Галина Клеймёнова
Конспект ООД «Мотивы народных росписей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять умения выделять характерные особенности, называть знакомые народные игрушки (Дымка, предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Филимоново, Гжель).
- систематизировать знания о свойствах материалов, из которых изготавливаются изделия (дерево, глина, фарфор, характерных признаках народных росписей
Публикация «Конспект ООД „Мотивы народных росписей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
- продолжать учить выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, сочетания, колорит, чередование.
- упражнять в подборе относительных прилагательных;
- упражнять в рисовании геометрических (круги, овалы, полосы, точки) и растительных узоров.
Развивающие:
- развивать творческие способности через ознакомление с мотивами народного орнамента, воображение, фантазию, творческие способности
- развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор в заданной форме
- развивать художественный вкус, любовь и интерес к народному творчеству
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к прекрасному, интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
- воспитывать уважение и любовь к труду народных умельцев
- воспитывать интерес к устному народному творчеству
- воспитывать бережное отношение к продуктам своего и чужого творчества, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о декоративно-прикладном искусстве.
Рассматривание иллюстраций декоративно-прикладного искусства.
Рассматривание изделий мастеров дымковской, городецкой, филимоновской, хохломской росписи.
Знакомство с элементами росписей народного декоративно-прикладного искусства.
Оформление выставки.
Дидактическая игра «Составь узор», «Домино», «Орнамент», «Назови роспись».
Рисование элементов городецкой, дымковской, филимоновской, хохломской росписи.
Лепка дымковских и филимоновских игрушек.
Оборудование. Дымковские игрушки, филимоновские игрушки; народные промыслы : Гжель-посуда, Хохлома-посуда, Городец – доски, матрешки. Гуашь разных цветов, кисть № 3, палитра, силуэт дымковских игрушек, городецких досок, филимоновских игрушек, гжельских тарелок, хохломской посуды.
Ход ООД.
Дети стоят вокруг воспитателя.
Воспитатель.
Когда войдешь в музей искусств
Откроешь тайну красоты.
Слилось в нем все – и мысль, и чувства.
Талант, художник, чудо ты!
Ребята, сегодня мы с вами идём на экскурсию в выставочный зал, где рассмотрим работы народных мастеров – умельцев. Посмотрите, здесь собраны игрушки и посуда. Их сделали русские мастера из Дымково, Городца, Гжели, Хохломы и Филимоново
Посмотрите! Это вещи нынче
В гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть на свете
Чудо – люди – мастера!
А вот какие это мастера, вы догадайтесь сами.
Отгадайте-ка загадку:
Веселая красная глина
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня
Собачки, гусары и рыбы
А ну, назовите меня.
(Дымковская игрушка)
- Что такое Дымка? (игрушка глиняная, ее делают мастера, затем обжигают в печи. Все фигурки покрывают белой краской и начинают расписывать геометрическим орнаментом (волнистые линии, широкие и тонкие полосы, круги овалы, горошины, сочетание мелких и крупных элементов). Эта игрушка вятская.
Ребенок.
Возле Вятки самой Дымково-поселок
Окаймлен лесами уголок веселый.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Находят на выставке дымковские изделия, рассматривают.
Воспитатель. Если игрушки сделаны из глины, значит они какие? (глиняные)
Воспитатель загадывает следующую загадку:
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
(Гжель)
Воспитатель. Что такое Гжель? (изделия, сделанные из тонкого белого фарфора, которые расписывают растительным орнаментом синего, голубого цвета). После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают в печи, они становятся блестящими.
Ребенок.
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки –
Быль или небыль?
Изделие рук золотых.
Синяя сказка – глазам загляденье;
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая Гжель.
Находят на выставке изделия Гжели, рассматривают.
Воспитатель. Если изделия сделаны из фарфора, значит они какие? (фарфоровые)
Воспитатель загадывает следующую загадку:
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки
Цветами разрисованы.
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят.
И точки черно-белые.
На солнышке блестят.
Здесь ромашки и купавки,
Словно капельки росы,
Расцветают здесь розаны
Удивительной красы.
(Городец)
Воспитатель. Что же это за такая роспись - Городецкая? (Роспись по дереву. Основной мотив – цветок (розы, розаны, ромашки, купавки мерцающие
«оживкой». Фон не окрашен, имеет цвет дерева. Готовые изделия покрывают лаком.)
Ребенок. Есть на Волге город древний
По названью – Городец
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Дети находят на выставке городецкие изделия, рассматривают.
Воспитатель. Если изделия сделаны из дерева, значит они какие? (деревянные)
Воспитатель загадывает следующую загадку:
Разные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там трава вьется и цветы
Удивительной красы.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки
Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди
Называют…
(Хохломой)
Воспитатель. Что такое Хохлома? (Хохломские изделия изготовляют из липы, березы, ольхи, осины: ложки, горшки, миски, мебель и т. д. Сначала их просушивают, покрывают алюминиевым порошком и расписывают яркими красками растительным узором (завитки – стебли, травка, цветы, ягоды, листики). После росписи покрывают лаком и ставят в печь, где серебряные предметы от жара превращаются в золотые. Отсюда хохлома называется золотой.
Ребенок.
Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета в золоте траве.
Рощи-перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
Роспись хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудесней наша Хохлома.
Находят на выставке хохломские изделия, рассматривают.
Воспитатель. Хохломские изделия тоже изготовлены из дерева, значит какие они? (деревянные).
Воспитатель. Посмотрите внимательно на изделия на нашей выставке, о какой росписи мы еще не поговорили?
Дети. Филимоновская роспись.
Есть под Тулой деревенька - Филимоново зовут
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут,
А добро там не простое,
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой называется оно.
Воспитатель. Расписывают полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый – дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме: сначала накладывают желтые полосы и пятна; потом их обводят красным; затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.
Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.
Сюрпризный момент письмо и посылка
Воспитатель. Давайте откроем и узнаем, кто нам прислал письмо и посылку. Открывают посылку и письмо. В письме написано, что посылка послана с фабрики народных игрушек, за хорошие знания детей о декоративно-прикладном искусстве. Детям высланы заготовки и предлагается им самим их расписать. Распишем? (Да)
Воспитатель. Сейчас вы будете мастерами – художниками. Предлагаю вам самим выбрать заготовку для своего будущего изделия. Дети самостоятельно выбирают изделия и садятся за столы. Воспитатель помогает детям определиться с выбором рабочего места. Заранее столы расставлены с пособиями и красками.
Воспитатель. А какие пословицы вы знаете о труде?
1. Если очень стараться, будет все получаться.
2. Будет терпенье, будет и уменье.
3. Работу делать не спеши, нельзя ее делать без души.
4. Уменье и труд всё перетрут.
5. Была бы охота, заладится любая работа.
6. Что посеешь, то и пожнешь.
7. Не будет скуки, когда заняты руки.
8. Не даром говорится, что дело мастера боится.
9. Каков мастер, такова и работа.
Я вижу, вы выбрали разные заготовки, и правильно выбрали мастерскую для работы. А какие самые главные инструменты у нас? Да, это наши руки.
Пальчиковая гимнастика.
Умные руки – основа науки,
Руки – это лицо человека.
Руки о многом они говорят,
Глаз только видит, а руки творят!
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни
(смотрим на раскрытые ладоши и вертим ими)
И вот эдак и вот так, не обидятся никак.
(потираем руки).
Раз, два три, четыре, пять
(хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять.
(встряхиваем кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Под тихую русскую музыку дети работают. В конце занятия изделия мастеров выкладываются и проводится анализ детских работ.
Итог занятия.
Воспитатель. Давайте, рассмотрим, что у нас получилось. Чем мы с вами занимались? Какие росписи вспомнили? Какую поделку вы подарили бы своему другу? Почему? Все ли постарались?
Да, ребята, вы все постарались, мне тоже нравятся все ваши работы. Их можно все отправить на ярмарку, потому что они очень красивые. Вы все постарались, вложили в них душу и сердце!
Цель: Обобщить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять умения выделять характерные особенности, называть знакомые народные игрушки (Дымка, предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Филимоново, Гжель).
- систематизировать знания о свойствах материалов, из которых изготавливаются изделия (дерево, глина, фарфор, характерных признаках народных росписей
- продолжать учить выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, сочетания, колорит, чередование.
- упражнять в подборе относительных прилагательных;
- упражнять в рисовании геометрических (круги, овалы, полосы, точки) и растительных узоров.
Развивающие:
- развивать творческие способности через ознакомление с мотивами народного орнамента, воображение, фантазию, творческие способности
- развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор в заданной форме
- развивать художественный вкус, любовь и интерес к народному творчеству
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к прекрасному, интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
- воспитывать уважение и любовь к труду народных умельцев
- воспитывать интерес к устному народному творчеству
- воспитывать бережное отношение к продуктам своего и чужого творчества, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о декоративно-прикладном искусстве.
Рассматривание иллюстраций декоративно-прикладного искусства.
Рассматривание изделий мастеров дымковской, городецкой, филимоновской, хохломской росписи.
Знакомство с элементами росписей народного декоративно-прикладного искусства.
Оформление выставки.
Дидактическая игра «Составь узор», «Домино», «Орнамент», «Назови роспись».
Рисование элементов городецкой, дымковской, филимоновской, хохломской росписи.
Лепка дымковских и филимоновских игрушек.
Оборудование. Дымковские игрушки, филимоновские игрушки; народные промыслы : Гжель-посуда, Хохлома-посуда, Городец – доски, матрешки. Гуашь разных цветов, кисть № 3, палитра, силуэт дымковских игрушек, городецких досок, филимоновских игрушек, гжельских тарелок, хохломской посуды.
Ход ООД.
Дети стоят вокруг воспитателя.
Воспитатель.
Когда войдешь в музей искусств
Откроешь тайну красоты.
Слилось в нем все – и мысль, и чувства.
Талант, художник, чудо ты!
Ребята, сегодня мы с вами идём на экскурсию в выставочный зал, где рассмотрим работы народных мастеров – умельцев. Посмотрите, здесь собраны игрушки и посуда. Их сделали русские мастера из Дымково, Городца, Гжели, Хохломы и Филимоново
Посмотрите! Это вещи нынче
В гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть на свете
Чудо – люди – мастера!
А вот какие это мастера, вы догадайтесь сами.
Отгадайте-ка загадку:
Веселая красная глина
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня
Собачки, гусары и рыбы
А ну, назовите меня.
(Дымковская игрушка)
- Что такое Дымка? (игрушка глиняная, ее делают мастера, затем обжигают в печи. Все фигурки покрывают белой краской и начинают расписывать геометрическим орнаментом (волнистые линии, широкие и тонкие полосы, круги овалы, горошины, сочетание мелких и крупных элементов). Эта игрушка вятская.
Ребенок.
Возле Вятки самой Дымково-поселок
Окаймлен лесами уголок веселый.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Находят на выставке дымковские изделия, рассматривают.
Воспитатель. Если игрушки сделаны из глины, значит они какие? (глиняные)
Воспитатель загадывает следующую загадку:
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
(Гжель)
Воспитатель. Что такое Гжель? (изделия, сделанные из тонкого белого фарфора, которые расписывают растительным орнаментом синего, голубого цвета). После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают в печи, они становятся блестящими.
Ребенок.
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки –
Быль или небыль?
Изделие рук золотых.
Синяя сказка – глазам загляденье;
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая Гжель.
Находят на выставке изделия Гжели, рассматривают.
Воспитатель. Если изделия сделаны из фарфора, значит они какие? (фарфоровые)
Воспитатель загадывает следующую загадку:
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки
Цветами разрисованы.
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят.
И точки черно-белые.
На солнышке блестят.
Здесь ромашки и купавки,
Словно капельки росы,
Расцветают здесь розаны
Удивительной красы.
(Городец)
Воспитатель. Что же это за такая роспись - Городецкая? (Роспись по дереву. Основной мотив – цветок (розы, розаны, ромашки, купавки мерцающие
«оживкой». Фон не окрашен, имеет цвет дерева. Готовые изделия покрывают лаком.)
Ребенок. Есть на Волге город древний
По названью – Городец
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Дети находят на выставке городецкие изделия, рассматривают.
Воспитатель. Если изделия сделаны из дерева, значит они какие? (деревянные)
Воспитатель загадывает следующую загадку:
Разные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там трава вьется и цветы
Удивительной красы.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки
Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди
Называют…
(Хохломой)
Воспитатель. Что такое Хохлома? (Хохломские изделия изготовляют из липы, березы, ольхи, осины: ложки, горшки, миски, мебель и т. д. Сначала их просушивают, покрывают алюминиевым порошком и расписывают яркими красками растительным узором (завитки – стебли, травка, цветы, ягоды, листики). После росписи покрывают лаком и ставят в печь, где серебряные предметы от жара превращаются в золотые. Отсюда хохлома называется золотой.
Ребенок.
Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета в золоте траве.
Рощи-перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
Роспись хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудесней наша Хохлома.
Находят на выставке хохломские изделия, рассматривают.
Воспитатель. Хохломские изделия тоже изготовлены из дерева, значит какие они? (деревянные).
Воспитатель. Посмотрите внимательно на изделия на нашей выставке, о какой росписи мы еще не поговорили?
Дети. Филимоновская роспись.
Есть под Тулой деревенька - Филимоново зовут
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут,
А добро там не простое,
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой называется оно.
Воспитатель. Расписывают полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый – дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме: сначала накладывают желтые полосы и пятна; потом их обводят красным; затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.
Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.
Сюрпризный момент письмо и посылка
Воспитатель. Давайте откроем и узнаем, кто нам прислал письмо и посылку. Открывают посылку и письмо. В письме написано, что посылка послана с фабрики народных игрушек, за хорошие знания детей о декоративно-прикладном искусстве. Детям высланы заготовки и предлагается им самим их расписать. Распишем? (Да)
Воспитатель. Сейчас вы будете мастерами – художниками. Предлагаю вам самим выбрать заготовку для своего будущего изделия. Дети самостоятельно выбирают изделия и садятся за столы. Воспитатель помогает детям определиться с выбором рабочего места. Заранее столы расставлены с пособиями и красками.
Воспитатель. А какие пословицы вы знаете о труде?
1. Если очень стараться, будет все получаться.
2. Будет терпенье, будет и уменье.
3. Работу делать не спеши, нельзя ее делать без души.
4. Уменье и труд всё перетрут.
5. Была бы охота, заладится любая работа.
6. Что посеешь, то и пожнешь.
7. Не будет скуки, когда заняты руки.
8. Не даром говорится, что дело мастера боится.
9. Каков мастер, такова и работа.
Я вижу, вы выбрали разные заготовки, и правильно выбрали мастерскую для работы. А какие самые главные инструменты у нас? Да, это наши руки.
Пальчиковая гимнастика.
Умные руки – основа науки,
Руки – это лицо человека.
Руки о многом они говорят,
Глаз только видит, а руки творят!
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни
(смотрим на раскрытые ладоши и вертим ими)
И вот эдак и вот так, не обидятся никак.
(потираем руки).
Раз, два три, четыре, пять
(хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять.
(встряхиваем кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Под тихую русскую музыку дети работают. В конце занятия изделия мастеров выкладываются и проводится анализ детских работ.
Итог занятия.
Воспитатель. Давайте, рассмотрим, что у нас получилось. Чем мы с вами занимались? Какие росписи вспомнили? Какую поделку вы подарили бы своему другу? Почему? Все ли постарались?
Да, ребята, вы все постарались, мне тоже нравятся все ваши работы. Их можно все отправить на ярмарку, потому что они очень красивые. Вы все постарались, вложили в них душу и сердце!