попова галина
Конспект ОД по финансовой грамотности «Как правильно делать покупки»
▼ Скачать + Заказать документы
Как правильно делать покупки
I. Организационная информация Примечание
1. Доминирующая образовательная область Познавательное развитие Согласно ФГОС ДО
2. Вид деятельности детей Игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная Согласно ФГОС ДО
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности
"Как правильно делать покупки"
2 Методы и приемы реализации содержания занятия Словесные: беседа, уточняющие вопросы, обсуждение, отгадывание загадок, решение проблемных ситуаций.
Публикация «Конспект ОД по финансовой грамотности „Как правильно делать покупки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Наглядные: просмотр слайдов «Какие бывают магазины», атрибуты игрового центра «Магазин».
Игровые: Игра «Для чего нам нужны деньги?», Игра «Хочу и надо», физкультминутка, игра «Магазин».
Практические: изготовление купюр.
3. Возрастная группа: Старшая, 5-6 лет
4. Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений
5. Задачи:
5.1 1. Обучающие: расширять знание детей о понятиях: цена, стоимость;
2. Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы3.
5.2 4. Развивающие: развивать мышление, внимание, речь;
5. активизировать словарь по теме;
6. развивать представления детей о деньгах, товарах;
стимулировать активность детей;
5.3 7. Воспитательные: воспитывать культуру поведения в общественных местах;
Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо»
6. Планируемые результаты
6.1 • ребенок имеет представление о цене, ценнике, стоимости
6.2 • развито умение пользоваться новыми словами в определенных ситуациях•
6.3 • Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
6.4 • владеет представлениями о культуре поведения в общественных местах
7 Организация среды для проведения занятий Копилка, игровой центр «Магазин», набор продуктов в корзинах, пакеты с ручками по количеству детей, картинки с обозначением отделов, ценники, нарисованные деньги и карандаши по количеству детей (для практической деятельности, форма для продавца магазина, чемодан, проектор, переносной экран, презентация магазинов, презентация с картинками поведения в магазинах.
8. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты разыгрывание сюжетно-ролевой игры «Магазин»
рассматривание иллюстраций на тему «Профессии»
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Приветствие
Добрый день, добрый час.
Как я рада видеть вас!
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели!
-Дети из подготовительной группы сделали нам подарок. Давайте, скорее, посмотрим, что же это такое?
(Воспитатель разворачивает подарок и демонстрирует копилку)
-Как вы думаете, что это такое? (копилка)
-Для чего же нужна эта копилка? (предполагаемые ответы детей)
-Правильно, чтобы копить деньги.
1.2 Мотивация деятельности детей - Как вы думаете, зачем людям нужны деньги.
Игра «Для чего нам нужны деньги?» ( воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: деньги нам нужны, а ребенок продолжает.)
-для покупки продуктов питания;
-для оплаты бытовых услуг;
-для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);
-для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
-для оплаты проезда на транспорте;
-для покупки подарков;
-для путешествий;
-для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т. д.
1.3 Целеполагание Вводная беседа
-Ребята, скажите пожалуйста, вам приходилось ходить в магазин с родителями? (Да)
-Зачем люди вообще ходят в магазин? (Чтобы делать покупки)
- Ребята, скажите, если я хочу купить хлеб, я должна идти в мебельный магазин? (Нет, в продуктовый)
-Ясно, а платье я пойду покупать в обувной магазин? (Нет, в магазин одежды)
-А что нужно, чтобы совершать покупки? (деньги)
-Как вы думаете, о чем же мы с вами сегодня будем говорить? (о деньгах и как правильно совершать покупки)
II Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Просмотр слайдов
-Давайте мы посмотрим слайды, а вы скажите какие это магазины.
2.2
Добывание нового знания Правила поведения в магазине.
-В магазине есть определенные правила поведения или в нем можно вести себя как на детской площадке: бегать, лазить, кричать? (Есть)
-И вы их знаете? (Да)
-Хорошо, тогда сегодня мы с вами отправимся в магазин совершать покупки, но для начала я хочу проверить, а точно ли вы умеете вести себя в магазине.
«В магазине детишки шалили.
Их родители заняты были.
Вот девчонка конфеты взяла,
Их открыла и есть начала.
Вот мальчишка полез с нетерпеньем
На витрину за банкой варенья.
Банку он рукавом зацепил
И с витрины её уронил».
- Как вы считаете, стоит ли так себя вести и почему? Воспитатель демонстрирует слайд.
Ответы детей.
-Правильно в магазине не нужно брать ничего без разрешения родителей.
-С этим мы разобрались, а теперь рассмотрим другую ситуацию.
«В одном магазине
Стоит на витрине,
Совсем как живой,
Котёнок из плюша –
Пушистые уши
И хвостик трубой.
Раз мимо шла мама
С дочуркой упрямой;
Увидев его,
Заныла девчонка:
«Сейчас же котёнка
Купи мне того!»
- Подскажите, ребята, а обязательно нужно маме делать эту покупку? Воспитатель демонстрирует слайд.
-Правильно, мама знает, на что у неё сегодня есть деньги и если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают.
Игра «Хочу и надо»
-Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределить деньги и поиграем в игру.
Перед вами схема потребностей и всего пять монет. Ваша задача распределить ваши деньги, не забывая выделять важное. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.
Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.
оплатить квартплату – 2 монеты
одежда – 1 монета
продукты – 1 монета
Сладости- 1 монета
игрушки-1 монета
-Ребята, я поняла, что в магазин вы уже ходили и не один раз, как вести себя в магазине вы знаете, поэтому предлагаю вам туда отправиться, но для начала разомнемся.
Физминутка
«Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
-Ребята, у нас в группе есть магазин? (Да)
- Покажите мне, где он находится?
Воспитатель с детьми подходят к магазину.
- Ребята, давайте посмотрим, как много товаров продается в нашем магазине (демонстрируются полки с товарами).
- В какой магазин мы с вами пришли? (В продуктовый)
- И что здесь продается? (Продукты)
-Верно. Но в этом магазине ужасный беспорядок, все продукты перепутаны и лежат на одной полке (всё лежит в одной большой корзине). Мы с вами попробуем навести порядок, и красиво разложим товары по полочкам.
Выставляются маленькие корзинки. Перед каждой кладется картинка того продукта, который должен там находиться (овощи, мясные продукты, молочные продукты, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия)
-Мы с вами красиво расставили наши полки, но на них пока пусто. Теперь нужно разложить наши продукты.
Дети по очереди берут, называют и раскладывают все игрушечные продукты, в подходящие корзинки, в случае затруднений у одних детей, воспитатель предлагает помочь другим детям.
Знакомство с новым словом.
- Ребята, мы с вами очень красиво и аккуратно разложили наши товары, но чтобы покупатели смогли что-то купить, они должны знать, сколько стоит тот или иной товар. Поэтому я сейчас разложу ценники. Ценники - это обозначение стоимости товара. Давайте повторим слово ценники.
- Молодцы. Итак, в овощном отделе все товары будут стоить 1 рубль (воспитатель кладет ценник перед корзинкой и проговаривает с детьми цифру1).
-В следующем отделе, товары будут стоить 2 рубля (воспитатель кладет ценник перед корзинкой и проговаривает цифру 2).
Далее воспитатель раскладывает оставшиеся ценники с 3 до 5 в оставшиеся отделы проговаривая с детьми цифры.
-Хорошо, ценники разложили, теперь мы с вами можем совершать покупки. Но для того чтобы совершать покупки, что нам понадобится? На что мы будем покупать товары? (На деньги)
- Верно, а где же нам взять деньги? (ответы детей)
- Откуда у ваших родителей появляются деньги? (Они их зарабатывают, ходят на работу)
- Всё правильно, для того чтобы появились деньги надо работать. Поэтому я предлагаю вам сейчас потрудиться.
Воспитатель подводит детей к столам, на столе лежит чемодан, в чемодане лежат деньги с цифрами, которые надо обвести по точкам.
- Как вы думаете, что может лежать в этом чемодане? (ответы детей)
-Ребята, я вам попробую помочь, вы загадки отгадывать умеете?
Отгадывание загадки.
В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. (Деньги)
Продуктивная деятельность.
- Правильно, деньги (воспитатель достаёт из чемодана деньги и показывает детям). Но пока на этих деньгах вместо цифр стоят точки, и нам с вами надо будет обвести по точкам цифры. Справитесь? (Да)
Воспитатель раздаёт деньги, и ребята приступают к выполнению задания. После того как дети обвели цифры, они отправляются совершать покупки.
-Я вижу все справились со своим заданием, и теперь мы берём свои деньги и идем в магазин. Все помнят, что в магазине люди выстраиваются в очередь? (Да)
- Ребята, раз вы пришли с деньгами в магазин и покупаете товар, то как вы называетесь? (Покупатели)
- А кто нам продаёт товар? (Продавец)
- Верно, с помощью считалочки я выберу продавца.
«Раз, два, три, четыре, пять
Будем деньги мы считать».
Выбранный ребенок становится продавцом-кассиром.
- А я буду продавец-консультант, это тот, кто помогает нам выбрать товар. Итак, ребята, у нас есть продавцы, есть покупатели, у продавцов есть товар, а у покупателей есть деньги, значит, мы с вами можем поиграть в магазин.
- Ребята, сначала подумайте, что бы вы хотели купить, но помните все деньги за один раз тратить нельзя. И если вы определись с выбором, то берете товар, подходите к кассе и платите продавцу такую же денежку сколько было указано на ценнике. И не забываем, что в магазине, как и везде надо быть вежливыми. Но сначала скажите мне, в магазине все к прилавку подходят толпой или выстраивается очередь? (Выстраивается очередь)
-Приступим? (Да)
-Ребята, продавцы в магазине целый день проводят на ногах, и чтобы расслабиться им часто приходят на помощь разминки, вам я тоже предлагаю встать и всем вместе провести весёлую зарядку.
В магазин мы все ходили и продукты там купили:
(идут по кругу)
Хлеба, мяса, молока, масла, рыбы, творога,
(руками вверх, в стороны, вперёд, на пояс, наклоны вправо, влево)
Все к обеду припасли,
(прямо, широко разводят руки)
Чуть до дома донесли.
(приседают)
-Ребята, давайте мы с вами сложим все свои покупки в большую корзину и отнесем её на кухню, чуть позже мы подумаем, что можно приготовить из них на обед.
Воспитатель и дети относят корзину на кухню, а затем садятся.
III Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Ребята, я предлагаю нам всем присесть, и вспомнить, чем мы сегодня занимались.
- Какие магазины бывают?
- Что нужно для того чтобы пойти в магазин?
- Какие новые слова вы узнали?
-Вам это было полезно?
- Ребята вы все большие молодцы!
IV Дальнейшая разработка темы
4.1 «Бартер» Игровое занятие Выполняется в детском саду.
4.2 «Путешествие в страну Финансов» Квест-игра по станциям Выполняется в детском саду.
4.3 Найти пословицы, поговорки, загадки о деньгах Совместная работа детей и родителей. Выполняется в семье.
4.4 Чтение сказок на тему финансов Подобрать необходимую литературу, оформить выставку Выполняется в детском саду и в семье.
4.5 Пополнить информацию о деньгах Оформить фотоальбом «Музей денег» Выполняется в детском саду с помощью родителей.