Анастасия Галанина
Конспект открытой ООД по духовно-нравственному воспитанию «Моя малая Родина — Вязьма»
▼ Скачать + Заказать документы
Составили:
Воспитатель I кв. категории
Галанина Анастасия Николаевна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДДТ
Лапатина Ирина Игоревна
Цель:
Способствовать формированию системы представлений о малой Родине у старших дошкольников.
Задачи:
Воспитательная - воспитывать в детях любовь и привязанность к малой Родине.
Образовательная - расширить и закрепить знания дошкольников о родном городе, его достопримечательностях и земляках;
Публикация «Конспект открытой ООД по духовно-нравственному воспитанию „Моя малая Родина — Вязьма“» размещена в разделах
- Вязаные игрушки и пособия для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающая - развивать познавательную, речевую активность, любознательность, наблюдательность.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Материалы и оборудование:
Мультимедийное оборудование, запись песни «С чего начинается Родина», план старой Вязьмы; лапти; фото:детского сада, Спасской башни, парка, герба и флага Вязьмы и других городов, памятнику Ефремову, Свято- Троицкого собора, Введенской церкви; портрет Папанова, Савицкой, Грибоедова, Чайки.
Предварительная работа с детьми воспитателя :беседа с детьми на тему «Моя малая Родина»,заучивание стихотворений о Родине, о Вязьме, рассматривание иллюстраций храмов Вязьмы.
Предварительная работа с детьми педагога дополнительного образования:
Занятие по теме «Вязьма – малая Родина», «Вязьма православная»;заучивание стихотворения «Вязьма – это город мой».
Ход мероприятия
1. Вводная часть.
Дети под песню «С чего начинается Родина» входят в зал, здороваются с гостями, садятся на свои места.
Воспитатель :Ребята,вы обратили внимание, под какую песню мы зашли в зал? Вам понравилась песня? О чем она?
Дети: О нашей Родине.
Воспитатель :Правильно, ребята. У каждого человека на земле есть Родина. Это страна, в которой он родился и вырос. Для нас – это Россия. Россия – это наша большая Родина.
Ребё нок 1:
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной сильной,
Мы Родиной нашей зовем.
Педагог дополнительного образования: Но у каждого человека, ребята, помимо большой Родины есть и малая Родина. Это тот город или посёлок где вы родились, где прошло ваше детство. Для нас малая Родина – это город Вязьма.
Ребенок 2:
На былинных смоленских просторах,
Где теряются дали в лесах,
Древний город раскинул соборы
На сбегающих к речке холмах.
Он не раз для Руси и столицы
Был щитом, как Смоленск - старший брат.
Но заставить его покориться
Не сумел ни один супостат.
Он в историю нашу навечно
Благодарной прописан строкой -
Город Вязьма над Вязьмою-речкой,
Мирный город страны трудовой.
Актуализация знаний.
Воспитатель :У каждого из вас есть в нашем городе своё любимое место. Но я знаю одно место в Вязьме, которое нас всех объединяет, которое мы все любим. Хотите узнать, что это за место? Сейчас мы отправимся в путешествие по нашему городу, мы пойдем пешком, а путь нам укажет вот эта карта. На каждой остановке нас будут ждать интересные испытания. Если вы правильно выполните задание, то сможете взять пазл - частичку нашей загадки. В конце путешествия мы эти части сложими узнаем, что же это за место, которое нас всех объединяет.
2. Основная часть.
Педагог дополнительного образования: Итак, в путь! Посмотрите внимательно на карту. Наша первая остановка… № 1. Она называется «Вязьма. Вчера и сегодня». Давайте пройдем к остановке №1.
Под весёлую музыку дети и педагоги подходят к остановке №1 «Вязьма. Вчера и сегодня».
Воспитатель :Давайте расскажем о том, что находится на этой станции
Дети по очереди берут различные предметы и рассказывают про них какую-либо информацию.
План старой Вязьмы.
- Вязьма была основана в 1239 году. Она располагается на реке Вязьма на старой Смоленской дороге. Это план старинного города. Он был окружен крепостной стеной.
Фотография Спасской башни.
- Спасская башня Вязьмы была самой высокой башней этой крепостной стены, единственная из всех, которая сохранилась до наших дней. Построили её в 17 веке.
Меч (игрушечный).
- Наш город всегда был на страже нашего отечества. Здесь велись войны, на жителей нападали литовцы, поляки, французы, немцы. Но наши войска всегда побеждали и выгоняли врагов.
Лапти.
- Это лапти. В старину их носили дети и взрослые, в городах и сёлах. Лапоть привязывался к ноге шнурками. Сегодня эта обувь забыта.
Кусок кожи.
- В нашем городе много разных предприятий. Есть заводы и фабрики. В старину у нас было много кожевенных заводов. Сейчас у нас сохранился один кожевенный завод.
Фото пряника.
- Это пряник. Раньше в Вязьме действовало 8 пряничных фабрик. Наши пряники славились по всей России. Сегодня вяземский хлебокомбинат производит пряники разных форм и с разными начинками.
Педагог дополнительного образования: Молодцы, ребята, вы много знаете о прошлом и настоящем нашего города. Давайте подведем итог этой остановки, ответив на вопросы викторины.
1. Какой город является для нас с вами малой Родиной? (Вязьма)
2. От чего произошло название города? (Вязкое, болотистое, топкое место)
3. Как называются жители нашего города? (Вязьмичи.)
4. На какой дороге лежит город Вязьма? (На старой Смоленской дороге)
Ребенок
Город наш на этом месте был основан неспроста.
Как ворота в Русь считались эти дивные места.
Город связывал все реки, все торговые пути.
Он стоит в особом месте и его не обойти.
Город древний, город славный. Золотые купола.
Город наш, тебя мы славим за твои благи дела.
Воспитатель :Молодцы, все правильно ответили. За правильные ответы вы получаете пазл отгадки.
Воспитатель :Следующая остановка (какая)№2 «Наши земляки».
Пройдем на эту остановку под №2 и посмотрим, какие задания нас ожидают.
Под весёлую музыку дети и педагоги подходят к остановке №2 «Наши земляки».
Воспитатель : Давайте посмотрим, на эти фотографии и расскажем, что мы знаем об этих людях.
Портрет Папанова.
- Это портрет Анатолия Папанова, известного актёра. Он озвучивал волка из мультфильма «Ну, погоди». Родился актер в Вязьме и прожил в ней своё детство. Значит, Вязьма для него, как и для нас, тоже малая Родина.
Портрет Грибоедова.
- Поэт Александр Грибоедов родился в Москве. Но каждое лето проводил под Вязьмой в селе Хмелита. Он написал книгу «Горе от ума».Мы будем проходить ее в школе.
Портрет Савицкой.
- Светлана Савицкая – это летчик-испытатель. Первая в мире женщина- космонавт, вышедшая в космос. В 1970-х годах проходила летную подготовку в нашем городе.
Портрет художника Чайки.
Это фотография нашего с вами земляка Виктора Максимовича Чайки. Он родился в середине 20 века в Приморском крае. А когда ему исполнилось 40 лет, он стал жить в Вязьме. Виктор Максимович – художник. Он написал много картин о нашем городе, его достопримечательностях.
Воспитатель :Ребята, мы с вами выполнили все задания на этой остановке. Получаем следующий пазл.
Воспитатель : Следующая остановка (какая) №3 «Вязьма православная».
Пройдем на эту остановку под №3 и посмотрим, какие задания нас ожидают.
Под звук колоколов дети и педагоги подходят к остановке №3 «Вязьма православная».
Педагог дополнительного образования: Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить на этой остановке? (О вере, о храмах нашего города).
Я предлагаю совершить экскурсию по Вязьме православной!
Показ презентации «Вязьма православная».
1 часть: просмотр изображений старинных Храмов города. Рассказ об их основании, названии и развитии.
2 часть: просмотр картин Чайки В. М., на которых изображены Храмы Вязьмы. Время года, цветовое решение, композиция, перспектива.
3 часть: угадывание и сравнение Храма, изображённого на картине, с его фотографией.
- Многим Храмам нашего города сотни лет. Они пережили разные войны, победы. Будем надеяться, что они простоят ещё сотни лет. И наши правнуки будут любоваться ими так же, как и мы с вами сейчас.
Получают следующий пазл.
Воспитатель : Мы отправляемся путешествовать дальше. Посмотрите на карту. Нас ждёт последняя остановка № 4 «Памятники нашего города».
Под весёлую музыку дети и педагоги подходят к остановке №4 «Памятники нашего города».
Воспитатель :В нашем городе есть памятники, которые посвящены разным событиям и людям.
Фото памятника Перновского полка.
- Этот памятник Перновскому полку установлен как символ победы доблестных предков над французами. Солдаты Перновского полка изгнали французов из Вязьмы.
Фото памятника генералу Ефремову.
- А вот памятник генерал-лейтенанту Михаилу Ефремову. Он был военачальником в годы Великой Отечественной Войны. Его армия попала в окружение. Чтобы не попасть в плен к врагу, он застрелился. Генерал является примером верности Родине, присяге и солдатам.
Фото стелы «город воинской славы».
- В 2009 году нашему городу было присвоено звание «город воинской славы». Это почётное звание присваивается за стойкость, мужество и героизм, проявленные защитниками Отечества. Через несколько лет в центре города установили эту стелу.
Воспитатель : Спасибо, дети. Вы были хорошими экскурсоводами по памятным местам нашего города. Но на этой остановке есть еще одно задание. У нашего города Вязьмы, как и у других городов и стран, есть свой герб и флаг. Здесь много гербов разных городов. Давайте найдем наш герб.
Дети выбирают из предложенных фотографий герб Вязьмы и показывают его.
Получают пазл и составляют картинку-отгадку.
Смотрите, ребята, что же получилось?
Дети:…Наш детский сад.
Воспитатель :Скажите, а можно назвать детский сад тем местом, которое нас всех объединяет? Нашей малой Родиной? Ответы детей. Знайте, ребята, что у вас есть еще одна семья, где вас тоже любят, проводят с вами интересные занятия, читают, играют.
А ещё в нашем детском саду вас учат любить друг друга, заботиться, делать подарки. Что является символом любви? Правильно, сердце.
Давайте мы с вами подарим гостям частичку нашего тепла, сердечки, которые мы сделали на занятии.
Дети дарят сердечки гостям.
Исполнение песни «Вязьма – это город мой».