Аида Никульникова
Конспект ООД по лепке из солёного теста для детей старшей группы на тему «Рождественские блюда»
▼ Скачать +Заказ
Конспект ООД по художественно – эстетическому развитию для детей старшей группы на тему «Рождественские блюда»
Старший воспитатель МБДОУ д/с №36
г. Ставрополя
Никульникова Аида Феридовна
Возрастная группа : старший возраст (5-6 лет).
Содержательный компонент образовательной области: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Публикация «Конспект ООД по лепке из солёного теста для детей старшей группы на тему „Рождественские блюда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Рождественские поделки своими руками
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Конспекты занятий для детей
- Старшая группа
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Форма непосредственной образовательной деятельности: занятие.
Форма организации: подгрупповая.
Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Учебно-методический комплект:
- Основная образовательная программа дошкольного образования
-Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с нарушением опорно – двигательного аппарата.
-Скоролупова О. А. Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : ООО «Издательство Скрипторий, 2005.
- Зимина Н. В. Шедевры из соленого теста. – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
-Е. А., Глебова И. Ю. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой. // Детский сад от А до Я, 2011. - №1(49). – с. 107
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи: познакомить детей с историей празднования Рождества на Руси, формировать знания о традициях и обычаях русского народа, приобщить к устному народному творчеству.
Коррекционно – развивающие задачи: развивать связную речь, умение эмоционально, образно её окрашивать, зрительное внимание, восприятие, речевой слух.
Коррекционно-воспитательные задачи: приобщать детей к духовно – нравственным ценностям русского народа через знакомство с народными обрядами, обычаями и устным народным творчеством.
Словарная работа: козули, святочная неделя, колядовщики.
Тип занятия: ознакомление с новым материалом.
Методы и приё мы: объяснение и рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, вопросы-ответы, воображаемая ситуация, художественное слово, отгадывание загадок, игра, физминутка.
Предварительная работа: беседа «Обрядовая выпечка на Руси», изготовление солёного теста.
Педагогические технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, игровые.
Материалы и оборудование: картинки с изображениями домашних животных, традиционной рождественской выпечки- козулей; мука, соль, вода для приготовления теста; подставки для готовых изделий, салфетки, кисточки, краски, стеки, доски для лепки, прозрачный лак.
Планируемые результаты: дети слышат, понимают и умеют работать по словесной инструкции воспитателя; приемы лепки : скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание; приемы соединения деталей в поделках из соленого теста; правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста.
Индивидуальная работа с детьми на непосредственно образовательной деятельности:
-продумать посадку детей (с учетом характеристик физического развития и поведения);
-если ребенок не хочет следовать инструкциям (просьбе) педагога, лучше переключить его внимание на другой объект и попросить другого ребёнка выполнить поручение;
-если ребёнок испытывает затруднения при ответе на вопрос, следует его повторить медленнее или перефразировать;
- при неправильном выполнении ребёнком задания следует ему помочь;
-физминутку следует проводить в таком темпе, чтобы все дети успевали повторить слова и движения;
- привлекать активных детей к исправлению и уточнению ответов других детей;
- с детьми, которые испытывали затруднения при выполнении заданий, следует дополнительно провести эти же или подобные упражнения во время индивидуальных занятий;
Структура занятия:
I часть. Вводная -3 минуты
Организационный момент
II часть. Основная- 25 минут
III часть. Заключительная- 2 минуты
Организация детей на занятии :
1. Организационный момент: дети стоят перед магнитной доской, сидят на стульчиках.
2. Основная часть: дети сидят за столами перед магнитной доской, на ковре для выполнения пальчиковой гимнастики и физминутки.
3. Заключительная часть: дети стоят или сидят на ковре.
1. Вводная часть.
Занятие проходит в групповом помещении, заранее оформленном в русском народном стиле: на столе постелена скатерть, расставлена деревянная и глиняная посуда. Воспитатель в нарядном платке и переднике.
Воспитатель: Мир вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час-
Встречу тёплую такую
Мы готовили для вас.
Хлебосольством и радушием
Знаменит родной наш край:
Здесь для вас и песни русские
И медовый каравай.
Воспитатель: Ребята и родители, приглашаю вас на рождественские посиделки.
2. Основная часть
Воспитатель: Сотни лет назад на Руси было принято крещение и одним из самых любимых праздников стало Рождество. Люди заранее готовились к этому празднику: тщательно прибирали и мыли всё в доме, украшали красный угол, одевали новую одежду ( родители и дети одевают атрибуты русского народного костюма: девочки и мамы – косынки, мальчики и папы – цветные пояса). На светлой рубахе хоть плохонька, да белё хонька: к Рождеству хоть сурова да нова (воспитатель показывает картинки с изображением быта и одежды людей на Руси). Как вы думаете, что означает эта поговорка?
Дети: Люди старались красиво одеться к празднику, шили новую одежду, иногда она была не очень нарядная, но новая.
Воспитатель: Также готовили традиционные блюда. Кто знает, какие блюда готовят на Рождество?
Дети: Сладости, конфеты, выпечку и так далее.
Воспитатель: Рождество было принято отмечать дома: «В Святой вечер из дома уходить нельзя, а то скотина по весне будет по лесам да болотам плутать». Что могла означать эта примета?
Дети: Если провести праздник вне дома, то и домашние животные будут уходить со двора.
Воспитатель: Правильно! Народное название кануна Рождества – Сочельник. Название произошло от слова «сочиво», «сок». Какое блюдо называли сочиво?
Дети: Это что-то сочное, вкусное, сытное, из фруктов, потому что «сок».
Воспитатель: А, чтобы узнать ответ, отгадайте мою загадку:
Из крупы ее сварили,
Посолили, подсластили.
Эй, ну где же ложка наша!
Так вкусна на завтрак.
Дети: Каша.
Воспитатель: На Руси так называли кушанье из зёрен, значит, кашу (выставляет на доску картинку с изображением каши в горшочке или тарелке). Так как перед Рождеством соблюдался пост, то каша была постная. Как вы думаете, из чего готовили такую кашу?
Дети: Крупа, рис, гречка, пшено, не добавляли масла и сахара.
Воспитатель: Правильно! Постная каша готовилась из круп без масла.
Игра «Сварим кашу»
Воспитатель бросает детям массажный мячик и называет ингредиенты для приготовления каши. Дети должны ответить, какая каша получится:
Гречка – гречневая
Рис- рисовая
Пшено- пшённая
Молоко – молочная
Малина –малиновая
Клубника- клубничная
Овёс- овсяная
Горох- гороховая
Кукуруза- кукурузная
Перловка - перловая
Воспитатель: Также сочнями называли сдобную выпечку – ватрушки с творогом, шаньги, пряники (выставляет на доску картинки по теме).
Воспитатель: Особой традицией, присущей только рождественским праздникам, является колядование. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляя хозяев с Рождеством, желая им здоровья, благополучия и достатка. Послушайте наши заклички:
1 ребё нок: Пришла коляда
Накануне Рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку!
2 ребё нок: А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
3 ребё нок: Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас Господь
4 ребё нок: И житьём, и бытьём
И богатством;
И создай вам, Господи,
Ещё лучше того!
Воспитатель: Ребята, а как же поблагодарить колядовщиков за такие чудесные пожелания?
Дети: Сказать «спасибо», тоже пожелать им всего хорошего, подарить подарки, заплатить, угостить.
Воспитатель: К приходу колядовщиков относились очень серьёзно, взамен поздравлений одаривали их подарками: пирогами, козульками, мукой и мелкими монетами.
Родители ставят на стол тарелки с угощением и монетами.
5 ребё нок: Если дашь пирога - полон двор живота, тебе триста коров, полтораста быков.
Воспитатель: На Рождество выпекались козульки - печенья в виде фигурок животных, для раздачи колядующим. Подумайте, откуда произошло такое название?
Дети: От слова «коза».
Воспитатель: Сегодня мы с вами займёмся изготовлением козулей. Только сделаем их не в виде выпечки, а как сувениры, которые вы сможете поставить дома. Будем мы их делать из теста, которое я приготовила заранее. Посмотрите на картинки с изображениями домашних животных и отгадайте мои загадки.
У неё рога, копыта,
И на всех глядит сердито,
Но добрей она щенка,
И нальёт нам молока. (корова)
Быстрее ветра я скачу,
’’Цок-цок,’’ – копытами стучу,
Я громко ’’иго-го’’ кричу,
Садись на спину – прокачу (лошадь)
Ходят модницы за речкой -
кудри белые колечком.
А зимой из их кудряшек
бабушка носочки вяжет. (Овечка)
Воспитатель: При лепке надо обязательно слепить такие детали, по которым можно понять, какое это животное. Какая отличительная деталь у коровы? Правильно, это прямые или слегка загнутые рога. А у овцы? (Завитые рога). А у лошади? (Длинная шея, грива и хвост). Также можно сделать козули в виде кошки и собаки, а также в виде других домашних питомцев, которые живут у вас дома.
Воспитатель: Давайте сделаем небольшую разминку.
Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)
Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)
Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.)
Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)
Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.)
Индкж-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)
Свинка-толстоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.)
Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)
Баран - крутороган-чики -брыки, (Хлопаем в ладоши.)
Корова-комола-тпруки-муки, (Топаем ногами.)
Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)
Воспитатель: Фигурки можно делать как объёмные, так и плоские. Лепка из теста напоминает лепку из пластилина. Для разделения теста на отдельные части можно пользоваться стекой, ею же можно сделать на фигурках животных необходимые дополнения: глаза, рот, нос, копыта, гриву и т. д. Обязательно их поставить на специальную подставочку. Готовые козули мы запекать не будем, а высушим их на воздухе.
После того, как козули хорошо просохнут, их необходимо покрасить в соответствующие цвета. Сделать это можно гуашью или любой другой краской. Для большей долговечности лучше покрыть их прозрачным лаком, но лучше попросить об этом взрослых.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: в народе считали, что раздача козулек обеспечивает благополучие и достаток в хозяйстве. Также козульки скармливали домашним животным, чтобы они не болели, хорошо плодились и не сбегали: фигурки лошадей – коням, фигурки коров – коровам, «катушки» - овцам и т. д. Процесс изготовления козуль представлял из себя целый отдельный обряд. Тесто вымешивали мужчины, а дети занимались украшением. Фигурки лепили как плоские, так и объёмные. Эти традиции сохраняются и по сей день. Недаром говорят, что козуля в подарок – на удачу. А сейчас я поздравляю всех с Новым годом и Рождеством! Желаю вашим семьям счастья, благополучия, здоровья и достатка! А сейчас приглашаю всех к столу!