). Готовых рыбок дети вместе с воспитателем размещают на картине.
4 часть. Анализ работ.
-Где мы сегодня с вами побывали? Вам понравилось наше путешествие? Посмотрите, какие разные рыбки у вас получились. Какая самая веселая, красивая, яркая? Ребята, вам нравятся получившиеся рыбки других ребят? Какие именно рыбки вам понравились? Почему они вам понравились?
- Очень красивая у нас получилась картина. Вы ею украсите группу, чтобы и ваши родители полюбовались на наши работы. А со дна моря рыбки нам прислали сюрприз (в раковине). Что это? Маленькие морские звезды (конфеты). Каждый из вас может взять себе одну (воспитатель угощает детей конфетами с морской тематикой). Пусть у вас останутся теплые воспоминания об этом путешествии.
Воспитатель: Ну вот ребята, настала пора прощаться с гостями. Давайте скажем им до свидания.
Дети: До свидания.