Тахтаракова Екатерина
Конспект ОД в форме квест-игра «В поисках нот» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе продуктивной, творческой и познавательной деятельности
Задачи Обучающие:
- передавать в движении определённые образы, двигаться ритмично, соблюдая темп музыки;
- совершенствовать вокальные навыки и звуковысотный слух при распевании и знакомстве с нотами;
- слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать характерные образы, расширять словарный запас детей;
Темочки:
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Викторины и музыкальные квест-игры
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Нотная грамота. Изучаем ноты
- Ноты. Конспекты занятий
- Ноты. Сценарии развлечений
- Подготовительная группа
- Темочки
- закреплять навык игры на шумовых инструментах, знать их название; уметь самостоятельно воспроизводить заданный ритмический рисунок;
Развивающие:
- развивать дыхание, голос и координацию движений посредством логоритмики;
- синхронизировать речь и движение;
- развивать эмоциональную отзывчивость, слуховое внимание;
- продолжать развивать звуковысотный слух, чувство ритма;
- инсценировать движения в соответствии с музыкой;
- формировать певческий голос и выразительность движений.
Воспитательные:
- воспитывать культуру слушания, любовь и интерес к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью;
- воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг к другу.
Предварительная работа:
• освоение музыкального репертуара на музыкальных занятиях;
• подготовка воспитателя по вопросам музыкального воспитания;
• подготовка оборудования; запись фонограммы на СD диск; изготовление шумовых инструментов.
Оборудование: Изображение нотного стана и нот, 3 пенёчка разной высоты, игрушки трёх медведей, портреты композиторов, демонстрационные карточки к игре «Каким бывает дождик», картинки к дидактической игре «Угадай мелодию», аудиозаписи, магнитофон, сюрпризный момент – конфеты-нотки.
Ход ОД:
1. Организационный этап
Дети заходят в зал. Их встречает музыкальный руководитель.
Муз. рук. : Ребята, я очень рада вас видеть. За окном весна и у меня такое прекрасное настроение, что очень хочется поделиться им с вами. Давайте встанем в круг и возьмё мся за руки:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро – солнцу и птицам,
Доброе утро – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера!
Муз. рук. : Ребята, мы с вами находимся в музыкальном зале. А что можно делать в музыкальном зале?
Ответы детей: Петь, танцевать, играть, бегать, прыгать…
Муз. рук. : Да, я знаю, что вам здесь особенно нравится двигаться. Но я также знаю, что это ещё и очень полезно, поэтому и детям, и взрослым, и даже зверятам надо начинать утро с весёлой разминки.
2. Музыкально-ритмические движения
Музыкально – игровая разминка «Утром рано просыпаюсь».
Муз. рук. поёт и показывает движения, дети повторяют за ним.
педагог. : Утром рано просыпаюсь, просыпаюсь, просыпаюсь.
(Потягивается - руки вверх и через стороны вниз)
На зарядку собираюсь – вот, так, вот!
(Марширует на месте)
И со мною дружно в ряд, дружно в ряд, дружно в ряд,
(Чуть наклоняясь вперёд, указательным пальцем как бы считает детей)
Встают сразу…
Дети: 100 ребят, 100 ребят!
(Поднимают руки вверх, расставив пальцы, и сжимают, разжимают кулачки)
С ними вместе 100 ужей, 100 ужей, 100 ужей,
(Соединяют ладони, делают волнообразные движения – «уж ползёт», текст произносят громким шёпотом)
И конечно 100 ежей, 100 ежей.
(Складывают руки в «замок», большие пальцы соединены, остальные выпрямлены – «ёжик»)
Делают её зайчата, вот, так, вот, так!
(Приставляют ладони к голове – «ушки зайчика», прыгают вокруг себя)
И весёлые лисята, вот так вот!
(Сгибают руки в локтях перед собой – «лисьи лапки», воображая и виляя хвостиком, кружатся вокруг себя на спокойном шаге)
А в берлоге – медвежата, вот, так, вот, так!
(Разводят руки в стороны, переваливаются с ноги на ногу, произносят текст низким голосом)
А в болоте – лягушата, вот так вот!
(Сгибают руки в локтях, разводят руки в стороны, расставив пальцы – «лягушачьи лапки», делают пружинку вправо-влево)
Даже страшный крокодил всю зарядку разучил!
(Соединяют ладони, правая рука сверху – «пасть крокодила», открывают и закрывают «пасть», произносят текст громким шёпотом)
Показала нам и кошка всю зарядку…
(Умываются то одной «лапкой» по «мордочке», то другой)
На окошке. (Кладут голову на «лапки»)
А вверху на нашей крыше
(Поднимают руки над головой, соединив кончики пальцев рук, локти в сторону – «крыша домика»)
Делают зарядку мыши.
(Сгибают руки в локтях перед собой – «мышиные лапки», быстро ими перебирая, кружатся на носочках вокруг себя, произносят текст высоким голосом)
Утром рано мы встаём,
(Потягиваются - руки вверх и через стороны вниз)
А дальше песенку поём.
(Руки на поясе, «пружинка» вправо-влево)
Муз. рук. : А о чём же в ней поётся?
Дети: Как нам весело живётся! (хлопают в ладоши)
3. Беседа
Педагог: Это значит, вы будете сейчас петь весёлую песенку?
Дети: Да!
Педагог: Здорово! Ребята, но прежде чем вы её нам споёте, я хотела бы у вас кое-что узнать. Как вы думаете, где живёт ваша песенка? Откуда она берёт своё начало?
Ответы детей.
Педагог: Да, фантазия у вас работает хорошо! Но я вижу, вам нужна моя помощь. На самом деле все песни, да и вообще музыкальные произведения живут вот в таких книгах (показывает детям нотную тетрадь, где музыка записывается специальными знаками. Кто-нибудь из вас может сказать, как они называются?
Ответы детей.
Педагог: Совершенно верно! Знаете ли вы сколько всего нот существует?
Ответы детей.
Муз. рук. : Вы молодцы!. Музыкальный руководитель подводит детей к доске с изображением нотного стана и нот.
В музыке всего 7 нот, но каждая имеет своё название – (пропевает и показывает) ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
4. Распевка
Муз. рук. : Чтобы вы лучше их запомнили, я спою про ноты песенку, а в конце мы каждую нотку пропоём вместе, а (имя ребёнка) нам будет указывать на нотки.
Песня «Каждый звук имеет своё имя или Песенка про ноты»
Муз. рук. : Теперь вы мне можете ответить, где живёт ваша песенка?
Дети: В нотах!
Муз. рук. : А вот и ноты «Весёлой песенки». (Берёт с пианино макет нот «Весёлой песенки»). Подходите к пианино, сейчас мы её споём. (Садится за инструмент, открывает песенку, а там всего 2 ноты)
5. Проблемная ситуация
Педагог: Так, так, так! Ребята, вы ничего не замечаете? Здесь всего 2 ноты, а должно быть…сколько?
Дети: Семь!
педагог: Да, значит, сегодня мы песню спеть не сможем! Что же нам делать?
Дети: Нужно эти ноты отыскать.
Педагог. : Давайте вместе их найдем. Вот смотрите в тетради дерево нарисовано, для чего?
Дети: Давайте посмотрим у нашего дерева (Подходят к дереву, под деревом лежат картинки).
Педагог: Давайте их рассмотрим. (Показывает картинки детям и просит назвать то, что они видят).
Педагог: Точно, это же картинки к игре «Угадай мелодию». И знаете, что я заметила? Что все эти картинки к произведениям композитора П. И. Чайковского. Я много раз показывала вам его портрет, поэтому вы без труда должны узнать его среди других русских композиторов. Подойди, (имя ребёнка, к столу и найди нам портрет П. И. Чайковского. Покажи его всем детям.
Муз. рук. : О! А вот и первая пропавшая нотка! Поздравляю! Сейчас мы её вернём в вашу песенку. (Отклеивает нотку от портрета и прикладывает к линеечке в песенке).
Давайте поиграем в «Угадай мелодию», чтобы найти следующую нотку, вернёмся к нашим картинкам. Давайте поудобнее устроимся (Дети располагаются как им удобно для игры). Слушайте внимательно, не отвлекайтесь.
6. Слушание
Музыкально-дидактическая игра «Угадай мелодию»
1. Звучит «Песня жаворонка». Поднимают картинки те дети, у которых изображён жаворонок.
Муз. рук. спрашивает одного из поднявших картинку детей, что это за произведение П. И. Чайковского. Ребёнок отвечает. А второго ребёнка спрашивает, почему он решил, что это именно «Песня жаворонка», какие музыкальные средства использовал композитор для передачи образа жаворонка (высокий регистр, быстрый темп, трели, напоминающие пение птицы).
2. Звучит «Осенняя песнь». Детям задаются те же вопросы.
3. Звучит «Подснежник».
4. Звучит «Масленица»
.
Муз. рук. : Интересно зачем эта картинка с пенечками?
Муз. рук. : Три пенька разной высоты и три медведя разного размера. Что это вам напоминает?
Муз. рук. : Молодцы! Посмотрите, а пенечки все разной высоты, как и звуки в музыке. Есть звуки высокие (произносит высоким голосом и показывает рукой на высокий пенёк, средние (произносит нормальным голосом и показывает рукой на средний пенёк) и низкие (произносит низким голосом и показывает рукой на низкий пенёк). Давайте рассадим этих мишек на пеньках. Но для этого вам надо вспомнить, кто каким голосом говорил.
7. Развитие звуковысотного слуха
Музыкально-дидактическая игра «Кто поёт?»
Муз. рук. : «Кто лежал в моей кроватке?» - спросил… кто?
Дети: Михайло Иваныч.
Муз. рук. : На каких звуках я играла, (имя ребенка? Ребёнок отвечает. Посади, пожалуйста, медведя на пенёк, соответствующий низким звукам. Ребёнок выполняет задание.
Муз. рук. : Ребята, мы выполнили задание, а значит где-то должна быть потеренная нотка. А лежит она под одним из этих пенёчков. Чтобы узнать под каким, внимательно слушайте, чей сейчас голос будет звучать.
Муз. рук. : Ребята, дождик начинается! Прячьтесь, пока не намокли под весенним дождиком. (Дети рассаживаются на стульях перед пианино).
Ребята, а как вы думаете, дождь в разное время года одинаковый или разный?
Ответы детей: Может быть сильный, может редкий и слабый.
Муз. рук. : Я абсолютно с вами согласна и считаю, что у каждого дождика своя музыка и свой ритм. Давайте изобразим шум дождя.
Вот весенний дождик робкий, ещё не набравший силу. Его можно изобразить колокольчиком в таком ритме:___
Осенний дождик напротив – сильный, шумный, шуршащий. Его можно изобразить маракасами в таком ритме:___
Летний дождик несколько томный, жаркий.
Озвучим его бубнами так:___
А зимой дождик почти не слышный – «замороженный», потому что от мороза капельки превращаются в льдинки. Вот так!
Редко играет на треугольнике:___
Ребята, а вы сами хотите озвучить музыку дождя?
Дети: Да!
8. Развитие ритмического слуха
Ритмическая игра с использованием шумовых инструментов «Каким бывает дождик» («Музыкальная палитра» №3/2011 – с. 32).
Музыкальный руководитель раздаёт инструменты.
Муз. рук. : Ребята, давайте договоримся, что сначала мы озвучиваем весенний и осенний дождик, а потом летний и зимний. Будьте внимательны, чтобы музыка получилась красивой, нужно внимательно слушать и ритмично играть на инструменте.
Муз. рук. : Какой замечательный у нас получился оркестр! Ребята, а вам понравилось быть музыкантами?
Дети: Да!
Муз. рук. : Отлично! (Имя ребенка, выбери, пожалуйста, ритмическую карточку, которая отображает летний дождь. Показывает всем. А (имя ребенка) покажет нам ритмическую карточку осеннего дождя. Показывает и обнаруживает на обратной стороне нотку и картинку с танцующими детьми.
Муз. Рук. : Вы такие молодцы! У нас есть уже шесть нот! Но что может означать последняя подсказка? Ответы детей. Правильно, давайте потанцуем, ставайте в круг. Помните, я рассказывала вам истории разных танцев, их происхождение, знакомила с характерными движениями. Вот наша последняя игра будет заключаться в следующем: я буду играть вам музыку разных танцев: вальса, польки, русской плясовой, русской хороводной, цыганской народной и музыку современного танца, и всё это в разной последовательности, а вы, внимательно слушая, будете выполнять характерные для того или иного танца движения. Ну, что, правила игры понятны?
Дети: Да!
Муз. Рук. : Тогда начнём!
9. Развитие эмоциональной отзывчивости и чувства ритма
Игра «Узнай танец»
1. Вальс (кружение в паре) – Грибоедов «Вальс».
2. Русская плясовая («ковырялочка» или «присядка») – «Я с комариком плясала».
3. Цыганский танец (ударить в ладоши перед грудью, приподнять в сторону согнутую в колене правую ногу – правую руку в сторону вниз, левая в сторону вниз) – «Цыганочка».
4. Русская хороводная (держась за руки идут хороводным шагом, оттягивая носочек) – «Сударушка».
5. Полька (подскоки вокруг себя, руки на поясе) – М. Глинка «Полька».
6. Современный танец (твистовые движения) – «Регтайм».
Муз. рук. : Вы отлично справились с этим заданием, замечательно танцевали. Но как же нам отыскать последнюю нотку? (она спрятана под иллюстрацией хороводного танца).
Муз. рук. : Молодцы! Я с радостью сообщаю, что теперь, когда все недостающие пять нот вернулись в вашу Весёлую песенку, вы наконец-то сможете её спеть (муз. рук. включает запись «Весёлой песенки», звучит вступление). А вот она уже заиграла!
10. Пение
Весёлая песенка (музыка А. Ермолова)
11. Подведение итогов
Педагог: : Ребята, я хочу отметить, что сегодня вы меня очень порадовали. Вы справились со всеми заданиями, смогли найти все недостающие нотки для своей песенки. И песенка в свою очередь тоже дарит вам нотки, но нотки необычные. (Музыкальный руководитель берёт поднос с конфетами, на которых наклеены нотки двух цветов). Посмотрите, они разноцветные! Если у вас хорошее настроение от сегодняшней нашей встречи - возьмите жёлтую нотку, а если вам было скучно, не интересно, возьмите синюю нотку.
Дети разбирают нотки.
Педагог: Я вижу, что вы выбрали жёлтые нотки. А что сегодня на занятии для вас показалось самым интересным?
Ответы детей.
Педагог: А вам было сегодня трудно? Ответы детей.
А какое задание было самое трудное для вас? Ответы детей.
Педагог: Вы трудились не напрасно, все согласны?
Дети: Да, согласны!
Педагог: А настроение у вас, я думаю, конечно…
Дети: Класс!
Педагог: Ну а теперь на улицу гулять ступайте,
Но улыбаться всем не забывайте!