Ирина Шадура
Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе «Народные рождественские праздники»
▼ Скачать
Конспект ОД ОО «Речевое развитие» в старшей группе «Народные рождественские праздники»
(Дети стоят вокруг воспитателя)
Праздник Новый год, которого мы так долго ждали,прошел, но зимние праздники не закончились. В начале января мы отмечаем замечательный праздник! Какой? (Рождество)
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе „Народные рождественские праздники“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Конспекты занятий для детей
- Рождество. Сценарии рождественских праздников для детей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Что вы знаете о Рождестве? Что это за праздник? Давайте послушаем (рассказывает один ребенок, другие дополняют)
Через две недели после Рождества люди отмечают еще один праздник – Крещение. Эти две недели – самые праздничные зимние дни. Как же называются двенадцать дней после праздника Рождества Христова до Крещения? (Святки или Святые дни (святые вечера) Издавна на Руси очень любили Святки. А почему нам расскажут дети:
Праздник этот самый длинный
Он веселый и старинный
Люди по домам не сидели,
Веселились две недели,
От Рождества и до Крещенья
Приготовив угощенье.
Пели разные колядки
По дворам ходили в святки
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Святочные развлечения - это хороводы, пляски, катание с горок, обильное угощение. Днём в это время гуляли, играли и веселились, а по вечерам собирались на посиделки, гадали или ходили ряжеными и колядовали. Даже сохранились такие пословицы: «Лето для старания, а зима - для гуляния!».
Какую веселую святочную традицию, в которой участвовали и дети, и взрослые, вы знаете? (колядование)Что делали люди, когда шли колядовать или готовились встречать гостей?
Ребята, я вам предлагаю побывать в роли колядующих и хозяев! А кто будет гостями, а кто хозяевами вы узнаете с помощью игры «Волшебный мешочек»
(дети достают из мешочка фишки с изображение хлеба или козы)
Вы догадались, кто гости, а кто хозяева? Как вы поняли? (коза главная у колядующих, а хлебом встречают гостей)
Как наряжались колядующие? (маски, шубы, тулупы, мазали лица сажей, чтобы не узнали, должен быть мешок для подарков, звезда на шесте) Подойдите к нашей костюмерной и выберите себе подходящий костюм (подсказать, что надеть хозяевам)
Пока дети одеваются поставить стол для хозяев, накрытый для чаепития и гостинцы для колядующих
Колядовщики хором
Коляда, коляда.
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рубль,
Хоть пятак,
Не уйдём из дома так!
Дайте нам конфетку,
А можно и монетку
Хозяева: Входите, гости дорогие!
Колядовщики хором: Здравствуйте!
Колядовщики хором: Сеем, сеем, посеваем, с Новым годом поздравляем!
Колядовщики хором: Чем, хозяева, нас одарите?
Что, хозяева, нам подарите?
Кувшин молока или каши горшок?
Кусок пирога или денег мешок?
Хозяева: Не плясали и не пели,
Угощенья захотели?
Погодите же, постойте,
Попляшите и попойте!
Колядовщики хором: Мы вам споём шуточные песенки – колядки.
Коляда, коляда
Покатилася звезда,
К нам сюда на святки,
Подпалила пятки!
Хозяеваа: Ах, спасибо вам, колядки,
Что пришли в наш дом на святки!
Вот вам угощенье - Вкусное печенье
Сладкие конфетки, Кушайте, детки!
(Вручает мешочек с конфетами)
Колядовщики хором: Спасибо, хозяюшка,
Вам - потешки, нам - на орешки!
Вдруг раздается грохот.
Коляда:
Ой, кто это? Вы слышали?
Гаврила:
Да это я, Гаврила! За печкою пригрелся, а вы меня разбудили…
Коляда:
Не сердись, Гаврила, это мы ненарочно.
Коляда:
Ребята, позовите Гаврюшу! Только ласково.
Дети:
Гаврюша! Гаврюша
Коляда:
А еще ласковее.
Дети:
Гаврюшенька!
Гаврила:
Аюшки!
Коляда:
Где ты был?
Гаврила:
У бабушки!
Коляда:
Что принес?
Гаврила:
Оладушки!
Дети:
Так где же они?
Гаврила:
Да я их у дверей положил…
Коляда:
Экий ты, Гаврюша, чудак!
Гаврила:
А вы, детки, как?
Коляда:
Покажите, ребята, что надо с оладушками сделать?
Дети:
На тарелку положить и маслицем полить, а потом съесть.
(Дети сначала показывают движения, как пекут и едят блинчики, затем выполняют артикуляционные упражнения «Блинчики», «Вкусное варенье», «Чистим зубки» совместно с логопедом.)
Гаврила:
А понял! (снова отворачивается).
Дети:
Гаврюша!
Гаврила:
Аюшки?
Коляда:
Где ты был?
Гаврила:
У бабушки!
Коляда:
Что принес?
Гаврила:
Лапти!
Коляда:
А где же они?
Гаврила:
А я сделал все, как вы велели, положил их на тарелку, полил масличком, а потом…
Коляда:
Что съел?
Гаврила:
Ага, съел!
Коляда:
Экий ты, Гаврила, чудак!
Гаврила:
А вы бы, дети, как?
Дети:
А мы на ножки лапти надеваем и ходим! (показывают движения).
Гаврила:
А! Понял!
Дети:
Гаврюша!
Гаврила:
Аюшки?
Коляда:
Где ты был?
Гаврила:
У бабушки!
Коляда:
Что принес?
Гаврила:
Шапку! Вот!
Коляда:
А где же она?
Гаврила:
А я ее на ножки надел и пошел гулять!
Коляда:
Экий ты, Гаврила, чудак!
Гаврила:
А вы бы, дети, как?
Дети:
А мы шапку на головку надеваем и ходим.
Спасибо Гаврила, до свидания.
- Ребята, а что еще было принято делать в святочные дни? Какая была традиция? (гадание)
Гадали обычно по вечерам, когда собирались на посиделки. Сейчас, правда, в самом разгаре зимний день, но давайте-ка мы всё же погадаем с вами вместе и узнаем, что ждет вас в будущем! Присядем в кружок! У меня в руках волшебная корзинка с разными предметами! В этой маленькой корзинке что угодно для души: ленты, щепочки, звоночки, даже есть карандаши. Вам нужно не глядя вытащить любой предмет! Как только все возьмут свой предмет, я скажу, что он обозначает! Долго не выбираем, не пытаемся отгадать, тогда гадание будет самое правильное!
Сначала скажем волшебные слова:
Что вытянули, то и сбудется!
А что сбудется, не минуется!
Я начну первая, затем вы по очереди по кругу, начиная с ….
(дети берут предмет из корзинки, накрытой платком, держат в руках)
- Ребята, а давайте пригласим наших гостей поучаствововать в святочных гаданиях! (один из детей несет корзину гостям)
Когда предметы разобраны, называется их значение
Вот мы с вами погадали, и судьбу свою узнали. На Святки, как и на Новый год, желают друг другу самого хорошего, всего самого доброго, достатка в Новом году, счастья и радости всем вам!
Есть такая примета – если звёздочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. Загадали желание? Тогда ловите! Только берегите звёздочку и вспоминайте наш праздник. (ведущий берёт мешочек, внутри мешочка лежат разноцветные звёздочки, разбрасывает звёздочки)
Лента – к обновкам, купят вам много новых вещей, нарядов.
Морковь, капуста – к здоровью, весь год болеть не будете.
Пуговица – появится у вас в этом году братик или сестричка.
Карандаш – к успехам в учёбе.
Звоночек – весь год вас ждут только хорошие новости.
Расчёска – весь год будете ходить опрятными и красивыми.
Гвоздь – часто будет у вас гость, или вы в гости будете ходить часто.
Две сцепленные скрепки – появятся у вас в этом году новые друзья.
Бусы – получите в этом году много подарков.
Конфета – весь год сладости есть будете.
Нитки – будете в этом году много путешествовать.
Свечка – работящими будете.
Деревянная щепка – крепкое здоровье, хорошая жизнь.
Денежка – к богатству, прибыли.
Погремушка – означает весёлую жизнь.
Машинка – к покупке машины,
Цветочек - к подарку,
Книга – у вас год пройдет под девизом: «учиться, учиться и учиться».
Рыбка – исполнение желания,
Ножницы – поход к парикмахеру.
Булочка – будет в вашем доме жит достаток и благополучие.
Вата - кому станется, мягкая жизнь достанется.
Рукавица – к холодной зиме